В Астане в выставочном центре «Корме» открылись сразу две международные выставки - по здравоохранению и туризму.
На выставке по здравоохранению AstanaZdorovie-2015 крупнейшие мировые производители медтехники представили высокотехнологичное медицинское и лабораторное оборудование в области физиотерапии, кардиологии и косметологии, гигиенические и дезинфицирующие средства для лечебно-профилактических учреждений. Здесь участвуют свыше 100 компаний из 11 стран мира: Беларуси, Германии, Израиля, Китая, Казахстана, Кореи, России, Словакии, США, Узбекистана и Японии. К примеру, компания Toshiba - мировой лидер в производстве медицинского оборудования - привезла на выставку в Астану современные визуализирующие диагностические приборы, аналогов которым нет в мире.
«Я рад приветствовать всех на открытии международной выставки, которая проходит в самом сердце Евразии, в городе Астана. Трансферт технологий в медицине происходит благодаря именно таким площадкам, как выставка. Всем участникам желаю плодотворной работы и заключения взаимовыгодных контрактов, найти новые рынки и двигаться только вперед», - сказал участникам выставки вице-министр здравоохранения и социального развития РК Алексей Цой.
Он уточнил, что в рамках данного мероприятия планируется проведение различных семинаров по теме внедрения новых технологий и нового медицинского оборудования.
Кроме того, сегодня в столичном выставочном центре «Корме» параллельно проходит еще одна специализированная выставка Astana Leisure 2015. Тема: туристский потенциал Казахстана - перспективы взаимовыгодного международного сотрудничества. В ней участвуют около 65 компаний-участниц из 25 стран мира. Из Доминиканской Республики, Индонезии, Казахстана, Таиланда, Турции и других. Каждая из стран демонстрирует здесь свое гостеприимство, предлагая посетить лучшие туристические места и достопримечательности своей страны.
Туризм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника.
В последние годы в мире наблюдается интенсивный рост рынка туристских услуг. Туризм имеет огромный потенциал роста, более значительный, чем какая-либо другая отрасль экономики.
Отечественный туристский рынок активно подключается к международной сфере туристских и гостиничных услуг, что представляет собой сложный организационно-технический и экономический процесс, требующий не только разнообразных знаний в области туризма, профессионализма в туристско-экскурсионной деятельности, но и исследования привлекательности туристского рынка для иностранных туристов.
Маркетинговые исследования рынка туристских услуг создают основу для эффективного использования территориальных потенциалов страны, так как изначально маркетинговые исследования в туризме направлены не только на изучение спроса и определение своих потенциальных клиентов, но и на формирование самого спроса с учетом развития и использования имеющегося туристского потенциала определенных территорий.
Для оценки привлекательности туризма в Казахстане были использованы данные проведенных международной компанией «IPK» маркетинговых исследований.
На основании проведенных исследований определены сегменты иностранных потребителей по социально-демографическим факторам, которые представлены в следующем виде: англичане — 10 % от всего туристского потока Казахстана, возраст — от 35 до 54 лет, образование среднее и высшее, 26 % — семейные; вторая группа — корейцы составляют 8 % от потока туристов, возраст — от 25 до 54 лет образование высшее, 39 % — семейные пары; 3 группа — французы — 6 % от потока туристов, возраст — от 25 до 54 лет, образование среднее и высшее, 32 % семейные пары; 4 группа — немцы, возраст — от 35 до 54 лет, образование высшее и среднее, 24 % — семейные пары; 5 группа— японцы — 1 % от потока туристов, возраст — 45-65 лет, образование высшее, семейные пары составляют 10 %.
Потребительские предпочтения иностранных туристов на основании исследований компании «IPK» представлены на рисунке.
Как видно из представленных данных, наибольшим интересом пользуется у иностранных потребителей степное сафари, а именно поездки на джипах по степям и национальная охота. Для данного вида туризма в Казахстане есть 20 ландшафтных зон, представленных степями с солеными и пресными озерами. На основании проведенного анализа вторичных данных сделаны следующие выводы: для привлечения иностранных туристов в Казахстан есть все необходимые ресурсы и определенная инфраструктура. Учитывая рейтинг интереса иностранных туристов к видам туров, можно сделать вывод, что для самого популярного степного сафари-туризма Казахстан обеспечен ресурсами, но вместе с тем наблюдается низкий уровень развития инфраструктуры. Даже при отсутствии инфраструктуры организация путешествия и привлечение иностранных туристов возможны, т.к. не требуется больших финансовых вложений.
Второе место по значимости отводится культурно-познавательному туризму, который представлен казахской национальной культурой, обычаями и менталитетом. Он особенно актуален в последние годы в контексте интереса со стороны европейских и американских туристов. Для данного туризма выделено 7 зон, в составе которых имеются отрезок Великого шелкового пути, культура кочевников, более 9 тысяч памятников, среди которых мавзолеи «Ходжа-Ахмеда Яссауи», «Айша- Биби», «Бабаджи-Хатун», «Карахана» и «Давутбека», загадочный городище «Акыртас», подземная мечеть Бекет-Ата. Большую часть исторических памятников Казахстана реставрировали и продолжают восстанавливать.
Особую привлекательность у иностранных туристов вызывает часть Великого шелкового пути в Казахстане: турист может погрузиться в атмосферу войн древности, пройти путями средневековых батыров, увидеть руины древних городов, мавзолеи, знаменитые когда-то на всю степь бани городища Отрар, великое множество памятников каменного века, стоянок, петроглифов, поучаствовать в раскопках. Основой для развития данного туризма могут стать национальные юрточные городки, восстановленные и возрожденные традиции.
На третьем месте у иностранных туристов по рейтингу экологические туры, так как в Казахстане имеются привлекательные природные ресурсы и заповедные места. Экологический туризм относят к одному из самых малозатратных и привлекательных. Для экологического туризма Казахстан имеет нетронутую красивую и аттрактивную природу, флору и фауну. Экологический туризм в Казахстане дает возможность туристам познать естественную природную среду, увидеть природные памятники и достопримечательности, наблюдать за животными и птицами, предполагает единение с природой.
В Казахстане представлено 900 аттрактивных маршрутов по национальным заповедникам и паркам. Для иностранных туристов есть возможность наблюдать за редкими и исчезающие видами животных, такими как снежный барс, тянь-шанский медведь, каракал, рысь, джейран и многими- многими другими. В Казахстане разработаны 900 маршрутов, «птичий рай» в заповедниках, особенный интерес проявляют туристы к Коргалжинскому заповеднику .
Получил свое развитие в Казахстане горный туризм: начато формирование и строительство горнолыжных баз. В республике имеются 20 горных зон, представленных такими горными массивами, как Медео, Чимбулак, Табаган, Ак-Булак и казахстанские горы Алатау, Тянь-Шань.
