$ 498.34  519.72  4.85

Президента Казахстана исполняет гуманистическую миссию по продвижению межрелигиозного сотрудничества

Феномен Президента Казахстана как одного из видных политических деятелей современности заключается в том, что он мыслит и действует глобально, не ограничиваясь рамками национальных интересов, считает первый заместитель директора Международного центра культур и религий, член-корреспондент МАНПО РФ Карлыгаш Калилаханова в статье, опубликованной в «Казахстанской правде».

Инициативы руководителя нашего государства устремлены в будущее. Одно из ярких свидетельств тому – проведение в Астане съездов лидеров мировых и традиционных религий. На гостеприимной казахстанской земле по инициа­тиве Президента Нурсултана Назарбаева состоялись четыре съезда религиозных лидеров – в 2003, 2006, 2009 и 2012 годах. В этом контексте наша страна выполняет великую миссию прочного моста для диалога и взаимодействия Востока и Запада. Республика признана мировым сообществом важным международным центром межцивилизационного и межрелигиозного диалога.

Сейчас в столице Казахстана в пятый раз проходит встреча духовных иерархов, уникальность которой заключена в цент­ральной теме съезда – "Диалог религиозных лидеров и политических деятелей во имя мира и развития". Участников астанинского саммита объединяет понимание целостности мира и ощущение общности перед глобализацией конфликтов, превращением их в потрясения мирового порядка. В ходе пленарных и секционных заседаний V съезда идет обстоятельный разговор об эффективности принимаемых религиозными и политическими деятелями мер по обеспечению бесконфликтного будущего обществ и государств, о выработке международным сообществом новых стратагем и инструментариев для противодействия изменившимся угрозам миру.

От съезда в Астане ждут новой интегральной философии диалога религии и политики, взаимопонимания между религиозными лидерами и политическими деятелями. Такого феномена в мировой политике не было раньше. "Изменяя себя, изменяю мир", – говорили древние мудрецы. Девиз этот, вечный для всех эпох и времен, является современным кредо казахстанской политики.

В конце ХХ века история впервые дала возможность Казахстану обрести государственную независимость. В открывшихся перед молодым государством безбрежных горизонтах Президент Нурсултан Назарбаев нашел ключ к балансу между экономической и политической модернизацией, внутренней и внешней политикой, ближайшими и долго­срочными интересами страны, позволивший Лидеру нации уверенно вести государственный "корабль" сквозь рифы и ураганы времени, не отклоняясь от намеченного курса.

Американский политолог Ю. Дженнингс справедливо утверждает, что "великий лидер "чувствует" ситуацию и знает, когда он может ее обратить в свой актив". Эти слова в полной мере относятся к казахстанскому Лидеру нации – мудрому прогрессивному политику нового типа, нацеленному на воплощение идеи модернизации страны. Основной фактор достигнутых страной успехов – это дальновидные, глубоко продуманные политические решения, принятые с учетом подлинных интересов государства и общества, отраженные в программах, последовательно реализуемых во всех отраслях.

Казахстан как энергичный и ответственный игрок на мировой арене при выработке концептуальных основ своей политики на долгосрочную перспективу учитывал также особенности и специфику трендов новой эпохи. Было выработано четкое понимание, что эпоха, ориентирующаяся только на ценности потребительского общества, исчерпала себя. Прежняя официальная система ценностей не отвечает реалиям современности, характеризующейся катастрофами социального и экологического характера, ломкой научной картины мира, разрушением духовности и расколом людей. В этих сложнейших условиях главной составляю­щей возрождения, становления и развития суверенного Казах­стана стал переход от жесткого экономического детерминизма к цивилизованному разуму, утверждающему сохранение и обновление многонационального наследия духовно-нравственных ценностей, формирование новой моральной доктрины, поиск путей и форм диалога, создание универсальных диалоговых платформ.

Как известно, Казахстан имеет многовековой опыт мирного сосуществования различных этносов и конфессий, культур и традиций. Но время потребовало по-новому взглянуть на многие ключевые вопросы в этой сфере. Глава государства принимает первым из постсоветских лидеров важное решение – отбросить ставший привычным подход к религии как «опиуму», к религиозным учениям как дог­ме. Выступая в 1992 году на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Нурсултан Назарбаев особо подчеркнул: «Мы в Азии живем на удивительной земле. Все крупнейшие религии мира – иудаизм, буддизм, христианство, ислам – родились именно на святых землях нашего континента. Все духовные учителя человечества – от Лао Цзы и Гаутамы Будды, Иисуса Христа и Мухаммеда до величайших умов современности уровня Махатмы – родом именно из наших земель. Я убежден, что нам нужны коллективный поиск наилучших путей адаптации к вызовам будущего, формирование новых основ существования человечества в условиях как никогда целостного мира».

