Пример передовых стран показал, что 12-летнее обучение позволило добиться положительных тенденций в плане учебной нагрузки и базового содержания образования.
Экспертное сообщество уверено: переход на 12-летнее обучение позволит интегрировать систему образования Казахстана в мировое образовательное пространство, и создаст необходимые условия для вхождения Казахстана в 30-ку наиболее развитых стран мира.
Качественное образование определено одним из главных приоритетов нашей страны. В последние годы в Казахстане на государственном уровне принимаются активные меры, направленные на повышение качества подготовки квалифицированных кадров.
В Плане нации "100 конкретных шагов" по реализации пяти институциональных реформ Главой государства задан четкий алгоритм дальнейшего развития отечественной системы образования и науки. С учетом опыта стран, добившихся больших экономических успехов за счет высокой конкурентоспособности человеческих ресурсов (Корея, Япония, Финляндия и другие), перед нами поставлена задача по введению новых образовательных стандартов школьного образования, позволяющих отойти от "пассивной" системы передачи и получения знаний к развитию у школьников творческих навыков, познавательной активности и самостоятельности мышления.
На обновление содержания образования направлены и шаги по внедрению 12-летнего обучения в школе, новой модели полиязычного образования в старшей школе и вузах и другие. Совершенствование образовательной политики позволит заложить в основу программ всех уровней обучения систему ценностей "Мәңгілік Ел", идеи которой будут внедряться в школьное содержание через академические предметы, исследовательскую и внеурочную деятельность, дополнительное образование, элективные курсы.
С целью подготовки квалифицированных кадров для шести ключевых отраслей экономики в вузы и колледжи привлекут более 2 000 специалистов с производства. В рамках Государственной программы "Нұрлы жол" будут оснащены 24 лаборатории для вузов и 57 лабораторий колледжей. Начнется поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности вузов с учетом опыта Назарбаев Университета.
В сфере науки запланировано развитие двух инновационных кластеров на базе "Астана бизнес кампус" Назарбаев Университета и Парка инновационных технологий «Алатау». Планируется размещение корпоративных RD-центров, высокотехнологичных объектов малого и среднего бизнеса, стартапов, создание инновационной экосистемы. Также будет разработан Закон "О коммерциализации результатов научной деятельности", и состоится переориентация структуры научных грантов и программ на нужды Государственной программы индустриально-инновационного развития страны.
В реализации Плана нации "100 конкретных шагов" значительная роль отведена и Международной стипендии Президента Республики Казахстан "Болашак". В текущем году исполнилось десять лет официальному администратору программы "Болашак" – АО "Центр международных программ". На сегодня ЦМП активно взаимодействует с более чем 200 зарубежными вузами-партнерами в 25 странах мира и 750 организациями-работодателями в Казахстане. Центр обеспечивает контроль за процессом обучения и трудоустройства порядка 11 тыс. стипендиатов и выпускников. Следует отметить, что по результатам исследований Национального бизнес-рейтинга ЦМП был признан "Лидером отрасли-2015" по критерию "Долгосрочные активы. Баланс".
В настоящее время разработана новая пятилетняя стратегия развития программы "Болашак", ставшей одной из успешных моделей подготовки кадров для стран с развивающейся экономикой. Сравнивая кейсы правительственных стипендий Китая, Саудовской Аравии, Бразилии, Египта, Индии, Индонезии, Мексики, Пакистана, Вьетнама и России, зарубежные эксперты отмечают предельную сбалансированность основных механизмов администрирования "Болашак", выражающихся в доступности и адресности подготовки кадров для национальной экономики.