Кроме горного туризма, иностранных туристов привлекает экстремальный, спортивный и приключенческие виды туризма. Перспективным направлением в Казахстане представляется пляжный туризм на Каспийском море, озере Алаколь, Балхаше, Бухтарминском водохранилище. Начали функционировать и туры в форме рафтинга (например, по р.Катунь или по р.Или), и те же горные маршруты, но только проложенные по более интересным (и соответственно, более сложным для достижения) местам, и путешествия на горных велосипедах. Кроме того, на казахстанском рынке культивируются прогулки вертолетные, с парапланом, прыжки с парашютом (аэродром Байсерке), нестандартные туры.
Иностранные туристы проявляют интерес к Аральскому морю, посещение которого позволит увидеть необычные пейзажи: умерший порт, огромное кладбище кораблей, соляные долины. Не менее интересными являются поездки на Байконур, проживание в гостинице, предназначенной для космонавтов, осмотр места старта легендарных космических кораблей, их моделей и присутствие при запуске новых ракетоносителей.
Рассмотренные ресурсы и туристские возможности Казахстана подводят к тому, что целесообразно сформировать современный туристский продукт. Важнейшим компонентом оптимизации рынка туристских услуг является разработка нового туристского продукта Казахстана, который был бы конкурентоспособным на мировом рынке туристских услуг и завоевывал иностранный туристский сегмент для его привлечения в Казахстан. В качестве необходимых компонентов нового туристского продукта можно выделить следующие:
- использование природных ресурсов Казахстана с пользой для страны и как наименее затратного сегмента туристского продукта;
- использование исторических, культурных, архитектурных достопримечательностей, которые могут привлечь туриста и побудить совершить путешествие, с дальнейшем применением туристской прибыли на их поддержание и развитие;
- применение оборудования международного уровня (средства размещения туристов, ресторанное оборудование для отдыха, занятий спортом и т.д.);
- возможности передвижения, которые в определенной мере зависят от моды на различные виды транспорта, используемые туристами.
К специфическим особенностям туристского продукта относятся:
- сложная система взаимоотношений между различными материальными и нематериальными компонентами услуги;
- чрезвычайно эластичный спрос по отношению к уровню дохода и ценам, зависящий от политических и социальных условий;
- потребление в большинстве случаев осуществляется непосредственно на месте производства туристской услуги;
- наличие расстояния, отделяющего потребителя от продукта и места потребления;
- зависимость от таких переменных, как пространство и время;
- негибкое производство;
- влияние внешних факторов, имеющих форс-мажорный характер (погода, природные условия, политика в области туризма, международные события и т.д.).
При этом следует учитывать, что процесс покупки конкретного туристского продукта начинается задолго до совершения акта купли-продажи. Принятие решения потребителем подвержено влиянию ряда факторов. Оно решает проблемы различного масштаба и сложности, однако имеет устойчивую структуру, включающую следующие стадии: осознание потребности в путешествии и формирование цели поездки, поиск информации, предпокупочная оценка альтернатив, покупка и потребление.
Для внедрения конкурентоспособного национального турпродукта следует учитывать его специфику и формировать его с учетом уникальных возможностей туристского пространства республики, а именно:
- культурно-историческое пространство насыщено различными историко-культурными объектами: памятниками истории, культуры, архитектуры, включая музеи, театры, выставочные центры, парки, заповедные зоны и проч.;
- естественное туристское пространство сохранено практически в первозданном виде и привлекает туристов богатыми природными туристскими ресурсами, дающими возможность заниматься активными видами спорта, контактировать с нетронутой природой и малоизменными природными ландшафтами. Такой тип пространства составляют заповедники, заказники, национальные парки и иные природоохранные территории;
- этническое пространство — здесь подразумевается вся совокупность ценностей народа, связанных с конкретным историческим явлением.
Создание привлекательного имиджа невозможно только с помощью ресурсов страны, для этого нужен целый комплекс, а именно развитая инфраструктура, последовательная государственная политика, разнообразные программы и экскурсии .
Вместе с тем, разрабатывая стратегию развития туризма, необходимо объективно оценивать сдерживающие негативные факторы и дать рекомендации для устранения существующих проблем, к которым можно отнести:
- высокий уровень риска для туристов — Казахстан относят к небезопасным регионом. В этой связи для формирования позитивного имиджа следует продвигать новые ассоциативные образы этой территории через СМИ, освещать положительные интересные события, активно пропагандировать и рекламировать страну за ее пределами;
- недостаток квалифицированных кадров — наличие квалифицированной рабочей силы в этой области очень ограничено. Для преодоления кадровых проблем необходимо развивать профессиональное туристское образование в республике, в том числе на основе изучения передового опыта и международного сотрудничества;
- неэффективная налоговая политика — налоговые органы взимают незаконные выплаты у бизнесменов, задерживают причитающиеся возвраты, НДС, неравномерно облагают предприятия налогами. В данном случае необходимо усовершенствование налоговой политики государства, в частности, в области совершенствования специальных налоговых режимов и оптимизации всей налоговой политики в целом;
- ограниченные транспортные возможности — ограниченный выбор авиакомпаний, неудобные расписания полетов, высокие цены на авиабилеты, сложный порядок получения визы. В этой связи требуется принятие серьезных политических и экономических решений, направленных на развитие железнодорожного транспорта, строительство качественных автомобильных дорог и всей дорожной инфраструктуры.
Дать краткое и при этом полное определение понятию «туризм» из-за многообразия выполняемых им функций и большого числа форм проявления, довольно сложно. В процессе развития давались различные толкования этому термину и каждое из них отражает те или иные стороны туризма. Базовыми критериями для определения «туризма» являются :
Изменение места: перемещение в место, находящееся за пределами ежедневной среды обитания.
Пребывание в другом месте: место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания (12 и более месяцев).
Оплата деятельности в посещаемом месте: целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте или трудовой деятельностью (оплатой труда).
Современный туризм невозможен без деятельности по производству туристического продукта: специальной одежды, снаряжения, отелей, экскурсионных бюро, транспорта и т. д. Однако в предлагаемых ныне определениях эта деятельность не отражается.
Классификаций туризма достаточно много. В первую очередь различают выездной, въездной и внутренний туризм.
Выездной туризм — связан с перемещением граждан одной страны за её границы. Внутренний туризм — перемещение туристов внутри одной страны. Въездной туризм — въезд иностранцев на территорию государства. В зависимости от критерия, по которому оценивается путешествие, можно выделить множество классификаций.
С древнейших времен множество людей отправлялись в путешествия с целью познания мира и открытия новых территорий, с торговыми, дипломатическими, военными, религиозными и иными миссиями. Все эти путешественники нуждались в определённых услугах со стороны местного населения в плане размещения, питания и т. д. Исторически первыми предприятиями индустрии туризма стали таверны, пользовавшиеся сомнительной репутацией домов терпимости.
