02.09.2015, 02:45

Казахстан и Беларусь намерены создать СП

Беларусь и Павлодарская область намерены создавать СП. Это предусматривает Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между посольством Беларуси в Казахстане и акиматом Павлодарской области Казахстана по вопросам сотрудничества в торгово-экономической сфере.

Документ был подписан во время рабочего визита чрезвычайного и полномочного посла Беларуси в Казахстан Анатолия Ничкасова. Меморандум предусматривает образование совместных предприятий и производственных объединений, создание благоприятных условий для развития совместной деятельности субъектов хозяйствования, проинформировали в пресс-службе. 

Документ был подписан по итогам встречи посла с акимом Павлодарской области Казахстана Канатом Бозумбаевым. С ним руководитель белорусского диппредставительства обсудил актуальные вопросы состояния торгово-экономических отношений между Беларусью и Павлодарской областью, а также представил экспортные возможности страны.  В целях активизации торгово-экономического сотрудничества достигнута договоренность об организации до конца текущего года визита делегации деловых кругов Слуцкого района Беларуси в Павлодар. Во время визита в Павлодарскую область 28-29 августа посол Беларуси встретился также с представителями государственных структур, деловых кругов, деятелями науки и культуры, а также белорусской диаспорой.

Так, с директором Палаты предпринимателей Павлодарской области Райхангуль Сатабаевой дипломат обсудил перспективные направления сотрудничества по линии частного бизнеса и предпринимательских структур. Кроме того, посол Беларуси принял участие в работе круглого стола «Ассамблея народа Казахстана: путь сближения культур, сохранения мира и дружбы между народами». 

Белорусский дипломат выступил с докладом, в котором отметил важность деятельности Ассамблеи как уникального общественного института, объединяющего народы Казахстана и сохраняющего культурное многообразие. Анатолий Ничкасов встретился также с председателем общественного объединения «Культурный центр «Беларусь» Павлодара Любовью Богдан и вручил ей почетную грамоту Министерства иностранных дел за развитие положительного имиджа Беларусь в Казахстане, а также вклад в укрепление мира и дружбы между народами.

Казахстан готов предоставить доступ к освоению минеральных ресурсов по формуле «сырье в обмен на новые инновационные технологии» в конкурентных отраслях. Об этом Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал в ходе принятия верительных грамот от вновь назначенных послов ряда зарубежных стран в Республике Казахстан, сообщает пресс-служба Главы государства. 

Верительные грамоты Президенту Казахстана вручили чрезвычайные и полномочные послы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии – Кэролин Браун, Королевства Швеция – Манне Вэнгборг, Швейцарской Конфедерации – Мауро Рейна, Королевства Таиланд – Чарна Жулламон, Объединенных Арабских Эмиратов - Сухейль Матар Аль-Кетби.

Президент Казахстана ознакомил дипломатов с ключевыми событиями в республике за последнее время.

«В декабре прошлого года я объявил новый политический курс развития Казахстана до 2050 года. Мы поставили перед собой масштабную задачу – войти в тридцатку наиболее развитых государств мира. Речь идет о начале новой эпохи индустриализации и кардинального обновления казахстанской экономики. Знаковым моментом также является победа Астаны в голосовании за право проведения выставки «ЭКСПО» в 2017 году на тему «Энергия будущего», – сказал Н.Назарбаев.

Президент Казахстана подчеркнул, что страна готова предоставить доступ к освоению минеральных ресурсов по формуле «сырье в обмен на новые инновационные технологии» в конкурентных отраслях, в которых особо сильны государства, представленные дипломатами.

«Приглашаю ведущие компании ваших стран открывать совместные предприятия и осваивать перспективные рынки нашей страны. Для этого мы создаем все необходимые условия, которые подкреплены благоприятным инвестиционным климатом и устойчивым экономическим ростом нашей страны. Так, по итогам 2012 года ВВП Казахстана вырос на 6 процентов, составив порядка 200 миллиардов долларов», – сказал Глава государства.

Нурсултан Назарбаев напомнил, что в феврале и апреле в Алматы прошли два раунда переговоров «шестерки» международных посредников по Ирану. Он также отметил, что через несколько дней в Казахстане состоится Конференция по Афганистану в рамках Стамбульского процесса. Кроме того, все более авторитетным становится Астанинский экономический форум.

Глава государства подчеркнул, что Казахстан уделяет большое внимание сотрудничеству с Великобританией. Эта страна занимает третье место по объему прямых инвестиций, составляющих около 20 млрд. долларов, в экономику Казахстана. В Казахстане работает свыше 600 британских компаний.

«В то же время объем взаимной торговли, который составляет порядка 2 миллиардов долларов США, пока не соответствует потенциалу наших экономик. Необходимо придать новый мощный импульс развитию двусторонних отношений. Согласно нашей договоренности, мы ожидаем первого официального визита Премьер-Министра Великобритании Дэвида Кэмерона в Казахстан. Надеемся на скорейшее подтверждение точных сроков данного визита», – добавил Нурсултан Назарбаев.

Президент отметил заинтересованность Казахстана в расширении многопланового сотрудничества со Швейцарской Конфедерацией. По итогам прошлого года Швейцария стала восьмым торговым партнером Казахстана. Также Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что большой потенциал взаимодействия имеется между Казахстаном и Королевством Швеция.

«В декабре прошлого года я подписал Указ об открытии Посольства Казахстана в Швеции. Считаю, что это будет способствовать укреплению взаимодействия наших стран. Важно усилить работу по активизации деловых контактов  на межправительственном уровне.

Рассчитываю, что большую роль в этой сфере сыграет казахстанско-шведский Деловой совет по торгово-экономическому сотрудничеству», – сказал Президент Казахстана.

Глава государства отметил, что Казахстан придает особое значение развитию всестороннего взаимодействия с Объединенными Арабскими Эмиратами.

