Казахстан в последние годы ведет политику целенаправленной оптимизации видов налогов, снижения ставок по ним, либерализации налогового администрирования. В конечном счете, эти меры должны привести к серьезному росту налогооблагаемой базы и повышению привлекательности страны для иностранных инвесторов.
В национальном плане «100 конкретных шагов» ставится задача оптимизации налоговых и таможенных политики и процедур.
Как известно, комитет государственных доходов министерства финансов был создан путем слияния трех ведомств ― налогового комитета, комитета таможенного контроля и службы экономических расследований финансовой полиции, приказом министра финансов от 30.09.2014 года №420 «Некоторые вопросы Единой бюджетной классификации Республики Казахстан» внесены изменения по сокращению кодов бюджетной классификации (КБК). В результате на данный момент из 208 КБК по налоговым и таможенным платежам сокращено 119 или более 50%. Из них по налоговым платежам из 162 кодов сокращено 98 - 60,5%. По таможенным платежам из 46 кодов сокращено 21 ― 45,7%.
Причинами сокращения называются путаница в определении кодов, необоснованное начисление пени, большое количество зачетов и ошибочных платежей. Как считают в фискальном ведомстве, сокращение кодов в целом положительно отразится на оказании государственных услуг для населения и бизнеса. Это существенно оптимизирует работу всех госорганов, серьезно снизит нагрузку на информационные системы. И что очень важно ― при этом изменения не скажутся отрицательно на поступлениях в бюджет.
Среди важных задач комитета госдоходов ― улучшение позиции Казахстана в рейтинге «Doing Business» Всемирного Банка (ВБ), который является объективной внешней оценкой действий правительства в улучшении бизнес-климата страны. Он проводится ежегодно ВБ в большинстве стран мира по 11-ти индикаторам. По итогам 2014 года Казахстан занял общее 77 место, опустившись на одну позицию.
В компетенцию комитета госдоходов входят следующие индикаторы ― налогообложение и разрешение неплатежеспособности. По индикатору «налогообложение» по итогам 2014 года Казахстан занял 17 место в рейтинге из 189 стран. С учетом внесенных изменений в методологию за прошлый год ―16 место в рейтинге, в 2013 году ― 18 место.
1. Индикатор «Налогообложение» включает в себя 3 составные: 1.Общая налоговая ставка (в % прибыли) ― у Казахстана он составляет 28,6%, данный показатель отражает налоговую политику страны.
2. Количество выплат ― в Республике Казахстан 6 платежей в текущем году, ранее было 7 платежей. Улучшение показателя связано с внесением изменений в методологию ― так, уплата индивидуального подоходного налога (ИПН) и социального налога считается как одна выплата.
3. Время, необходимое налогоплательщикам для выполнения своих обязательств. Данный показатель непосредственно отражает уровень налогового администрирования в стране. В Казахстане он составил 188 часов.
В целях улучшения данного показателя проведена работа по внедрению электронных счетов-фактур в Казахстане. Создана и функционирует бесплатная информационная система по приему и обработке электронных счетов-фактур.
В настоящее время в стране действуют 214 центров приема и обработки информации, из них в 22-х уже установлена система электронной очереди. Также параллельно проводятся работы по подключению установленных систем к центральному серверу ― это позволит осуществлять контроль и анализ текущей ситуации во всех регионах, а также формировать отчеты по загруженности и качеству обслуживания налогоплательщиков.
По индикатору «Разрешение неплатежеспособности» по итогам 2014 года Казахстан занял 63 место. В связи с пересмотром ВБ методологии расчета индикатора по итогам 2013 года у Казахстана 82 место в рейтинге, ранее ― 54 место. Этот индикатор включает в себя девять составных.
Для улучшения данного показателя принимаются следующие меры: с 1 января 2015 года кредитор может подать заявление в суд о применении к должнику реабилитационной процедуры. Кредитор вправе обратиться к банкротному или реабилитационному управляющему с запросом о получении информации о ходе проведения процедуры реабилитации и банкротства. Он также вправе обжаловать действия управляющих, судов.
С 2015 года в голосовании по изменению плана реабилитации участвуют только те кредиторы, чьи интересы затрагиваются. В целях сокращения сроков проведения процедуры банкротства, кредиторам предоставлено право прекращения поиска «безнадежного» движимого имущества.
В целях сохранения бизнеса продажа имущества банкрота предусмотрена единым лотом через электронный аукцион, проходящий по адресу www.gosreestr.kz.
Также в ходе проведения процедуры банкротства администратор вправе с согласия собрания кредиторов получить кредит. Погашение этого кредита, осуществляется после залоговых кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов банкрота.