В античные времена основными мотивами путешествий были торговля, образование, паломничество, лечение. В Древней Греции зародились и спортивные поездки (Олимпийские игры). Развитие торговли привело к массовому строительству дорог, постоялых дворов, таверн. Некоторые постоялые дворы по роскоши не отличались от домов богатых людей. Римская аристократия активно участвовала в рекреационных путешествиях — на свои виллы, к морю, в горы.
На востоке в древности путешествовали караванами на верблюдах. Ночевали в шатрах или в караван-сараях (постоялый двор с загоном для животных). Уровень обслуживания был намного выше, чем в Европе из-за более активной торговли.
В средние века среди путешествий усилился религиозный фактор — огромные массы людей устремлялись к христианским имусульманским святыням. И только эпоха Ренессанса ослабила религиозные мотивы и усилила индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Молодые люди нередко отправлялись в тур по Европе, прежде чем заняться профессией. Европейское общество отдыхало на курортах Швейцарии, Германии, Австрии, Греции, Италии.
Этот этап характеризуют: зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг (XIX век), а также становление массового и социального туризма (до Второй мировой войны) и быстрое развитие индустрии туризма и массового конвейерного туризма (до 80-х годов XX века).
Зарождению массового туризма способствовало развитие промышленности, а как следствие — разграничение свободного времени, появление оплачиваемых отпусков. Кроме того, революционное развитие транспорта — появление парохода,паровоза, расширение сети дорог также сыграло важную роль.
Первые высококлассные гостиницы появились в Германии и Швейцарии в начале XIX века, во второй половине века — создаются бюро путешествий, которые организовывали туристические поездки и реализовывали их потребителю.
В первой половине XX века в Германии и СССР стимулировался массовый отдых, спортивный туризм и военно-прикладные виды спорта.
После экономического спада, связанного со Второй мировой войной, начался новый этап. С 50—60-х годов XX века началось активное развитие туристических фирм, массового строительства гостиниц и разного рода увеселительных заведений.Европейский туризм был ориентирован на прием американских туристов, а с 1970-х годов, наметился рост и выездного туризма.
С 1980-х годов темпы роста туризма замедлились, а массовый туризм трансформировался в дифференцированный. Туризм становится стилем жизни, усиливается тенденция к расширению ассортимента услуг, появлению новых объектов рекреации. Популярными становятся индивидуальные туры, экологический и спортивный туризм.
Поскольку рекреационные ресурсы распределены на планете крайне неравномерно, все большее количество людей отправляется в путешествие с рекреационными целями и мотивами. Эти рекреационные путешествия (лечебные, оздоровительные, познавательные, спортивные) стали основой развития рекреационного туризма. Рекреационные аспекты всегда присутствуют и в деловых видах туризма (бизнес-туризме, конгресс-туризме, шопинг-туризме).
Реализация туристического бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырёх основных составляющих: капитала, технологии, кадров, рекреационных ресурсов. Это означает, что, недостаточно имея капитал, приобрести кадры, технологию и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из специфических особенностей туристического бизнеса в условиях рынка. Так как четвёртая составляющая — рекреационные ресурсы — является наиболее дешёвой, то в целом это определяет высокую рентабельность туристического бизнеса. Если туризм связан с созданием туристического ресурса, то себестоимость туристического продукта резко возрастает.
Под рекреационными ресурсами понимают — совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристического продукта. Как правило, рекреационные ресурсы определяют формирование туристического бизнеса в том или ином регионе. Эти ресурсы имеют следующие основные свойства: аттрактивность (привлекательность), климатические условия, доступность, степень изученности, экскурсионная значимость, социально-демографические характеристики, потенциальный запас, способ использования и др., данные ресурсы используются в оздоровительных, туристических, спортивных и познавательных целях.
Рекреационные ресурсы условно можно подразделить на природные и социально-экономические (социально-культурные).
Природные ресурсы туризма классифицируют:
по принадлежности к определённым компонентам природной среды (климатические, водные, лесные и т. д.).
по функциональному назначению (оздоровительные, познавательные).
по иссякаемости (иссякаемые: объекты охоты, рыбалки и неиссякаемые: солнце, морская вода).
по возобновляемости (возобновляемые: растения, животные и не возобновляемые: лечебные грязи, памятники культуры).
Социально-экономические ресурсы включают:
культурно-исторические объекты (памятники и памятные места, музеи, архитектурные ансамбли).
культурно-исторические явления (этнографические, религиозные).
экономические (финансовые, инфраструктурные, трудовые).
Несмотря на свою социально-гуманную роль, туризм видоизменяет окружающую среду. Снижение ущерба индустрии туризма окружающей среде регулируется на государственном и международном уровнях за счёт экологического просвещения, налогового регулирования, ограничения туристическо-рекреационной нагрузки на природные ресурсы и т. д.
Таким образом, рекреационные ресурсы рассматриваются как один из факторов развития туризма и основа для планирования производства туристического продукта.
На смену индустриальной эпохе, в которой основной ценностью было материальное благополучие, приходит постиндустриальная эпоха, где главной целью являютсявпечатления и ощущения. Немаловажными факторами, влияющими на развитие туризма стали развитие транспорта, связи, растущей мобильности, урбанизация, сокращение рабочего времени, рост общественного богатства.
В этих условиях социально-экономические позиции туризма быстро укрепляются. Его доля в мировой торговле услугами составляет более 30 %. На мировом рынке туристский продукт лидирует наравне с нефтью. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составляет около 35 %. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса и сегодня использует до 7 % мирового капитала[4]. Годовой доход от международного туризма ещё в 1995 году оценивался в 373 млрд долл. При этом совершено было 567 млн международных путешествий. Туризм обеспечивает работой 137 млн человек[5]. На сферу туризма приходится около 6 % мирового ВНП, 6 % рабочих мест, 11 % мировых потребительских расходов.
Быстрое усиление финансово-экономических позиций туристской отрасли привело к тому, что во многих странах мира туризм стал существенным фактором регионального развития. Органы территориального управления различных иерархических уровней, от графств и районов до федеральных властей, заботятся о развитии туризма и местностей, обладающих ценными рекреационными ресурсами. Туризм рассматривается как катализатор региональной экономики, позволяющий задействовать не только весь комплекс рекреационных ресурсов, но и наиболее эффективным образом использовать совокупный производственный и социально-культурный потенциал территории при сохранении экологического и культурногоразнообразия.
Исходя из этого, власти инициируют разработку стратегии туристской активности, совместно с бизнесом — разработку туристской инфраструктуры, создание национальных парков и рекреационных зон, привлечение инвестиций и рост числа визитов в регион.