«С каждым годом увеличивается двусторонний товарооборот, налаживаются бизнес-контакты, растет число совместных предприятий, реализуются крупные инвестиционные проекты. Мы признательны Эмиратам и лично шейху Халифе бен Заиду Аль Нахайяну за неизменную поддержку внешнеполитических инициатив Казахстана, постоянное участие на высоком уровне во всех проводимых в нашей стране международных мероприятиях», – сказал Нурсултан Назарбаев.

Президент Казахстана подчеркнул, что наша республика рассматривает Королевство Таиланд в качестве  перспективного внешнеполитического и торгово-экономического партера в Юго-Восточной Азии.

В заключение Нурсултан Назарбаев еще раз поздравил вновь назначенных послов с началом ответственной дипломатической работы в Астане.

В ходе брифинга, прошедшего после торжественной церемонии, Чрезвычайный и Полномочный Посол Таиланда Ч.Жулламон отметил, что первое посольство его страны в Центральной Азии было открыто в Казахстане.

«Наши страны могут сотрудничать в разных сферах, в частности, торговле и туризме. Премьер-Министр нашей страны планирует посетить Казахстан в августе. Я уже сообщил об этом Президенту Казахстана, и он выразил наилучшие пожелания нашему Премьер-Министру. Сейчас наши страны становятся все ближе, открыты посольства в столицах. Также открывается прямой авиарейс между Астаной и Бангкоком, что позволит перевезти еще большее количество туристов из наших стран», – сказал Ч.Жулламон.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Великобритании К.Браун подчеркнула, что Казахстан расположен на стыке Европы и Азии.

«Правительство Ее Величества рассматривает Казахстан в качестве одного из динамично развивающихся государств в мире. Мы заинтересованы в том, чтобы развить отношения между нашими странами до стратегического уровня. Я приложу все усилия, чтобы достичь этого», – сказала К.Браун.

В своем выступлении Чрезвычайный и Полномочный Посол Швеции М.Вэнгборг отметил, что открытие Посольства Казахстана в Швеции послужит дальнейшему укреплению отношений между двумя странами. Чрезвычайный и Полномочный Посол Швейцарии М.Рейна отметил, что Казахстан под руководством Нурсултана Назарбаева за короткий срок стал одной из самых быстроразвивающихся экономик в мире. Чрезвычайный и Полномочный Посол ОАЭ С.Матар Аль-Кетби подчеркнул, что взаимоотношения Казахстана и ОАЭ можно охарактеризовать как позитивные, основанные на глубоких и тесных связях между нашими народами.

За последнее время в Казахстане сложилась довольно непростая политическая и экономическая ситуация. Чтобы решить множество появившихся при этом проблем, необходимо пересмотреть и переоценить достоинства и недостатки нашего народного хозяйства, а также найти и изучить новые перспективные направления и формы деятельности. И именно сейчас, когда становится реальным оживление нашей экономики, особенно актуальными становятся привлечение прямых иностранных инвестиций и создание совместных предприятий (СП) в стране.

Сам термин «совместное предприятие» возник по аналогии с английским «Joint venture», которым обозначался этот тип предприятий на Западе. По данным ученых, это обозначение возникло в Великобритании для определения объединений «Мерчант Венчерс», «Джентелмен Адвенчерс», занимавшихся торговлей в XVI и XVII вв. Первые совместные предприятия были созданы в эпоху так называемой свободной конкуренции в XIX веке. В XX веке совместные предприятия получили широкое распространение в сфере обращения [1].

Термином «совместное предпринимательство» в современной западной экономической литературе обозначаются различные формы межфирменного сотрудничества или кооперации. В более узком смысле СП определяется как созданная двумя или более партнерами экономическая единица – предприятие, где обе стороны имеют, помимо вклада в качестве денежного капитала, право на принятие решений, влияющих на управление данным предприятием.

Совместное предприятие - это объединение инвестиций (как правило, в форме юридического лица), принадлежащих двум и более лицам (физическим или юридическим), одно из которых является неместным или иностранным, а также иностранному государству, произведенное на территории принимающего государства для осуществления предпринимательской деятельности.

От экспорта, выступающего в качестве одной из форм внешнеэкономической деятельности, совместное предпринимательство отличается тем, что оно формирует партнерство иностранной и местной фирмы, в результате которого создаются производственные мощности. Если внешняя торговля есть экспорт товара, то совместное предпринимательство представляет собой экспорт за рубеж национального капитала.

Необходимость создания СП в Казахстане обусловлена тем, что совместное предпринимательство способствует вхождению страны в систему мирового экономического хозяйства, а также играет значительную роль в формировании рыночной инфраструктуры.

Создаваемые в Казахстане совместные предприятия могут сыграть позитивную роль в привлечении в страну новой техники и технологии, современных методов международного маркетинга и передового управленческого опыта. Приток иностранных инвестиций в СП может стать одним из возможных для нашей страны способов сосредоточения материальных и финансовых средств в направлениях, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса. Также совместное создание производственных единиц с передовой технологией и техникой повышает их конкурентоспособность.

Для СП характерны более передовая технология, высокая производительность труда, высокая фондоотдача и высокий уровень заработной платы, что оказывает положительное влияние на казахстанскую экономику.

Совместное предприятие – относительно новая организационно-социальная форма международного предпринимательства. Совместным предприятием принято называть такую форму хозяйственного и правового сотрудничества с иностранным партнером, при которой создается общая собственность на материальные и финансовые ресурсы, используемые для выполнения производственных, научно-технических, внешнеторговых и других функций. Характерной особенностью совместного предприятия (СП) является и то, что производимые товары и услуги находятся в общей собственности отечественного и иностранного партнеров. Реализация всех видов продукции производится как в стране базирования СП, так и за рубежом.

В современной практике мирового хозяйствования понятие «совместное предприятие» трактуется довольно широко, объединяя в себе как соглашения между фирмами, включающие требования об участии в акционерном капитале совместного предприятия, так и соглашения, не включающие таких требований.

Поэтому в мировую практику были введены понятия:

- акционерное совместное предприятие;

- контрактное (договорное) совместное предприятие.

Акционерное СП создается двумя и более участниками в форме акционерного общества, в котором каждый партнер владеет определенной долей акционерного капитала.