Эта политика целевой подготовки позволила переориентировать программу "Болашак" на реализацию проектов по подготовке квалифицированных кадров Плана нации "100 конкретных шагов". К примеру, пройти обучение либо стажировку в лучших вузах и производственных центрах мира смогут специалисты экономического и юридического блока – для создаваемого в Астане Международного арбитражного и финансового центра (AIFC), работники судебной системы – для Международного совета при Верховном суде, государственные служащие. Совершенно новым форматом работы для "Болашак" станет подготовка управленцев высшего звена по программам МВА и Executive Education в десяти лучших, по версии Forbes, бизнес-школах мира.
В отдельное направление выведена новая модель подготовки ученых split PhD, успешно апробированной в Назарбаев Университете. С этого года она интегрирована в учебный процесс десяти опорных вузов, готовящих кадры для Государственной программы индустриально-инновационного развития страны. Уникальность проекта – в возможности проведения отечественных исследований на базе лучших лабораторий мира.
С учетом отмеченных изменений министерством пересматривается перечень вузов и специальностей для прохождения обучения за рубежом. Предлагаемое учебное заведение будет занимать только первые десять позиций в предметных рейтингах QS World University Rankings, Academic Ranking of World Universities, Times Higher Education World University Rankings, что, соответственно, повышает требования и к претендентам на стипендию "Болашак". Кроме того, все стипендиаты этого года проходят языковую подготовку в Казахстане на базе языковых центров Назарбаев Университета в Астане и Казахского национального университета им. Аль-Фараби в Алматы.
Действующие при центре зарубежные представительства и офис по работе с выпускниками Bolashak Alumni Relations Office обеспечивают создание тесного контакта со всеми участниками программы, включая казахстанских студентов, обучающихся вне рамок программы "Болашак". Главной площадкой для диалога стал Форум выпускников Bolashak Alumni Reunion Conference and Education Fair (BARCEF). На сегодня это крупнейшая образовательная выставка в Центральной Азии, ежегодно объединяющая представителей более 60 зарубежных и казахстанских университетов и свыше 4 000 казахстанских школьников и студентов.
В этом году BARCEF пройдет 16 октября в Астане. Помимо традиционных участников, на форум приглашены крупнейшие международные эксперты в области международного образования British Council, Германской службы обмена DAAD, Campus France, рейтинговые агентства, представители ведомств, задействованные в подготовке кадров для проектов "100 конкретных шагов". На форуме будут обсуждаться вопросы экспортного потенциала образовательного сегмента Казахстана и возможности казахстанских университетов в подготовке конкурентоспособных кадров. Кроме того, состоится широкая рекрутинговая кампания для казахстанских учащихся и традиционная встреча выпускников "Болашак" с альма-матер.
Таким образом, в рамках реализации Плана наций "100 конкретных шагов" важная роль отведена вопросам подготовки высокообразованных, конкурентоспособных кадров, которые смогут внести весомый вклад в процветание экономики Казахстана.
1 сентября прозвучал первый звонок, который возвестил о начале образовательной реформы в Казахстане: с этого дня сразу тридцать школ республики перешли на новый образовательный стандарт, принятый в большинстве передовых стран мира, – 12-летнее обучение.
Увеличился не только срок учебы в школьных стенах, кардинальные изменения произошли в учебных программах и методиках, в классах установлено инновационное оборудование, а дети будут заниматься пять дней в неделю, при этом каждый урок будет длиться на десять минут короче, чем в обычных школах. Но суть реформы, конечно же, гораздо глубже. Новая программа рассчитана не только на то, чтобы дать детям знания, но и выработать у ребенка желание самому искать дополнительную информацию и, тем самым, развиваться самостоятельно. В настоящее время мировые обучающие программы шагают семимильными шагами, и Казахстан не должен отставать. Это, считают «отцы» реформы, поможет Казахстану стать еще более конкурентоспособным и войти в тридцатку самых развитых стран мира.
К новым стандартам подготовились и педагоги: учительский корпус прошел специальную подготовку, все лето педагогов обучали в Астане. В течение всего года за экспериментом будут тщательно наблюдать представители министерства науки и образования республики. И если пилотный проект оправдает ожидания, то уже со следующего года все первоклассники начнут обучение по 12-летней программе.