Согласно данным Всемирной туристской организации, в 2007 году число только международных туристских поездок составило около 900 млн (в 2004 году — 766 млн.).[источник не указан 2124 дня] В 2005 году на Европу пришлось 444 млн прибытий, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона — 156 млн, на Северную и Южную Америки — 133 млн, на прочие регионы — 75 млн.[источник не указан 2124 дня]
Туристский продукт окончательно превратился в экономическую категорию лишь в условиях массового туризма. Интенсивность туризма — показатель, дающий представление о том, какая часть населения страны (в процентах) ежегодно совершает хотя бы одну поездку. Когда интенсивность туризма выше 50 %, можно говорить, что в данной стране туризм имеет массовый характер. Туристский баланс страны — это отношение между стоимостью товаров и услуг, реализованных иностранцам в данной стране, и стоимостью товаров и услуг, реализованных гражданам данной страны за рубежом. Если сальдо туристского баланса положительное, то говорят, что для экономики этой страны туризм активный (Таиланд, Швейцария), если отрицательное — пассивный (Германия, Россия).
С экономической точки зрения привлекательность туризма как составной части услуг — в более быстрой окупаемости вложенных средств и получении дохода в свободно конвертируемой валюте. Туристский бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д.
Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат. В туристской индустрии динамика роста объёмов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. Временной промежуток между ростом спроса на туристские услуги и появлением новых рабочих мест в туристском бизнесе минимальный.
Туризм помимо огромного экономического значения играет большую роль в расширении границ взаимопонимания и доверия между людьми разных религий и культур. Его деятельность не ограничивается только торговлей товарами и услугами и поиском новых торговых партнеров. Она направляется также на установление взаимоотношений между гражданами разных стран для сохранения и процветания мира.
Задача развития туризма требует решения множества сопутствующих задач, например развитие транспортной системы, развитие системы общественного питания, улучшение имиджа, развитие информационной инфраструктуры.
Официально такого праздника в календаре нет, но он состоялся по случаю 15-летия образования нацпарка «Бурабай».
К торжественному событию приложила руку и «Казахстанская правда». Осенью 1999 года в корпункт газеты обратилось тогдашнее руководство Боровского ПОЛКа (природоохранный лесной комплекс) с просьбой подготовить ряд материалов о плачевной судьбе курорта номер один страны. Был предложен и вариант выхода из ситуации: ПОЛК переименовать в ГНПП (государственный национальный природный парк), что означало передать уникальный природный комплекс под защиту закона, объявив его особо охраняемой территорией. Автор этих строк подготовил на данную тему несколько проблемных и острых материалов. Общественность позицию природозащитников и редакции поддержала, их мнение услышали на самом высоком уровне. В августе 2000 года вышло постановление Правительства о переименовании ПОЛКа в ГНПП. У знаменитого Борового началась новая история, ограничившая вмешательство человека в окружающую среду, запрещающая на территории парка вредную для экологии хозяйственную деятельность.
Резко поубавили аппетиты любители потребительского отношения к матушке-природе, успевшие ранее построить в Боровом престижные особняки, бизнес-объекты.
О грустном, пожалуй, хватит, черная полоса в ЩБКЗ закончилась. Бегло пройдемся по основным вехам становления и развития парка. Но прежде сообщим: природоохранное ведомство оказалось под патронатом Управления делами Президента. С этой структурой, согласитесь, спорить и доказывать свое, иногда в обход закона, сторонникам использования красот Борового в корыстных целях бесполезно. В итоге нацпарк получил не только дополнительную надежную защиту, но и финансовые подкрепления для развития.
В 2000 году территория ГНПП «Бурабай» составляла 89 тыс. га. За 10 лет она увеличилась до 130 тыс. га благодаря присоединению земель Буландынского лесхоза с прилегающей охранной зоной в 377 166 га. Таких размеров она остается по сей день.
В 2008 году построена пешеходная дорожка вдоль озера Боровое протяженностью 9,3 км. В это же время активно начинает развиваться туризм. Открылись двери мараловодческого хозяйства, где оказывается полный спектр пантовых процедур круглый год.
2009 год. На карте нацпарка появляется современное здание Музея природы, проведена реконструкция зооуголка. Построен экспозиционный зал «Ставка Абылай-хана». 2010 год. Введена в эксплуатацию новая производственная база, разместившаяся на 6 га. На ее территории находятся лесопожарная станция, склады, гаражи, деревообрабатывающий цех, конюшня, общежитие, жилые дома для сотрудников, ветеринарная лаборатория.
Проведена капитальная реконструкция питомника на площади 21 га с созданием оросительной системы. Ежегодное производство посадочного материала возросло до 1 млн единиц. За минувшие 15 лет проведены лесовосстановительные работы на 608,9 га, в том числе на гарях – 478,6 га, прогалинах – 130,3 га. Таким образом, с момента создания учреждения покрытая лесом площадь увеличилась на 36%. Огромный плюс для экологии.
Возросло поголовье диких животных. Его учетная численность составляет: асканийский олень – 1 121 особь (было 517), сибирская косуля – 1 346 (было 800), кабан – 395 (было 162).
Приоритетным видом отдыха является познавательный и экскурсионный туризм. К услугам гостей Бурабая – 24 утвержденных туристических маршрута, из них 17 – пеших, 4 – автобусных, а также велосипедный, конный и водный. Ведется строительство освещенных на принципах «зеленой» энергетики велосипедных и лыжных трасс. В стадии разработки новые маршруты для организации литературно-поэтических, археологических, этнографических экскурсий.
Обнаружена пещера отшельника 1812 года, сейчас это место благоустраивается для приема туристов.
Третьим в мире (после Канады и Финляндии) ГНПП «Бурабай» внедрил экспресс-доставку средств для тушения лесных пожаров с временными рамками от 3 до 7 минут. Имеющаяся техника за один раз способна доставить к местам возгорания 120–130 тыс. кубов воды.
Первыми в Казахстане местные природозащитники провели инвентаризацию земель и участков посторонних землепользователей для упорядочения хозяйственной деятельности на особо охраняемой территории, первыми создали экологический аудит, определили водоохранную зону. Освоена система ИСО – качественное управление организацией труда. Определена охранная зона нацпарка в целом – 485 тыс. га.
Установлены 250 контейнеров для сбора мусора, тем самым реализован совместный казахстанско-германский проект санитарного благоустройства Бурабая. Природный комплекс получил центральные канализацию и водопровод. С 2008 года прекращен водозабор для хозяйственных и питьевых целей из озера Щучьего. На эти нужды уходило в год до 3 млн кубов пресной воды...
Перечислены, можно сказать, голые цифры и факты. Прокомментировать их попросили директора ГНПП «Бурабай» Алиби Газиза, 10 лет простоявшего у руля нацпарка.
– Докладываю ответственно, мы не только сохранили уникальный природный комплекс Бурабая (казахстанскую Швейцарию), но и приумножили природное богатство, – сказал он. – Уже не приходится сожалеть о знаменитом прошлом курорта номер один в стране. Сегодняшний Бурабай развивается не по дням, а по часам, чувствуя на каждом шагу поддержку Главы государства. А как шагнул вперед туризм! Он стал привлекательным экологией, чистым, ухоженным, здоровым лесом, современными услугами. Мы единственные на постсоветском пространстве внесли в туристскую деятельность элементы древней философии и поэзии. Нынче разбили два сада из камней. На них высечены поэтические строки казахских классиков, эти же надписи присутствуют на всех плакатах и билбордах курортной зоны. Проезжая каждый день поляну Абылай-хана, чья ставка находилась здесь 48 лет, ощущаешь, как Бурабай приобретает национальный дух.