Контрактное СП не предполагает создания новой фирмы для осуществления совместной деятельности. В его рамках все отношения между сторонами-участниками регулируются путем договоров.

Рассматривая совместные предприятия, важно учитывать положение потенциальных партнеров. Например, фирма, которая стремится получить источник финансирования, является, в основном, малым предприятием. Она вступает в партнерские отношения с крупной фирмой, которая имеет большие финансовые и операционные возможности. Операционные возможности для малого партнера, стремящегося расширить объем своей деятельности, иногда более важны, чем деньги.

Учредительные документы предприятий с иностранными инвестициями должны определять предмет и цели деятельности предприятия, состав участников, размер и порядок формирования уставного капитала, размер долей участников, структуру, состав и компетенцию органов управления, порядок принятия решений, перечень вопросов, требующих единогласия, порядок ликвидации предприятия.

Стратегии и мотивы создания совместного предприятия. Повышение эффективности производства:

- сокращение объема затрат капитала при создании новых мощностей и производств;

- повышение эффективности действующего производства, маркетинга и сбыта продукции; доступ к более дешевым факторам производства (сырье, рабочая сила);

- повышение рентабельности за счет экономного расходования ресурсов в результате использования новой технологии и организации труда.

Расширение операций:

- проникновение на новый потребительский рынок;

- вступление в новую сферу деятельности;

- приобретение новой производственной базы или новых каналов сбыта; расширение и диверсификация существующего производства путем выпуска новых товаров, выхода в другие секторы экономики;

- упрощение обмена патентами, лицензиями.

Уменьшение риска:

- получение необходимой информации и дополнительных инвестиций;

- расширение возможностей реализации товаров, услуг за счет выхода на новый рынок;

- применение уже ранее испытанных методов производства, управления реализацией.

Развитие за счет привлечения инвестиций, технологий и квалификации:

- получение дополнительных денежных средств, капитала;

- получение новой технологии;

- приобретение управленческого опыта;

- расширение экспорта;

- замещение импорта;

- обучение и подготовка квалифицированных кадров;

- привлечение квалифицированных работников;

Хотя Казахстану свойственны изобилие природных ресурсов и стратегическое месторасположение, по мнению многих иностранных инвесторов, инвестиционный климат Республики Казахстан перспективен, но все же нестабилен. Нестабильность сопровождается преобладанием ряда негативных факторов, которые препятствуют притоку иностранных инвестиций в Республику. Присутствие этих факторов обусловлено негативной, по отношению к иностранным инвестициям, внутренней политикой Правительства Республики Казахстан. В результате опроса заинтересованных иностранных инвесторов были выявлены пять основных преград на пути притока иностранных инвестиций в Казахстан:

1) бюрократия;

2) финансовый риск;

3) налоговый и финансовый режим Казахстана;

4) правовая инфраструктура /темпы перемен в сфере права;

5) валютный контроль.

Два из пяти факторов, не являясь чисто экономическими, оказывают существенное влияние на приток инвестиций в Республику. И хотя такие факторы, как налоговый и финансовый режим и валютный контроль, в Казахстане признаются одними из либеральных в странах СНГ, они также не способствуют притоку иностранных инвестиций. Финансовый риск сопряжен с инфляцией и колебаниями валютных курсов.

Важно отметить, что иностранному инвестору важны не льготные условия налогообложения, а их стабильное, предсказуемое и экономически эффективное и для государства, и для инвестора состояние. Несомненно то, что все эти факторы связаны с общеэкономической стратегией правительства, поэтому решение этих проблем нуждается в комплексном подходе. Необходим четкий ориентир, программа действий по привлечению иностранных инвестиций, и на основе этой программы необходимо создавать рычаги управления, привлечения и стимулирования внешних капиталовложений. Такое мнение разделяют многие экономисты.

Не последнюю роль в привлечении иностранных инвестиций, думается, сыграет последовательно проводимый курс на приватизацию собственности и разгосударствление. Создается рыночный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности, адекватный современным международным требованиям. Сложный, бюрократизированный, с превалированием административных методов, он постепенно заменяется на простой и понятный для иностранных партнеров, с четким распределением функций.

Но, несмотря на все преобразования, проводимые правительством Республики, основой для широкого и всестороннего инвестиционного сотрудничества остаются богатейшие природные ресурсы Казахстана. По выводам специалистов ЮНЕСКО, земля Казахстана при разумном использовании может прокормить более 1 млрд. человек. Всеобщая грамотность населения и одновременно относительная дешевизна рабочей силы, политическая стабильность, отсутствие межнациональных конфликтов – реальные социально-экономические преимущества Казахстана, стремящегося к широкому инвестиционному сотрудничеству с иностранными партнерами [5].

Нельзя упускать, что при формировании благоприятного инвестиционного климата следует учитывать не только внутренние, но и внешние факторы, способные оказывать на него влияние, общее состояние рынка мирового капитала и то, что иностранные инвесторы, расширяя сферу своей деятельности, предпочитают иметь дело со странами со стабильной политической ситуацией и схожими социально-экономическими условиями. Поэтому Казахстану необходимо создать на первых порах привлечения иностранных инвестиций особо льготные для них условия. Казахстан стремится создать благоприятный социальный, финансово-экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. В связи с этим, Правительством Республики Казахстан сделан существенный шаг: был разработан и введен в действие Закон "Об иностранных инвестициях", который определил правовой режим иностранных инвестиций в Казахстане, установил формы осуществления и объекты вложения иностранных инвестиций в Республике Казахстан. Правовой режим предусматривает гарантии для иностранных инвесторов, основные их которых:

1) национальный режим, т.е. иностранные инвесторы вправе пользоваться условиями не менее благоприятными, чем отечественные инвесторы;

2) правительственные гарантии от имени Республики;

3) гарантии от изменений законодательства и политической ситуации;

4) гарантии от экспроприации и др. [4].