Новые тренды мирного сосуществования и взаимодействия обществ и государств нашли свое воплощение во многих глобальных инициативах Президента Казахстана, среди которых особое место занимает Съезд лидеров мировых и традиционных религий, достойный войти в хрестоматийные тексты обществоведческих наук. Глава государства возложил на себя, на своих соотечественников практическую миссию по обеспечению диалога религий и их лидеров, чего не было никогда прежде в истории.

Говоря об истоках организации Съезда лидеров мировых и традиционных религий, необходимо обратиться к его автору – Президенту нашего государства, который в одном из своих интервью отмечал: "…идея съезда возникла не на пустом месте. Встречаясь с лидерами религий, я всегда говорил, что такая встреча очень важна для дела мира и согласия. 13 февраля 2003 года в Казах­стане состоялась меж­дународная конференция по укреплению мира и согласия между верующими людьми разных религий. В ней приняли участие представители христианских, мусульманских, еврейских организаций. Эта встреча сыграла свою роль в сближении религий, культур и народов. Поэтому я рассматриваю Съезд лидеров мировых религий в Астане как очень важное звено в новом направлении международной политики. Пришла пора подключить огромные возможности и ресурсы, которыми располагают мировые религии, к решению назревших политичес­ких, экологических, духовных проблем человечества. Речь идет о самом существовании человеческой цивилизации. Происшедшие за последние годы изменения не сделали мир безопаснее. Все время возникают новые глобальные угрозы. По сути дела, человек принял на себя функции высших сил. Но разумно ли он распоряжается своей мощью? Вот почему всем нам хотелось бы услышать голос религиозных деятелей. Слово авторитетного религиозного деятеля в сегодняшнем мире не менее значимо, чем слово известного политика".

На мой взгляд, в этих словах Президента страны дано глубокое, всестороннее и исчерпывающее пояснение формуле съезда, воспринимаемое позитивно в стране и за рубежом. Так, за короткое время эффективная роль этого астанинского саммита в развитии диалога и согласия, взаимного уважения и доверия между духовными лидерами, принадлежащими к разным мировым и традиционным религиям, неоднократно удостаивалась высокой оценки международного сообщества.

Съезд сумел внести ощутимый вклад в реализацию идеи о глобальном диалоге цивилизаций, культур и религий. С его деятельностью практически начался процесс духовного сближения между народами планеты, к которому присоединились другие форумы, направленные на продвижение межрелигиозного, межкультурного и межцивилизационного диалога и взаи­мопонимания, – это Альянс цивилизаций, Общество святого Эджидия, конференции межрелигиозного диалога в Дохе, Мекканская международная мусульманская конференция, Мадридский международный форум и другие.

С момента I съезда, миссия которого заключалась в поиске общечеловеческих ориентиров в мировых и традиционных формах религий, создании постоянно действующего международного межрелигиозного института для осуществления диалога и принятия согласованных решений, практически прошло 12 лет. За этот краткий по историческим меркам период состоялись еще три съезда, в них приняли участие представители ислама, христианства, иудаизма, буддизма, синтоизма, даосизма и других религий, несмотря на то что между многими из них еще сохраняются противоречия. Крупным достижением является то, что на платформе астанинского межрелигиозного саммита неизменно проводится содержательный диалог по духовному сближению общин и народов, принимаются совместные декларации и обращения духовных лидеров ко всем людям доброй воли. Состоявшиеся съезды укрепляли связи между представителями различных религий и конфессий, способствующие неуклонному росту между религиозными общинами доверия и взаимного уважения. Позитивная роль съезда религиозных лидеров все более признается в мире. Безусловно и то, что роль такого уникального межрелигиозного саммита в будущем будет неизменно возрастать и может стать сопоставимой со статусом таких влиятельных международных организаций, как ООН, ОБСЕ и другие.

Следует особо подчеркнуть, что инициатива Президента отвечает прежде всего национальным интересам государства. Съезд стал брендом нового Казахстана, который изменил парадигму развития государств и обществ – от модели конфликта цивилизаций, культур и религий к модели диалога и согласия на основе толерантнос­ти, доверия, гармонии.