В столице прошла международная выставка осенне-зимнего сезона Astana Leisure 2015, посвященная Всемирному дню туризма.
Среди ее почетных гостей оказались послы Южной Кореи и Латвии в Казахстане Чо Енг Чон и Юрийс Погребнякс. Именно им выпала честь перерезать ленточку, ознаменовав открытие 12-й международной выставки туризма. А с приветственным словом к участникам и посетителям Astana Leisure 2015 обратился директор департамента туризма Министерства по инвестициям и развитию РК Тимур Дуйсенгалиев.
– Туризм – одна из немногих отраслей экономики, в которой показатели развития не снижаются в зависимости от времени года, – сказал он. – Мир становится глобальным, логистика улучшается, конкуренция растет. Поэтому, думаю, что следующее поколение получит еще большие возможности, путь в любую точку мира значительно сократится по времени и станет доступным всем слоям населения.
Пока же незабываемый отдых на горнолыжных курортах и солнечных пляжах в зимнее время года казахстанцам предложили 65 компаний из 25 стран. Наиболее активны туроператоры Индонезии, Турции, Таиланда и Доминиканской Республики. Серьезно к сезону подготовился и Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга, оригинально презентовавший на выставке туристский потенциал северной столицы России.
Стоит отметить, что помимо двенадцати региональных управлений туризма и департамента индустрии туризма МИР РК в выставке принимали также участие и ведущие операторы на внутреннем рынке страны.
Горячими темами Astana Leisure 2015 стали вопросы, касающиеся авиасообщения и развития внутреннего туризма. С рекламными кампаниями приехали в Казахстан международные партнеры из Беларуси, Венгрии, Грузии, Индии, Люксембурга, Сингапура, Словении и Японии.
В одном из самых распространенных детских споров – «Кто сильнее: кит или слон?» – вскоре может быть поставлена жирная кровавая точка: сильнее – человек, точнее – браконьер.
В былые времена песня известного певца-барда Юлия Кима «Рыба-кит» о страданиях китоловов, отправившихся на промысел млекопитающего, исполнялась даже в детских передачах. Советские ребятишки искренне переживали за моряков, которым, согласно тексту, то вообще никто не попадался, то на крючок клюнул очень худой кашалот, у которого «только ребра видно». Такая вот «производственная история», покрытая флером морской романтики. Нынче подобных песенок не поют, ибо времена наступили более суровые, и сегодняшние китобои уже не перебирают животных по весу, а уничтожают всех подряд – даже редких.
Ученые, экологи и общественные деятели бьют тревогу – в мире осталось всего 150 вымирающих китов-финвалов. Но даже эту ничтожную цифру исландский китобойный флот вскоре может свести на нет. При том, что на складах у промысловиков осталось еще 1 700 тонн мяса млекопитающих, добытых в прошлом году. Этот груз планируется доставить в Японию – страну, которая выступает в качестве самого крупного потребителя ценного продукта.
К сведению, Япония в 2014 году уже закупила в Исландии 2 000 тонн китового мяса, что составило две трети годового потребления. Японские гринписовцы выступали против подобной акции, но груз все-таки прибыл в Осаку и дошел до потребителя. На фоне столь масштабных закупок Исландия в прошлом году приняла решение об увеличении квоты на промысел китов. Причем сами островитяне китовое мясо не сильно жалуют, но как статья экспорта оно очень уж выгодно. Японцы тоже охотятся на гигантских морских млекопитающих, однако свою деятельность называют научными исследованиями. Но так ли это?
Международный суд ООН в Гааге в марте 2014 года признал, что программа Японии по отлову китов в Антарктике преследует вовсе не научные цели, в связи с чем ее обязали временно приостановить охоту. К слову, промысел этих животных запрещен международной комиссией по китовому промыслу (IWC) с 1982 года. Японцы тем не менее продолжали его, объясняя: мол, употребление китового мяса – традиция.
Японцы согласились с решением суда, заявив, что в сезоне 2014–2015 годов не будут охотиться на китов, однако продолжат так называемые «нелетальные исследования». Гарантий же того, что их китоловы не возобновили промысел, нет никаких. И лишним подтверждением тому послужило задержание российскими пограничниками японского китобойного судна «Сенан-мару» в августе 2014 года, когда оно осуществляло отлов гигантских млекопитающих в территориальных водах в Охотском море.
Возвращаясь к берегам Исландии, следует сказать, что активисты движения за спасение китов добиваются того, чтобы уже упомянутые 1 700 тонн китового мяса не попали на стол японцев, и для этого предполагают прибегнуть к различным методам. Во-первых, побудить карибское мини-государство Сент-Крис и Невис, под чьим флагом предполагается осуществить транспортировку груза, отказаться от помощи китобоям.
Во-вторых, предлагается и дальше оказывать давление на европейские страны. Такая практика, кстати, уже доказала действенность. Так, в 2013 году правительство Нидерландов наложило запрет на транспортировку Исландией мяса китов через свои порты, а Германия даже вернула груз обратно на остров. Крупнейшие судоходные компании заявили, что больше никогда не займутся доставкой данного продукта.
Активисты предполагают, что если им удастся сорвать поставку залежавшейся китятины, то это вызовет разорение китобойной промышленности Исландии, тем более что этот бизнес теперь едва окупается.
Однако на фоне этих усилий страна Сент-Китс и Невис голосует в поддержку японских «исследований» в международной комиссии, что может дать возможность китобоям Страны восходящего солнца возобновить охоту на китов в заповедной южной части Мирового океана в «научных целях». А еще маленькое, но упрямое карибское государство пока не снимает свой флаг с судна с китовым мясом.
Учитывая пробраконьерскую позицию Сент-Китс и Невис, активисты планируют устроить акции, которые подорвут имидж этого государства и серьезно повлияют на основную статью доходов его экономики – туризм. Так что страсти разгораются нешуточные, но ведь и причина существенная – выживание самых крупных животных на планете. Когда-то в ряде стран Африки и Азии наиболее крупные наземные животные верой и правдой служили человеку как транспортное средство в мирной жизни и «боевая техника» на войне. Кроме того, слон всегда был промысловым зверем, у которого утилизировались фактически все части тела – шкура, кости и даже кисточка на конце хвоста.
Мясо слона и сегодня нет-нет да идет в пищу в свежем и вяленом виде, из костей же во все времена вырабатывали костную муку, а из ног делали своеобразные корзины для мусора или табуреты. Жесткие, похожие на проволоку, хвостовые волосы используются местными жителями для изготовления браслетов.