Также Правительством Республики Казахстан были разработаны и введены в действие другие законы и нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в Республике. С точки зрения политиков и экономистов Республики, с участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:

- повысить эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность и развить импортозамещающие производства;

- усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних рынках;

- повысить научно-технический уровень производства с помощью новой техники и технологий, методов управления и сбыта продукции;

- увеличить налоговые поступления в государственный бюджет;

- содействовать развитию отсталых и депрессивных районов и создать новые рабочие места в национальной экономике;

- использовать современный производственный и управленческий опыт через обучение и переподготовку кадров;

- достигнуть экономической самостоятельности Казахстана [4].

В Казахстане мало внимания уделяется вопросам государственной безопасности в зоне интересов совместных предприятий "с целью недопущения усиления влияния иностранного капитала на стратегически значимые направления и области национального развития". Экспертиза инвестиционных проектов в Казахстане в настоящее время решает главным образом экологические и экономические проблемы, с которыми в ряде случаев сопряжено инвестиционное сотрудничество с участием иностранного элемента.

В то же время следует ограничить вмешательство государства в деятельность совместных предприятий. Если же коммерческая организация не сможет проводить такую аудиторскую проверку, то в отношении нее возможны санкции. Такая ограничительная практика не только осложняет жизнь совместному предприятию, противоречит декларациям до минимума сократить вмешательство в деятельность иностранных инвесторов и либерализовать инвестиционный климат в Казахстане, но представляется незаконной.

Их вышесказанного можно сделать выводы о несовершенстве законодательства, связанного с деятельностью на казахстанской территории юридических лиц с иностранным участием. Государство не смогло создать благоприятного климата для привлечения иностранных инвестиций, предоставить существенные гарантии их сохранности, не создан благоприятный налоговый климат. Постоянные изменения «правил игры» со стороны государства идут вразрез с принципами стабильности инвестиционного климата.

Проанализировав указанные выше цифры, можно прийти к выводу, что за последние годы число предприятий с иностранными инвестициями значительно возросло. Однако темп роста предприятий с иностранными инвестициями, масштабы привлечения иностранного капитала, отраслевая структура и география размещения далеки от потенциальных возможностей такой страны, как Казахстан, которая со своим емким рынком сбыта, большим научно-техническим потенциалом, природными ресурсами, квалифицированной и дешевой рабочей силой может быть одним из основных объектов приложения иностранного капитала в мире.

Привлечению иностранного капитала в казахстанскую экономику мешает несколько причин:

- экономический кризис;

- рост безработицы;

- высокий уровень инфляции;

- неконвертируемость рубля и т.п.

Помимо этих общих причин, притоку иностранного капитала в Казахстан препятствуют:

- слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о потенциальных возможностях для инвестирования;

- несовершенство процедуры оформления иностранных инвестиций;

- затрудненность доступа к местным кредитам и фондовой деятельности;

- сравнительно высокие налоги и незначительные инвестиционные льготы;

- недостаточное страхование от политического и экономического риска.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что существующий в Казахстане механизм привлечения иностранных инвестиций и создания СП разработан недостаточно. И хотя основными предпосылками для увеличения притока иностранных инвестиций являются усиление политической, экономической и социальной стабильности в стране и выход из экономического кризиса, совершенствование и развитие форм привлечения иностранного капитала (в том числе, создание СП) могут существенно стимулировать приток этого капитала.

В условиях роста делового риска, конкуренции и разорений совместные предприятия стали образовываться со все большей регулярностью, охватывая широкий круг действующих лиц. Данное увеличение не вызывает удивления, поскольку совместные предприятия давно используются предпринимателями для проникновения в новые виды производства и выхода на новые рынки. Эта деятельность особенно распространена в новых индустриальных областях.

Что такое совместное предприятие? Совместное предприятие — это самостоятельная организация, включающая в качестве партнеров двух или более активных участников. Называемые иногда стратегическими союзами, они охватывают множество различных партнеров, в том числе университеты, некоммерческие организации, деловые круги и общественный сектор. Совместные предприятия организовывались между такими архисоперниками, как «Дженерал моторз» и f «Тойота» или «Дженерал электрик» и «Вестингауз». Подобные соглашения заключались между американскими и иностранными концернами для того, чтобы проникнуть на мировой рынок. Уникальный пример совместного предпринимательства такого рода дала ATI', нашедшая партнеров в таких странах, как Италия, Япония, Испания, Южная Корея и Таиланд.

Историческая справка

Совместные предприятия были одним из старейших способов осуществления деловых операций. Используемые в древности купцами из Вавилона, Финикии и Египта, они служили средством организации торговых сделок. Использование совместных предприятий торговцами продолжалось и получило особое распространение в XV и XVI веках; Великобритания создавала совместные предприятия для получения доступа к природным ресурсам в отдаленных краях, прежде всего в Индии и Северной Америке.

Совместные предприятия впервые были использованы Соединенными Штатами Америки в крупномасштабных проектах горнодобывающей промышленности и по строительству дорог в начале прошлого столетия. Они иродолжали применяться и в начале нашего века, на этот раз в судоходстве, добыче нефти и золота. Очевидно, наиболее известным и крупным совместным предприятием того периода было АРАМКО, образованное четырьмя нефтяными компаниями для разработки запасов нефти на Ближнем Востоке. К 1959 г. в США функционировало около 345 совместных предприятий, организованных 1000 крупнейших корпораций. Эти отечественные совместные предприятия, вертикально интегрированные по своему характеру, зачастую основывались конкурентами. Совместное предприятие такого типа (например, совместное использование завода по первичной обработке алюминия для нужд поставщиков) способствовало существенной экономии на масштабах производства, необходимой для рентабельного функционирования предприятия. Федеральная торговая комиссия отмечала, что с 1960 по 1968 г. было основано более 520 национальных совместных предприятий, в первую очередь в обрабатывающей промышленности, более чем 1131 американской компанией. В 80-х годах наблюдался рост числа совместных предприятий различных типов. Например, только в 1983 г. количество совместных предприятий в некоторых отраслях, таких, как системы связей и сектор услуг, превысило общее число совместных предприятий в промышленном секторе, существовавших до того времени. Подобное стремление организаций общественного и частного секторов использовать совместные предприятия в качестве движущей силы роста является результатом прорыва в стратегическом планировании и переворотом в мышлении.