Нурсултан Назарбаев, говоря о миссии съезда, подчеркивает, что своим примером Казахстан наглядно демонстрирует миру, что разные народы, разные религии и верования вполне могут сосуществовать и развиваться в благоприятных, мирных условиях. Показательно, что растущий интерес к участию в работе астанинского межрелигиозного саммита проявляют авторитетные политические лидеры и руководители таких влиятельных международных организаций, как ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Альянс цивилизаций и других.

В настоящее время астанинская межрелигиозная платформа непрерывно институционализируется. С 2003 года действуют рабочие органы съезда – секретариат и его рабочая группа, сформированные из представителей лидеров мировых и традиционных религий, которые осуществляют подготовку и проведение саммита, выработку глобальной повестки дня заседаний, концепций, итоговых до­кументов и иных материалов. Со дня проведения в Астане в 2003 году I съезда состоялось 13 заседаний секретариата съез­да. На IV съез­де в 2012 году прошло первое заседание Совета религиозных лидеров, в состав которого вошли лидеры 14 мировых и традиционных религий.

По инициативе Главы нашего государства специально для работы Съезда лидеров мировых и традиционных религий построено величественное и прекрасное архитектурное сооружение – Дворец Мира и Согласия, под сводами которого вот уже более десяти лет собираются духовные иерархи и где ими принимаются исторические решения. Создан Международный центр культур и религий – рабочий орган и неотъемлемая структура съез­да, секретариата съезда и его рабочей группы.

Анализируя итоги состоявшихся в Астане межрелигиозных саммитов, можно уверенно утверждать, что съезд религиозных лидеров стал заметным явлением в мировой геополитике, так как в нем заключен колоссальный позитивный опыт, востребованный временем и прогрессивным мировым сообществом, поддерживающийся лидерами государств, привлекаю­щий интерес отечест­венных и зарубежных ученых и экспертов.

Религиозные лидеры современности высказываются сегодня о том, что Казахстан является государством, способным указать мирный путь к решению конфликтов и стать достойным примером, образцом для подражания. Нет сомнений, новый импульс межцивилизационным и межрелигиозным отношениям придаст V съезд, парадигма которого четко и ясно обозначена Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым­: "Религиозные лидеры должны поощрять политиков на пути мира и согласия. Богатства этого мира, созданного Всевышним, должны присутствовать на всех уровнях мировой политической системы".

Собственно, в этом заключена гуманистическая миссия Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в его предвидении истоков человеческого могущества, альфой и омегой которого выступают взаимопонимание, согласие, толерантность и сотрудни­чество – непреходящие ценности человеческой цивилизации.

Инициативы руководителя нашего государства устремлены в будущее. Одно из ярких свидетельств тому – проведение в Астане съездов лидеров мировых и традиционных религий. На гостеприимной казахстанской земле по инициа­тиве Президента Нурсултана Назарбаева состоялись четыре съезда религиозных лидеров – в 2003, 2006, 2009 и 2012 годах. В этом контексте наша страна выполняет великую миссию прочного моста для диалога и взаимодействия Востока и Запада. Республика признана мировым сообществом важным международным центром межцивилизационного и межрелигиозного диалога.

Сейчас в столице Казахстана в пятый раз проходит встреча духовных иерархов, уникальность которой заключена в цент­ральной теме съезда – "Диалог религиозных лидеров и политических деятелей во имя мира и развития". Участников астанинского саммита объединяет понимание целостности мира и ощущение общности перед глобализацией конфликтов, превращением их в потрясения мирового порядка. В ходе пленарных и секционных заседаний V съезда идет обстоятельный разговор об эффективности принимаемых религиозными и политическими деятелями мер по обеспечению бесконфликтного будущего обществ и государств, о выработке международным сообществом новых стратагем и инструментариев для противодействия изменившимся угрозам миру.

От съезда в Астане ждут новой интегральной философии диалога религии и политики, взаимопонимания между религиозными лидерами и политическими деятелями. Такого феномена в мировой политике не было раньше. "Изменяя себя, изменяю мир", – говорили древние мудрецы. Девиз этот, вечный для всех эпох и времен, является современным кредо казахстанской политики.

В конце ХХ века история впервые дала возможность Казахстану обрести государственную независимость. В открывшихся перед молодым государством безбрежных горизонтах Президент Нурсултан Назарбаев нашел ключ к балансу между экономической и политической модернизацией, внутренней и внешней политикой, ближайшими и долго­срочными интересами страны, позволивший Лидеру нации уверенно вести государственный "корабль" сквозь рифы и ураганы времени, не отклоняясь от намеченного курса.