Но особым спросом пользовалась и пользуется до сих пор слоновая кость, изделия из которой известны с доисторических времен. Из-за нее только с 1860 по 1930 год ежегодно убивали от 25 тыс. до 100 тыс. слонов. Их бивни, в частности, шли на изготовление клавиш для пианино и различные поделки. В какие-то периоды охота значительно сокращалась, но в настоящее время в Африке она стабильно держится на уровне 35 тыс. животных.
В среднем в Африке ежедневно отстреливают по 100 слонов, порой даже из вертолетов. Животным, иногда еще живым, отрубают голову мачете, и все ради того, чтобы из их бивней сделать бесполезные брелоки, статуэтки и другие безделушки.
В результате варварского истребления гигантов их популяция снизилась за последние 5 лет в Танзании в полтора раза (с 109 051 особи в 2009 году до 43 330 в 2014-м). Вдвое сократилось поголовье слонов в Мозамбике. Власти этих стран бьют тревогу и принимают меры по сохранению вида, иначе лет через 10 африканские слоны будут существовать только в зоопарках.
Не осталось в стороне от этой проблемы и мировое сообщество. И здесь хотелось бы особо выделить позицию Китая, который до недавнего времени был одним из основных потребителей слоновой кости. В Поднебесной заявили, что постепенно сворачивают производство изделий из данного сырья.
Откликнулись и США, правда, здесь только 11 штатов запретили торговать слоновой костью. Активисты организаций по спасению животных работают в Таиланде и Вьетнаме, чтобы покончить с крупнейшими рынками данного сырья.
Еще одна проблема заключается в том, что слоны выступают объектом спортивной охоты, и добытчики трофеев не останавливаются перед убийством этих животных практически для забавы, в качестве подтверждения своей меткости или пополнения коллекции. Помимо природоохранных мер, осуществляемых в странах, где возможна такая охота, свои мероприятия, призванные если не прекратить, то хотя бы сократить варварское истребление слонов, осуществляют авиационные компании.
Так, South African Airways объявила о том, что охотничьи трофеи к перевозке на бортах ее самолетов запрещены, а с 15 мая 2015 года такое же заявление сделала авиакомпания Emirates Airlines. Авиаперевозчики уверены, что действуя подобным образом, можно серьезно сократить массовое убийство диких животных.
Весной нынешнего года Австралия запретила ввоз в страну охотничьих трофеев, и таким образом австралийские охотники не поедут на другие континенты ради убийства животных. В Европу ввоз разрешен, но аналогичные переговоры сейчас ведутся с чиновниками Европейского парламента.
Хуже всего положение обстоит в Америке: здесь не только не идет речь о запрете ввоза, но, напротив, расширяются допустимые рамки. Кроме того, осталась лишь одна авиакомпания, осуществляющая прямые рейсы из США в ЮАР и не присоединившаяся к данному решению, – Delta Airlines.
Экологи сейчас призывают подписать петицию в адрес ее руководства. В случае если ни один охотничий трофей не сможет покинуть африканский континент, у богатых туристов исчезнет стимул приезжать сюда для того, чтобы потом дома похвастаться добычей.
Одновременно активисты предлагают осуществить комплекс мер, направленных на сохранение поголовья наземных гигантов. Среди них – финансирование мощных информационных кампаний в Юго-Восточной Азии и США с целью сведения на нет спроса на предметы из слоновой кости. Сделать это предполагается путем информирования потребителей о страданиях животных и кровавой расправе над ними.
Кроме того, выдвигаются инициативы по поддержанию и активизации проведения в Юго-Восточной Азии и США гражданских акций, нацеленных на потребительский рынок. Полезным и перспективным в практическом плане видится поддержание программ по охране животных рейнджерами в Африке, и новаторских инициатив, к примеру, использование беспилотных летательных аппаратов для наблюдения за отдаленными национальными парками. Пытливый читатель, быть может, спросит: а зачем весь этот разговор о китах да слонах, когда над миром витает экономический кризис, гремят бои локальных конфликтов и имеют место явления гуманитарной катастрофы?
С одной стороны, ситуация эта лишний раз напоминает, как все хрупко и уязвимо в нашем мире, если даже самые крупные его обитатели не в силах уберечься от уничтожения. И это должно заставить задуматься сторонников радикальных методов, которых не останавливают ни моральные препоны, ни размеры совершаемого зла. Нельзя жить сиюминутными интересами – выловить всех китов и перебить всех слонов, хотя бы из практического интереса: а что все эти охотники и браконьеры будут делать, когда благодаря им объекты их добычи исчезнут с лица Земли?
Впрочем, скорее это повод для объединения усилий прогрессивных людей для демонстрации высших человеческих качеств – разума, гуманности и дальновидности. Любой посильный вклад стран, организаций и отдельных личностей в дело сохранения морских и наземных гигантов послужит важному делу сбережения природы, которая, как известно, не терпит пустоты. Если уж гигантские виды животных под угрозой исчезновения, то что говорить о более мелких?
Человечество уже давно не надевает звериные шкуры, не живет в пещерах и не пользуется дубиной. Так откуда это непобедимое стремление – есть непременно китовое мясо, когда полным полно других продуктов, и пользоваться сувенирами из слоновьей кости в то время, как сделанные из пластика или камня они могут выглядеть ничуть не хуже?
Казахстан - девятая по величине страна мира, и у нас есть все - от снега и ледников до песчаных барханов и горных вершин. Страна уникальна по состоянию природных ландшафтов, которые отличаются поразительным разнообразием и неисчерпаемыми возможностями для активного отдыха.
В Казахстане много удивительных мест, но этот мощный потенциал почти не востребован туристским бизнесом. Международный туризм у нас переживает не самые лучшие времена. Страна располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа.
Казахстан стремительно развивается в условиях рыночной экономики, но развиваются преимущественно нефтедобывающая и металлургическая отрасли, что касается туризма, то он на стадии затянувшегося зарождения.
Казахстан обладает хорошим туристским потенциалом, т.к. страна может предложить туристам различные виды туризма.
Казахстан богат туристско-рекреационными ресурсами, особо следует отметить наличие привлекательных горных, рекреационных, природных, водных, экскурсионных зон. Все это создает условия для беспрепятственного развития въездного туризма.
Въездной и внутренний туризм представлен большим разнообразием его видов. Начинают развиваться экологические, активные, экстремальные, исторические и познавательные виды туризма, набирает силу бизнес-туризм.
В Казахстане туризм - развивающаяся отрасль, и влияние туристической индустрии на экономику страны пока незначительно. Неразвитость туристической инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о Казахстане, как о стране повышенного риска привело к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристского потока.
Показатель туристической подвижности населения Казахстана - один из самых низких в мире. Подавляющая часть турфирм предпочитает заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь немногие фирмы работают на привлечение туристов в Казахстан. Причем в основном туристы посещают Алматы и Астану.
Для Казахстана выгодно развивать въездной туризм, дающий дополнительные доходы, в виде иностранной валюты.