Типы совместных предприятий

Несмотря на то что существует большое количество различных типов совместных предприятий, наиболее распространенным все еще остается объединение двух или более компаний частного сектора. Например, корпорации «Боинг», «Мицубиси», «Фудзи» и «Кавасаки» образовали совместное предприятие для производства небольших самолетов, чтобы совместно использовать технологические достижения и снизить затраты. Соглашения, направленные на сокращение затрат, были подписаны между «Фордом» и «Межарекс» в области автоматизации заводов и между «Дженерал моторз» и «Тойотой» в области производства автомобилей. Прочие совместные предприятия в частном секторе преследовали иные цели, например проникновение на новые рынки («Корнинг» и «Сиба-Гайги», «Кодак» и «Се-тус»); проникновение на иностранные рынки (АТТ и «Оливетти»); мобилизиция капитала и расширение рынков («Ю.С. стил» и «Похонг айрон энд стил»).

Вместе с тем возникали и новые типы совместных предприятий. Современная тенденция заключается в создании совместного предприятия для сотрудничества в области исследований и разработок.

Возможно, наиболее   известным   их   представителем   является Микроэлектронике    энд    компьютер    текнолоджи корп.», основанная в 1983 г. в г. Остин, штат Техас. Данная коммерческая исследовательская корпорация использует ресурсы 13 крупнейших американских корпораций для проведения долгосрочных исследовательских проектов и имеет годовой бюджет порядка 75 млн. долл. Ученые и исследователи из промышленности зачисляются в штат МКК на срок до четырех лет; затем они возвращаются в свои конкурирующие между собой компании, чтобы на практике применять результаты своей исследовательской деятельности. МКК является собственником всех полученных в ходе исследований знаний и патентов, предоставляя их через лицензирование компаниям, участвующим в программе.

Другой тип совместных исследовательских предприятий являет собой «Семикондактор рисеч корп.», основанная в г. Трайэнгл-Парк, штат Северная Каролина. В отличие от МКК это не коммерческая исследовательская  организация.  На  старте  в  нее входило 11 американских компаний по производству полупроводниковых приборов и компьютеров. С момента ее зарождения в 3981 г. их число превысило 35. Задачей данной корпорации является спонсорство фундаментальных исследований и подготовка профессиональных ученых и инженеров для работы в передовых отраслях промышленности. Основным недостатком этой организации является отсутствие отработанного механизма для передачи технологии и   подготовки   высококвалифицированных   кадров.

Обычно результаты ее деятельности выражаются в научных публикациях, доступных для широких слоев населения.

Промышленно-университетские исследовательские соглашения —- это еще один тип совместных венчурных предприятий, который отличается возрастающей активностью. Однако имеется два основных препятствия, мешающих этому типу совместных предприятий распространяться еще быстрее. Во-первых, коммерческая корпорация имеет своей целью получение осязаемых результатов, таких, как патенты, от своих инвестиций в исследования. Многие университеты также стремятся получить потенциальные финансовые доходы от патентов. Во-вторых, существует противоречие между стремлением сохранить право собственности на результаты исследований и распространить знания. Если корпорации хотят получить конкурентное преимущество путем сохранения у себя всех данных, полученных в ходе исследований, то университетские ученые заинтересованы в том, чтобы сделать знание общедоступным с помощью научных публикаций. Несмотря на эти проблемы, многочисленные промышленно-университетские группы основали успешные совместные предприятия. Например, «Вестингауз» и Университет Карнеги—Меллона образовали совместное предприятие в области робототехники. В данном соглашении «Вестингауз» получает патентные права, а Карнеги—Меллон — процент от лицензионных платежей. Университет также имеет право публиковать результаты исследований при условии, что в печать не попадает жизненно важная информация, которая может оказать негативное воздействие на патент в течение определенного периода времени.

Соглашение о создании совместного предприятия между «Селанез корп.» и Йельским университетом для проведения исследований по составу и синтезу ферментов приняло несколько иную форму. Соглашение конкретно указывает, какой тип исследований должен быть осуществлен и какие расходы несут участники. Так, «Селанез» берет на себя расходы, связанные с приобретением необходимых для исследований материальных запасов и оборудования, а также оплату услуг исследователей с ученой степенью. В то же время заработную плату профессорам, участвующим в проекте, выплачивает йельский университет. Результаты исследований могут быть опубликованы по истечении 45-дневного периода.

А вот условия совместного исследовательского проекта, проводимого «Монсанто* и Рокфеллеровским университетом, отличаются от двух предыдущих соглашений. Все исследования, направленные на развитие знаний в области молекулярной биологии растений, финансируются «Монсанто». В то время как Рокфеллеровский университет сохраняет за собой право на патенты и публикацию результатов изысканий, «Монсанто» предоставляется свобода в дальнейшем превращении знаний в товары, подлежащие коммерциализации, в рамках лицензионных соглашений.

Более четко координируемый совместный исследовательский проект в области микробиологии был организован компанией «У.Р. Грэйс» и Массачусетским технологическим институтом (МТИ). В рамках этого соглашения исследователи МТИ предоставили исследовательские проекты комитету, состоящему из четырех менеджеров «У.Р. Грэйс» и четырех профессоров МТИ. Фонд на финансирование исследовании, покрывающий все издержки, был выделен «У.Р. Грэйс». 20% из этого фонда МТИ может использовать по своему усмотрению на исследования в области микробиологии. Институт имеет право публиковать результаты научных изысканий после их просмотра менеджерами «У.Р. Грэйс» на предмет патентования. МТИ сохраняет за собой патенты, а «У.Р. Грзйс» предоставляется свободная от платежей лицензия на использование результатов исследований. Однако МТИ имеет право предоставлять лицензии другим компаниям за соответствующую плату.

Как становится очевидным из приведенных выше примеров, совместные предприятия между университетами и корпорациями отличаются широким разнообразием форм благодаря составу участвующих в них сторон и характеру предмета исследований. Эти и новые типы договоров в области исследований, несомненно, должны продолжать развиваться, пока правительственная поддержка научных исследований остается на минимальном уровне.