Американский политолог Ю. Дженнингс справедливо утверждает, что "великий лидер "чувствует" ситуацию и знает, когда он может ее обратить в свой актив". Эти слова в полной мере относятся к казахстанскому Лидеру нации – мудрому прогрессивному политику нового типа, нацеленному на воплощение идеи модернизации страны. Основной фактор достигнутых страной успехов – это дальновидные, глубоко продуманные политические решения, принятые с учетом подлинных интересов государства и общества, отраженные в программах, последовательно реализуемых во всех отраслях.

Казахстан как энергичный и ответственный игрок на мировой арене при выработке концептуальных основ своей политики на долгосрочную перспективу учитывал также особенности и специфику трендов новой эпохи. Было выработано четкое понимание, что эпоха, ориентирующаяся только на ценности потребительского общества, исчерпала себя. Прежняя официальная система ценностей не отвечает реалиям современности, характеризующейся катастрофами социального и экологического характера, ломкой научной картины мира, разрушением духовности и расколом людей. В этих сложнейших условиях главной составляю­щей возрождения, становления и развития суверенного Казах­стана стал переход от жесткого экономического детерминизма к цивилизованному разуму, утверждающему сохранение и обновление многонационального наследия духовно-нравственных ценностей, формирование новой моральной доктрины, поиск путей и форм диалога, создание универсальных диалоговых платформ.

Как известно, Казахстан имеет многовековой опыт мирного сосуществования различных этносов и конфессий, культур и традиций. Но время потребовало по-новому взглянуть на многие ключевые вопросы в этой сфере. Глава государства принимает первым из постсоветских лидеров важное решение – отбросить ставший привычным подход к религии как «опиуму», к религиозным учениям как дог­ме. Выступая в 1992 году на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Нурсултан Назарбаев особо подчеркнул: «Мы в Азии живем на удивительной земле. Все крупнейшие религии мира – иудаизм, буддизм, христианство, ислам – родились именно на святых землях нашего континента. Все духовные учителя человечества – от Лао Цзы и Гаутамы Будды, Иисуса Христа и Мухаммеда до величайших умов современности уровня Махатмы – родом именно из наших земель. Я убежден, что нам нужны коллективный поиск наилучших путей адаптации к вызовам будущего, формирование новых основ существования человечества в условиях как никогда целостного мира».

Новые тренды мирного сосуществования и взаимодействия обществ и государств нашли свое воплощение во многих глобальных инициативах Президента Казахстана, среди которых особое место занимает Съезд лидеров мировых и традиционных религий, достойный войти в хрестоматийные тексты обществоведческих наук. Глава государства возложил на себя, на своих соотечественников практическую миссию по обеспечению диалога религий и их лидеров, чего не было никогда прежде в истории.

Говоря об истоках организации Съезда лидеров мировых и традиционных религий, необходимо обратиться к его автору – Президенту нашего государства, который в одном из своих интервью отмечал: "…идея съезда возникла не на пустом месте. Встречаясь с лидерами религий, я всегда говорил, что такая встреча очень важна для дела мира и согласия. 13 февраля 2003 года в Казах­стане состоялась меж­дународная конференция по укреплению мира и согласия между верующими людьми разных религий. В ней приняли участие представители христианских, мусульманских, еврейских организаций. Эта встреча сыграла свою роль в сближении религий, культур и народов. Поэтому я рассматриваю Съезд лидеров мировых религий в Астане как очень важное звено в новом направлении международной политики. Пришла пора подключить огромные возможности и ресурсы, которыми располагают мировые религии, к решению назревших политичес­ких, экологических, духовных проблем человечества. Речь идет о самом существовании человеческой цивилизации. Происшедшие за последние годы изменения не сделали мир безопаснее. Все время возникают новые глобальные угрозы. По сути дела, человек принял на себя функции высших сил. Но разумно ли он распоряжается своей мощью? Вот почему всем нам хотелось бы услышать голос религиозных деятелей. Слово авторитетного религиозного деятеля в сегодняшнем мире не менее значимо, чем слово известного политика".

На мой взгляд, в этих словах Президента страны дано глубокое, всестороннее и исчерпывающее пояснение формуле съезда, воспринимаемое позитивно в стране и за рубежом. Так, за короткое время эффективная роль этого астанинского саммита в развитии диалога и согласия, взаимного уважения и доверия между духовными лидерами, принадлежащими к разным мировым и традиционным религиям, неоднократно удостаивалась высокой оценки международного сообщества.