Для нас, туризм мог бы стать одним из стимулов развития экономики, что даст возможность создать дополнительные рабочие места, расширит экспортный потенциал рынка для товаров и станет одним из источников валютных поступлений.
Казахстан богат туристскими ресурсами, но уровень развития туризма не соответствует международному. Туристская отрасль ориентирована на развитии выездного туризма, не уделяется должного внимания развитию въездного и внутреннего туризма.
Общеизвестно, что для страны важно развитие въездного туризма. Это объясняется тем, что въездной туризм имеет ряд преимуществ с экономической точки зрения, среди которых:
- поступления финансовых средств в страну, в виде иностранной валюты, за счет продажи путевок и за счет покупки услуг и товаров в стране посещения;
- развитие гостиничного сектора в стране;
- формирование развитой инфраструктуры туризма;
- развитие смежных с туризмом отраслей;
- создание дополнительных рабочих мест;
- проведение полномасштабных социологических и маркетинговых исследований, для создания необходимого туристского продукта.
В настоящее время туризм является отраслью, которая не мобилизует валютные поступления в Республику, а наоборот, является каналом утечки валюты во внушительных размерах. Предложения отдыха за рубежом востребованы в Казахстане потому, что там нашим туристам предлагают сервис более высокого качества и за умеренные цены. Зачастую бывает ситуация, когда отечественному туристу отдохнуть за рубежом выходит дешевле, чем в Казахстане.
Необходимо отметить, что темпы развития выездного туризма более динамичны, нежели внутреннего и въездного. Это объясняется повышением уровня жизни населения нашей страны и отсутствием конкурентоспособных туристских предложений внутри страны, которые сочетали бы показатели качества и цены.
Таким образом, констатируя факты состояния туризма в Казахстане на современном этапе, следует отметить крайнюю необходимость развития внутреннего и въездного туризма.
Являясь частью инфраструктурного комплекса страны, инфраструктура туризма выполняет ряд важных функций. К ним следует отнести обеспечивающую, интеграционную и регулирующую функции.
Обеспечивающая функция - создание необходимых условий для организации обслуживания туристов.
Интеграционная - организация и поддержание связей между предприятиями отрасли, формирование территориальных туристско-рекреационных комплексов.
Регулирующая функция - создание новых рабочих мест, влияние на потребительский спрос, развитие отраслей, выпускающих предметы потребления, содействие росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
Отсюда, туристская инфраструктура оказывает прямое и косвенное влияние на экономику государства.
Однако, материальная база объектов размещения, включая гостиницы, пансионаты, дома и базы отдыха, а также санаторно-курортные учреждения, характеризуется высокой степенью морального и физического износа. Большая часть основных фондов гостиничной индустрии страны была введена в эксплуатацию еще в советский период,
а если и развивается то отдельными предпринимателями, но не государством. Государство разрабатывает различные программы по развитию туризма в стране, но за их выполнение почти никто не отвечает. Казахстану, для начала, необходимо:
- усовершенствовать инфраструктуру;
- организовать профессиональную организацию услуг питания;
- подготовить квалифицированные кадры.
Развитие туризма в Казахстане зависит от множества факторов, которые тормозят его развитие:
- правовое обеспечение туристской отрасли;
- паспортно - визовые формальности пересечения государственной границы государства;
- уровень развития инфраструктуры, как показатель привлекательности региона;
- состояние рекреационных ресурсов и туристский продукт, который можем предложить;
- стоимость туристского продукта, несоответствующая качеству предоставляемых услуг;
- недостаточная реклама среди иностранных туристов.
На развитие туризма огромное влияние оказывает состояние транспортной инфраструктуры. Транспорт является связующим звеном между отдельными элементами туристской отрасли и способствует ее развитию. Транспортная инфраструктура служит не только обеспечению сообщений между туристскими центрами, но ею могут пользоваться и простые граждане в повседневной жизни, без туристских целей. Одним из основных факторов, влияющих на развитие международного туризма, являются пассажирские авиаперевозки. В нашу страну туристы прибывают в основном воздушным транспортом.
Большинство туристов предпочитает, в плане надежности и сервиса, услуги иностранных перевозчиков, что влечет за собой снижение пассажиропотока на авиарейсах, совершаемых отечественными перевозчиками. К тому же, высокая стоимость авиабилетов увеличивает стоимость туристского продукта Казахстана и, соответственно, снижает его конкурентоспособность на международном рынке.
Иностранные туристы отдают предпочтение услугам воздушного транспорта - это 94%, от всего числа иностранных туристов.
Учитывая, что большинство поездок совершается с использованием авиатранспорта, необходимо обновить авиапарк, расширить географию пассажирских авиаперевозок, определить взвешенную ценовую и тарифную политику, повысить качество обслуживания, в целях увеличения туристского потока.
В последние годы железнодорожный транспорт является популярным средством передвижения у основной массы населения республики, из-за более доступных цен на билеты.
Вместе с тем, уровень обслуживания в поездах АО «Пассажирские перевозки» не соответствует международным стандартам. Высокий износ и большие сроки использования значительной доли вагонного парка вызывают срочную необходимость его замены и реконструкции. И если транспортное обеспечение туров идет с помощью железнодорожного транспорта, то бедным туристам не позавидуешь. У железнодорожного транспорта следующие недостатки:
1. Большинство вагонов находятся в эксплуатации более 20 лет.
2. По многим направлениям едут, так называемые «шоп-туристы», что вызывает массу неудобств - везде и всюду располагается бесконечное число «баулов».
3. Уровень подготовки обслуживающего персонала в поездах далек от европейских стандартов.
4. Состояние вагонов не позволяет чувствовать себя комфортно во время поездки на таких поездах, что значительно сокращает число туристов, пользующихся ж.д. транспортом.
Все это отрицательно сказывается на его привлекательности и конкурентоспособности. Для развития ж.д. транспорта рекомендуются следующие мероприятия:
- усовершенствование существующих и строительство новых железнодорожных путей;
- использование новых (высокоскоростных) поездов, в целях сокращения длительности поездок между городами;
- расширение маршрутов, включающие новые международные сообщения со странами дальнего зарубежья;
- усовершенствование инфраструктуры существующих железнодорожных вокзалов в городах Астана, Алматы, Капчагай, Шу, Шымкент, Кызылорда, Усть-Каменогорск, Актау, Щучинск, Байконур и на пограничных станциях (пунктах пропуска через гос.границу).
В последние годы в туристских целях активно используется автотранспорт. Основной массе туристов предлагается перемещение на автобусах междугороднего сообщения, которые порой не очень комфортабельны, отсюда и качество предоставляемых услуг.
И так, состояние транспорта, которым должно обеспечиваться большинство туров по стране, не на должном уровне.
Формирование рыночной экономики в Казахстане усилило интерес к методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли и возрастание негативных последствий конкуренции в туристской деятельности привело к осознанию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса.