Разговор о совместных предприятиях не будет полным, если мы не рассмотрим некоторые аспекты создания международных совместных предприятий. Как и промышленно-университетские исследовательские проекты, международные совместные предприятия также весьма распространены. Можно выделить четыре преимущества, которыми они обладают. Первое: обе компании могут участвовать в доходах и росте предприятия, даже в том случае, когда продажи и доходы этого предприятия выходят за рамки первоначально оговоренных условий или вообще выпускается новый товар. Второе: совместное предприятие зачастую требует небольшого объема наличных, поскольку знание или патенты могут быть капитализированы в качестве вклада сторон в совместное предприятие. Третье: совместное предприятие обеспечивает довольно быстрое проникновение на новые международные рынки, которые нередко труднодоступны без подобного соглашения. Наконец, международное совместное предприятие вызывает меньший отток управленческих и финансовых ресурсов компании, чем филиал, находящийся в полной ее собственности.

Вместе с тем существует ряд недостатков при организации международного совместного предприятия. Прежде всего, цели партнеров по совместному предприятию могут быть совершенно различными, что ведет к возникновению проблем в определении направления деятельности новой организации и ее возможного роста. Кроме того, существующие в каждой компании культурные традиции могут вызвать сложности с управлением. И наконец, правительственная политика США иногда оказывает негативное воздействие на направление деятельности и активность международного совместного предприятия.

Несмотря на эти проблемы, преимущества существенно перевешивают недостатки, о чем свидетельствует число вновь созданных международных совместных предприятий. Например, международное совместное предприятие между «Дженерал моторз» и японской компанией «Фанук, лтд.» было основано для разработки 20 тыс. роботов, необходимых «Дженерал моторз» к 1990 г. для автоматизации ее заводов. В этом партнерстве, построенном на соотношении 50:50, «Дженерал моторз» предоставляла чертежи и проектную документацию, а «Фанук» выполняла проектао-конструкторские работы и разрабатывала технологию для производства роботов по окраске машин.

Си/Ро -— еще один пример международного совместного предприятия между компаниями «Сиамид» (США) и «Рохм» (Германия) в области акриловых пластмасс. «Сиамид» обеспечивала сбыт и предоставляла заводские помещения для производства продукции по новой технологии, тогда как «Рохм» владела новейшей технологией в области акриловых пластмасс. Хотя оба партнера стремились предоставить Си/Ро значительную степень свободы в производственной деятельности, высокий уровень текучести американского персонала затруднял работу немецких менеджеров, которые требовали, чтобы сотрудники были подготовлены для работы по их запросам.

Другой вид международного совместного предприятия был образован «Доу кемикл» (США) и «Асаки кемиклз» (Япония) для разработки и продвижения на мировой рынок химикатов. В его рамках «Асаки» предоставляла сырье и становилась монопольным дистрибьютором, а «Доу» обеспечивала технологию и получала доступ к распределению на японском рынке. Однако это соглашение недавно распалось из-за вмешательства японского правительства и кардинальных различий в мотивах действий обоих партнеров. Если «Доу» в основном была заинтересована в доходах от совместного предприятия, то «Асаки» прежде всего стремилась найти покупателей на свою основную нефтехимическую продукцию.

Помимо «Асаки»—«Доу», существует много других примеров распада международных совместных предприятий. Тем не менее все больше новых договоров заключается для того, чтобы извлечь выгоду, которую дает объединение производственных мощностей, обмен технологией и использование маркетингового потенциала партнера. При любом международном соглашений предпринимателю следует обращать внимание на то, чтобы основные цели двух партнеров были совместимы, а общие условия договора одобрялись правительствами стран, компании которых заключают договор.

Факторы успеха совместного предприятия

Успехи и неудачи в создании совместных предприятий со всей очевидностью говорят о том, что данный метод роста требует от предпринимателя тщательной предварительной оценки. Чтобы эффективно

использовать  совместные   предприятия,  предприниматель должен ясно представлять себе, какие факторы могут обеспечить успех, а какие из них чреваты проблемами. Один из наиболее важных факторов успеха — это точная оценка участников проекта и определение того, как лучше управлять новой организацией с ориентацией на укрепление взаимоотношений. Совместное предприятие будет более эффективным, если между их менеджерами существует определенное взаимопонимание, что способствует раскрытию творческих возможностей каждого менеджера. Без подобного взаимопонимания   совместное   предприятие   неизбежно столкнется с серьезными трудностями и весьма высока вероятность его провала.

Вторым ключевым фактором успеха, сходным с первым, является общность взглядов двух партнеров в оценке целей и задач нового предприятия. Этот подход не ограничивается установлением взаимопонимания между менеджерами, он охватывает цели и ресурсы. Когда один из партнеров чувствует, что он делает больший, чем другой, вклад в предприятие, или если один из партнеров стремится получить прибыль, а другой — рынок сбыта (как было в случае с международным совместным предприятием «Асаки»— «Доу»), сразу возникает масса проблем. Чтобы совместное предприятие преуспевало, менеджеры в каждой материнской компании, равно как и управляющие в новой организации, должны выработать общую точку зрения в оценке целей и задач новой организации, а также уровня ресурсов, предоставляемых каждым партнером. Кроме того, необходимо позаботиться об установлении хороших отношений между менеджерами совместного предприятия и между менеджерами каждой материнской компании.

Третьим фактором успеха является разумность ожиданий относительно результатов деятельности совместного предприятия. Слишком часто по крайней мере один из партнеров по совместному предприятию считает, что его создание явится панацеей от всех бед корпорации. Нельзя ждать, что совместное предприятие достигнет недостижимого, особенно функционируя в отраслях с высокой конкуренцией. Жесткая конкуренция не только создает враждебную обстановку, она еще и увеличивает риск для образования совместного предприятия, причем в некоторых случаях окружающая среда попросту препятствует успеху.