Съезд сумел внести ощутимый вклад в реализацию идеи о глобальном диалоге цивилизаций, культур и религий. С его деятельностью практически начался процесс духовного сближения между народами планеты, к которому присоединились другие форумы, направленные на продвижение межрелигиозного, межкультурного и межцивилизационного диалога и взаи­мопонимания, – это Альянс цивилизаций, Общество святого Эджидия, конференции межрелигиозного диалога в Дохе, Мекканская международная мусульманская конференция, Мадридский международный форум и другие.

С момента I съезда, миссия которого заключалась в поиске общечеловеческих ориентиров в мировых и традиционных формах религий, создании постоянно действующего международного межрелигиозного института для осуществления диалога и принятия согласованных решений, практически прошло 12 лет. За этот краткий по историческим меркам период состоялись еще три съезда, в них приняли участие представители ислама, христианства, иудаизма, буддизма, синтоизма, даосизма и других религий, несмотря на то что между многими из них еще сохраняются противоречия. Крупным достижением является то, что на платформе астанинского межрелигиозного саммита неизменно проводится содержательный диалог по духовному сближению общин и народов, принимаются совместные декларации и обращения духовных лидеров ко всем людям доброй воли. Состоявшиеся съезды укрепляли связи между представителями различных религий и конфессий, способствующие неуклонному росту между религиозными общинами доверия и взаимного уважения. Позитивная роль съезда религиозных лидеров все более признается в мире. Безусловно и то, что роль такого уникального межрелигиозного саммита в будущем будет неизменно возрастать и может стать сопоставимой со статусом таких влиятельных международных организаций, как ООН, ОБСЕ и другие.

Следует особо подчеркнуть, что инициатива Президента отвечает прежде всего национальным интересам государства. Съезд стал брендом нового Казахстана, который изменил парадигму развития государств и обществ – от модели конфликта цивилизаций, культур и религий к модели диалога и согласия на основе толерантнос­ти, доверия, гармонии.

Нурсултан Назарбаев, говоря о миссии съезда, подчеркивает, что своим примером Казахстан наглядно демонстрирует миру, что разные народы, разные религии и верования вполне могут сосуществовать и развиваться в благоприятных, мирных условиях. Показательно, что растущий интерес к участию в работе астанинского межрелигиозного саммита проявляют авторитетные политические лидеры и руководители таких влиятельных международных организаций, как ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Альянс цивилизаций и других.

В настоящее время астанинская межрелигиозная платформа непрерывно институционализируется. С 2003 года действуют рабочие органы съезда – секретариат и его рабочая группа, сформированные из представителей лидеров мировых и традиционных религий, которые осуществляют подготовку и проведение саммита, выработку глобальной повестки дня заседаний, концепций, итоговых до­кументов и иных материалов. Со дня проведения в Астане в 2003 году I съезда состоялось 13 заседаний секретариата съез­да. На IV съез­де в 2012 году прошло первое заседание Совета религиозных лидеров, в состав которого вошли лидеры 14 мировых и традиционных религий.

По инициативе Главы нашего государства специально для работы Съезда лидеров мировых и традиционных религий построено величественное и прекрасное архитектурное сооружение – Дворец Мира и Согласия, под сводами которого вот уже более десяти лет собираются духовные иерархи и где ими принимаются исторические решения. Создан Международный центр культур и религий – рабочий орган и неотъемлемая структура съез­да, секретариата съезда и его рабочей группы.

Анализируя итоги состоявшихся в Астане межрелигиозных саммитов, можно уверенно утверждать, что съезд религиозных лидеров стал заметным явлением в мировой геополитике, так как в нем заключен колоссальный позитивный опыт, востребованный временем и прогрессивным мировым сообществом, поддерживающийся лидерами государств, привлекаю­щий интерес отечест­венных и зарубежных ученых и экспертов.

Религиозные лидеры современности высказываются сегодня о том, что Казахстан является государством, способным указать мирный путь к решению конфликтов и стать достойным примером, образцом для подражания. Нет сомнений, новый импульс межцивилизационным и межрелигиозным отношениям придаст V съезд, парадигма которого четко и ясно обозначена Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым­: "Религиозные лидеры должны поощрять политиков на пути мира и согласия. Богатства этого мира, созданного Всевышним, должны присутствовать на всех уровнях мировой политической системы".

Собственно, в этом заключена гуманистическая миссия Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в его предвидении истоков человеческого могущества, альфой и омегой которого выступают взаимопонимание, согласие, толерантность и сотрудни­чество – непреходящие ценности человеческой цивилизации.

Сіздің реакцияңыз?
Ұнайды 0
Ұнамайды 0
Күлкілі 0
Ашулы 0

Серіктес жаңалықтары