В некоторых странах, грамотная организация туристической отрасли позволила оздоровить всю национальную экономику. В этих странах туризм играет огромную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, а также активизации внешнеторгового баланса.
Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире.
В то же время, являясь одной из наиболее динамично развивающихся мировых индустрий, туристский рынок Казахстана демонстрирует очень низкие темпы развития. Ограниченные материальные возможности граждан, недостаточно развитая туристская инфраструктура, несогласованность интересов государства и частного сектора являются сдерживающими факторами для развития туристской отрасли Казахстана.
Отсутствие и неэффективное участие заинтересованных сторон является одним из основных препятствий на пути устойчивого развития туризма и непонимания того, как наилучшим образом решить эту проблему.
Государственная поддержка туристской отрасли оставляет желать лучшего, законодательная база не проработана должным образом.
Достичь конкурентоспособности на мировом туристическом рынке можно за счет развития новых форм экономической интеграции между государством, туристическим бизнесом и населением страны. Поэтому, формирование и создание благоприятных условий для эффективного функционирования туристических кластеров, должно стать одним из приоритетных направлений государственной туристической политики.
Наше государство обладает обширной территорией, на которой расположены привлекательные туристские зоны. Однако, туристическая отрасль страны характеризуется недостаточным уровнем развития. Его доля в валовом внутреннем продукте составляет всего 1,6%.
Общий вклад туристической отрасли в ВВП Казахстана по итогам 2012 года составил 5,2%.
Анализ въездных туристских потоков в Казахстан показывает, что республика остается недостаточно привлекательной для зарубежных туристов. По экспорту туристических услуг Казахстан занимает 78 место в мире. По доступности, цене и уровню сервиса, туристские услуги Казахстана не конкурентоспособны на мировом рынке и намного уступают зарубежным аналогам. Сложившаяся ситуация является следствием отсутствия реальной государственной поддержки туристической отрасли. Разработанные и принятые стратегические планы не стимулировали развитие туризма в стране, при этом, ни одна государственная программа по развитию туристической отрасли не была доведена до установленного срока. Многие из принятых правовых документов остались на бумаге, не найдя практического применения в туристской сфере.
К основным проблемам, тормозящим развитие туристической отрасли в Казахстане, можно отнести:
- разобщенность участников туристического рынка;
- недостаточно развитая нормативно-правовая база;
- неадекватно высокие цены на размещение, при достаточно низком уровне развития туристской инфраструктуры.
Необходимым условием для устранения указанных проблем и обеспечения устойчивого развития туристской отрасли является поддержка туризма на государственном уровне.
Завышенные цены на размещение туристов являются следствием неэффективной налоговой политики государства.
Государству необходимы принципиальные подходы, это:
- главенствующая роль государственных органов управления в регулировании вопросов развития туризма, с созданием управляющего органа - Министерства;
- долгосрочные стратегии по обеспечению устойчивого развития туризма и разрабатываемые на их основе программы развития туризма в регионах;
- научно-исследовательская работа в этой сфере, анализ тенденций развития и использования маркетинговых технологий;
- усиление требований к обеспечению безопасности, применение новейших технологий эффективности использования туристских ресурсов;
- тесная взаимосвязь мероприятий по развитию туризма и мер по защите экологии, культурного и исторического наследия;
- эффективное взаимодействие государственных и местных органов власти в туристической отрасли.
Государственная политика в области туризма должна реализовываться на основе единого регулирования туристской деятельности.
В Казахстане необходимо применить комплексный подход, который может быть осуществлен путем кластеризации отрасли.
Для активизации привлечения инвестиций в туристическую отрасль Казахстана, необходимо определить понятную для инвесторов модель государственно-частного партнерства, в которой надо учесть вопросы землепользования, доступа к инфраструктуре и меры государственной поддержки.
Государственная помощь должна включать инвестиционные преференции для предприятий обслуживающих туристов, экспортные гранты, долгосрочное кредитование туристических инвестиционных проектов, развитие производственной и сервисной инфраструктуры туризма и обучение специалистов.
Роль государства в развитии туристической отрасли должна заключаться в создании необходимой инфраструктуры - дороги, трубопроводы, электроэнергия, водоснабжение. Кроме того, финансирование обучения кадров для отрасли, а также другие меры, направленные на стимулирование внутреннего и въездного туризма.
Предлагается создавать специальные туристические зоны. В них, помимо льгот, добавить некоторые формы облегчения для инвесторов в части землепользования, а также размещение спец.объектов, а предприятиям гостиничного сервиса - снизить ставку НДС, в области налогообложения - снизить налоговое бремя туроператорам, по сравнению с турагентами, которые реализуют на казахстанском рынке иностранные турпродукты.
Рассмотреть на государственном уровне развитие «социального» туризма. Государство, по сути дела, может софинансировать отдых своих граждан, выпуская для этого специальные ценные бумаги - туристские сертификаты. Государство должно активно сотрудничать с работодателями, а те, внося свой вклад, предлагать такие сертификаты своим служащим. Человеку это выгодно, поскольку снижаются его расходы на отдых. Эта мера, за счет государственной доли в финансировании, активизирует внутренний туризм. Для развития социального туризма необходимо развивать свою систему казахстанских туристских сертификатов.
Считаю, главной целью государственной политики в области туризма, на сегодняшний день, является создание в стране высокоэффективного и конкурентоспособного туристского кластера.
Индустрия туризма оказывает большое положительное влияние, чем ряд других экономических секторов.
Разобщенность участников туристического рынка, неразвитость инфраструктуры, недостаток инвестиций, дефицит квалифицированных кадров, низкий уровень сервиса, высокие цены на рынке туристских услуг, поэтому, просто необходимо улучшение материально-технической базы, где особое внимание следует уделять:
- развитию материально-технической базы туризма, путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций, для реконструкции существующих и строительства новых туристских объектов;
- повышению конкурентоспособности на рынке услуг авиаперевозок, развитию пассажирских перевозок на автомобильном и железнодорожном транспорте;
- разработке схемы перспективного размещения туристских объектов и развитию инфраструктуры рынка туристских услуг на территории Казахстана;
- контролю за землепользованием и соблюдением норм застройки в районах развития туристского бизнеса;
- созданию, соответствующего международным стандартам, гостинично-сервисного комплекса, а также сети туристских комплексов, этнографических музеев и зон отдыха;
- развитию в туристских зонах соответствующей инфраструктуры: телекоммуникаций, водо- и электроснабжения, канализации.
Проанализировав современное состояние развития отрасли туризма, можно предложить ряд мер государственной поддержки, направленные на совершенствование и развитие туристской деятельности в Республике, к основным из которых относятся:
- развитие инфраструктуры рынка туристских услуг;
- повышение качества туристских продуктов и образования в туризме;
- совершенствование механизма нормативно-правового регулирования рынка туристских услуг;
- совершенствование управления развитием туристского бизнеса;
- улучшение материально технической базы;
- сохранение культурно-исторических памятников;
- развитие международного сотрудничества.