Последний фактор успеха в создании совместного предприятия сходен с условием, необходимым для успешного зарождения любой компании, — это выбор момента. В условиях постоянно меняющейся обстановки, когда модифицируется промышленное производство, а рынки видоизменяются, не исключено, что совместное предприятие может в этом году преуспевать, а на следующий — потерпеть поражение. Предприниматель должен определить, откроются ли новые возможности для компании с созданием совместного предприятия или последнее принесет компаниям только вред, а на самом деле им было бы лучше попробовать проникнуть на рынок изолированно друг от друга. Совместное предприятие — это не панацея для расширения компании. Скорее его можно считать одним из многих способов пополнения наличных ресурсов фирмы и гибкого реагирования на возникающие в условиях конкуренции проблемы или открывающиеся возможности. Эффективное использование совместных предприятий как стратегии для роста и расширения своего дела требует от предпринимателя тщательной оценки ситуации и потенциального партнера, чтобы выбрать удачный момент для создания новой организации.

Соображения при создании совместного предприятия

Поскольку при создании совместного предприятия предпринимателю приходится уступать долю в капитале своего предприятия, разделять контроль и возросший риск с партнером, всегда существует опасность того, что новая организация не сможет добиться стратегических целей. Предприниматель должен определить, стоит ли в данной ситуации идти на сотрудничество, а если да, то какого рода партнера следует выбрать. Важным соображением является ресурсный нклэд каждого партнера; но, возможно, более проблематичным является оценка этих ресурсов и других вкладов. Важно также установить степень автономии для новой организации. Предпринимателю стоит рассмотреть и другие альтернативы расширения своего дела, такие, как слияния, поглощения и выкупы с подзаемом.

Совместное предприятие – это международная фирма, создающаяся двумя или несколькими национальными предприятиями с целью наиболее полного использования потенциала каждой из сторон для максимизации полезного экономического эффекта их деятельности. Оно является разновидностью предприятий с иностранными инвестициями и в соответствии с законодательством определяется как предприятие с долевым участием российских и иностранных инвесторов. Важным признаком совместного предприятия считается наличие в числе его учредителей хотя бы одного иностранного инвестора.

Совместные предприятия привлекают иностранную технологию и современный управленческий опыт. Благодаря им облегчается экспорт капитала и реализуются инвестиционные проекты, осуществление которых не под силу одной компании. Предприятиям с долевым участием иностранных и национальных инвесторов часто предоставляются налоговые льготы.

Совместные предприятия могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ. По своей организационной структуре они могут подразделяться на закрытые или открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и т. д. В учредительных документах оговаривается доля каждой из сторон в уставном капитале совместного предприятия и в соответствии с этим происходит распределение прибыли.

Отличительной особенностью структуры управления совместным предприятием является равноправие сторон в процессах принятия решений, контроле за деятельностью фирмы, стратегическом планировании. Оперативно-тактическое руководство осуществляется высшим органом управления компанией, назначаемым совладельцами совместного предприятия.

Создание международных совместных предприятий связано с определенным риском. Наряду с увеличением дохода образование совместного предприятия может привести к успеху в случаях развития смежных областей деятельности.

Интересы иностранного партнера состоят в том, что он получает возможность экспортировать продукцию на защищенный местный рынок, обеспечивает свои потребности в местных материальных ресурсах и рабочей силе.

Местная материнская компания реализует свои интересы, связанные с получением дохода в твердой валюте и развитием смежных производств. Местные власти стремятся содействовать иностранным инвестициям, ограничивая иностранного инвестора долей участия в акционерном капитале, которая не дает контроля над предприятием, и устанавливая жесткие условия найма местной рабочей силы, передачи технологий, покупки местных материалов и т. д.

Основной определяющий фактор успеха совместных предприятий – это выбор партнера. Потенциал партнера должен отвечать основным целям планируемого предприятия, их основные характеристики должны наилучшим образом взаимно дополнять друг друга.

Отношения компаний-партнеров и их руководителей должны строиться на взаимном доверии и уважении.

К факторам внешней среды, которые оказывают влияние на успех и неудачи совместного предприятия, относятся политические, экономические, производственные и рыночные условия; условия внешней среды. Нередко ситуации неопределенности и изменений внешней среды могут служить аргументами в пользу только краткосрочных альянсов с очень специфическими целями.

Совместные предприятия являются важной областью корпоративных стратегий, будь то в разведке и завоевании новых рынков и получения выгоды или стоимости развития инновационных технологий. Таким образом, эта тема становится все более значимой для Европы и мира.

Термин «совместные предприятия» понимается в Европе как предприятия, которые контролируются двумя или более экономически независимыми предприятиями.

Совместное предприятие образуется в основном при создании новых производств, выделении существующих производственных мощностей или совместном приобретении существующих долей. Совместные предприятия обозначаются среди экономистов, так же как «особая форма внешнего увеличения предприятия» [1].

Объединение предприятий в форме совместного предприятия может принести участникам не только выгоды, но и серьезные проблемы.

Общее преимущество совместного предпринимательства в любых его формах ‒ создание благоприятных стартовых условий для нового производства. Однако потенциальная быстрота объединения партнеров и освоения производства порождает проблемы выработки стратегии, в частности, касающиеся структуры капитала и налогов, распределения дивидендов и т.д.  Немаловажными являются проблемы, связанные с дополнительными материальными затратами потенциальных участников совместного предприятия.

В первую очередь это относится к затратам на подготовку к совместной работе, которые могут потребоваться в процессе создания совместного предприятия, начиная с этапа первоначальных контактов с потенциальными партнерами по бизнесу и переговоров о заключении договора о сотрудничестве до планирования и организации деятельности партнёров.

Помимо начальных затрат подготовительного периода, могут возникнуть трудности, связанные с большими расходами на коммуникации между сторонами и с вопросами координации партнеров при принятии решений в процессе создания совместных предприятий. Для обеспечения слаженной совместной работы партнеров необходимо создать определенные информационные и коммуникационные механизмы. Соответственно разработка и внедрение подобных механизмов потребуют в будущем повышенных затрат на их контроль соблюдения и функционирования.

Существенной проблемой совместных предприятий является разделение контроля. Эффективное управление предполагает учет двух конкурирующих целей:

1) создать стимулы, побуждающие партнеров выделять необходимые ресурсы для функционирования новой производственной общности;

2) побудить партнеров отказаться от некоторой части контроля над этими ресурсами.

Поскольку фирмы обычно руководствуются разными мотивами при создании совместных предприятий, их интересы и запросы зачастую приходят в противоречие. Распределение функций кооперативного управления часто становится причиной «смерти» совместного предприятия или отмены переговоров о его создании.

Стабильность совместного предприятия определяется целым рядом факторов, в том числе размерами фирм-партнеров, степенью совпадения их интересов, долей их участия в капитале и управлении. Она заметно повышается, если компании до создания совместного предприятия имели опыт совместной деятельности. На практике, в среднем совместные предприятия существуют десять лет, пик их ликвидации приходится на 5‒6 лет работы. Реже всего прекращается деятельность совместного предприятия в сфере производства, финансовых услуг и разработке новых продуктов. Совместные предприятия более живучи в новых, растущих отраслях и менее устойчивы в отраслях, в которых повышается уровень концентрации.

Создание совместного предприятия не только дает разнообразные выгоды, но и усиливает риски потери части вероятных доходов из-за ограничения свободы действий. Кроме того, недавний партнер в дальнейшем может превратиться в конкурента, улучшив свои позиции за счет сотрудничества.

Риски, возникающие для предприятий за рубежом, связаны с особенностями окружающей среды. В развивающихся странах предприятие сталкивается с качественно новыми условиями ‒ иным гражданским, государственным и экономическим правом, иной денежной и кредитной системой, культурными особенностями, природно-климатическими условиями и пр.

Важнейшие риски для предприятий, участвующих в совместном предпринимательстве за рубежом:

- риски, связанные с совершенно новыми условиями организации ведения бизнеса: успех в той или иной сфере деятельности в своей стране вовсе не означает автоматического достижения успеха в других странах;

- риски политического характера, связанные с изменением социально-политической обстановки в принимающей стране, переориентацией ее экономической политики, осложнением межгосударственных отношений и т.д.;

- риски финансового характера, связанные с изменением режима перевода капиталов и прибылей, с колебаниями обменных курсов, повышением уровня процентных ставок по кредитам, различиями в темпах инфляции по странам и т.д.

В целом стратегические последствия деятельности совместного предпринимательства выходят за рамки достигнутых кооперационных соглашений. Как правило, выгоды совместного предпринимательства превышают прямые и косвенные издержки их функционирования, в частности, издержки, связанные с усилением конкурентных позиций одного из партнеров за счет другого [2].

Во-первых, стремление закрепиться (и в дальнейшем при благоприятных обстоятельствах освоиться) на большом внутреннем рынке России и СНГ.

Во-вторых, воспользоваться богатыми и дешевыми природными ресурсами, следуя при этом стратегии сохранения сырьевого статуса экспортного потенциала, во избежание утверждения России на мировых рынках высокотехничной продукции как опасного потенциального конкурента.

В-третьих, желание воспользоваться дешевой рабочей силой.

В-четвертых, интерес воспользоваться достижениями науки нашей страны.

В-пятых, слабое природное законодательство и экологическая беспечность нашего общества и государства дают возможность сэкономить до 20 % основного капитала и при прочих условиях снизить себестоимость продукции на 5-10 %.

Все тенденции совместного предпринимательства в России можно показать на примере самой популярной темы - нефтегазовая промышленность.

В прошедшие годы в нефтегазовой отрасли было учреждено большое количество совместных предприятий, особенно в области разведки и добычи, поскольку высокая капиталоемкость и рискованность проектов, а также необходимость использования наукоемких технологий в указанных сферах заставляют компании отдавать предпочтение совместным формам реализации крупных проектов (рисунок).

Сокращение количества совместных предприятий, учрежденных в 2009 году, является следствием мероприятий, направленных на снижение затрат и финансирование уже реализуемых проектов, а не на разработку новых.

Это также может быть связано с тем, что управление совместным предприятием является рискованным мероприятием, требующим значительных затрат времени.

Одним из последствий экономического кризиса стало сокращение количества создаваемых совместных предприятий, которое, уменьшилось в первой половине 2009 года приблизительно на 50 % по сравнению с показателями 2006-2008 годов. Это ожидаемо, т.к. в условиях неопределенной экономической ситуации и снижения цен на нефть и природный газ сокращается количество проектов, о реализации которых объявлялось в течение указанного периода. В период кризиса значительно снизилась высокозатратная добыча трудноизвлекаемых запасов, что повлияло на число вновь учрежденных совместных предприятий [3].

СП являются распространенной формой сотрудничества в нефтегазовой отрасли.  В большинстве случаев они обеспечивают снижение рисков и более простую оценку долевого участия по сравнению со сделками по слиянию.

С учетом сказанного выше можно выделить следующие причины недостаточных масштабов и низкой эффективности развития совместных предприятий.

Из зарегистрированных совместных предприятий функционируют не более 65 %. Фактические вложения в уставный фонд совместного предприятия на данный момент значительно ниже сумм их зарегистрированных уставных фондов. В общем количестве совместных предприятий преобладают посреднические, маркетинговые и инжиниринговые, образующие инфраструктуру внешнеэкономической деятельности. При всей необходимости этой инфраструктуры, российский рынок перенасыщен этими услугами, что снижает общую отдачу таких совместных предприятий. Ряд совместных предприятий, функционирует как внешнеторговые фирмы, и при этом обходит таможенное законодательство, т.е. занимается теневой деятельностью. Сам процесс создания совместных предприятий слабо управляем и не сопровождается глубокими исследованиями их будущей эффективности, нередко в него вовлечены вклады сомнительного происхождения, участвуют физические и юридические лица с низкой деловой репутацией.

Проблемы рисков совместного предпринимательства недостаточно изучены, на сегодняшний день не сложились ещё научные представления о природе и методах управления рисками совместных предприятий.