Как известно, республиканский закон «Об образовании» вводит новые концептуальные подходы в развитие образования, в частности, переход на 12-летнее среднее образование, реструктуризацию системы профессионального образования, создание трехступенчатой модели подготовки кадров высшего и послевузовского образования (бакалавриат - магистратура - докторантура PhD), развитие национальной системы оценки качества образования, повышение статуса педагогического работника. В свою очередь, Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан является основным документом, отражающим цель, задачи, принципы организации и направления системы среднего общего образования страны.
Основным капиталом общества в наш век глобализации, высочайшего темпа развития новых технологий, которые кардинально меняют образ жизни, становится способность человека к созидательной деятельности. В этой связи одной из наиболее актуальных проблем казахстанского общества становится формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность. В этих условиях креативность, активность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной грамотности, устойчивая мотивация познавательной деятельности становятся главными требованиями. Эксперты констатируют, что содержание нынешней общеобразовательной модели безнадежно устарело: да, она предусматривает получение учащимися знаний, умений и навыков по областям отдельных учебных предметов. Но, увы, в нашем быстро меняющемся, динамичном, развивающемся семимильными шагами мире этого совсем недостаточно для компетентного участия в жизни. При этом информационная перегруженность содержания школьного образования, как правило, ведет к снижению мотивации обучения и, что немаловажно, к ухудшению здоровья учащихся.
Опыт передовых стран доказывает необходимость опережающих темпов развития среднего общего образования, которое способно обеспечить подготовку выпускников школ к успешному участию в экономической и общественной жизни. Вместе с тем немаловажно усиление роли школьного образования в реализации задач личностного развития ученика, имеются в виду его социализация, сбережение его психического и физического здоровья. Концепция 12-летнего среднего общего образования в Казахстане преследует цель определить стратегию развития и пути обновления системы среднего общего образования республики Казахстан в условиях 12-летней школы. Раскрытие целей, задач, структуры, содержания образования и особенности организация учебно-воспитательного процесса в 12-летней школе, а также подготовка финансово-экономического обоснования перехода на 12-летнее образование – вот основные задачи Концепции.
Ускорение темпов развития общества, переход к постиндустриальному информационному обществу, расширение масштабов межкультурного взаимодействия, а также возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены в результате международного сотрудничества, привело к тому, что в системе образования развитых стран наметились тенденции обновления философии и методологии образования. Произошли заметные изменения методов конструирования содержания образования, выработки более совершенных моделей содержания образования, поисков эффективных способов управления образованием. Поэтому одним из стратегических направлений мирового образования в настоящее время является преодоление традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой - развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников.
Вместе с тем надо отметить, что в казахстанской средней общеобразовательной школе за последние годы произошли разительные перемены, приведшие к заметному изменению ее облика. Крупные шаги сделаны в пользу обновления системы образования, в частности, разработаны и внедрены государственные общеобязательные стандарты образования, внедрена трехступенчатая модель высшего образования на основе кредитной технологии, внедрено вариативное образование, начата работа по разработке критериев оценки качества образования.
Однако следует признать, что эти усилия и достигнутые результаты не всегда обеспечивают устойчивый экономический рост и развитие человеческого капитала. По мнению аналитиков, факторами, негативно влияющими на уровень развития системы образования Казахстана, остаются: 1) отсутствие в школьном образовании диагностичного целеполагания;
2) ориентация на получение формальных результатов, а не на развитие личности;
3) сохранение устаревшей системы оценивания учебных достижений, которая не носит стимулирующий характер, не обеспечивает объективность и приводит к стрессовым ситуациям;
4) недостаточное развитие у старших подростков личностных, гражданских и нравственных качеств, отсутствие зрелых мотивов самоопределения, низкий уровень осознания собственных интересов и перспектив.
В настоящее время Казахстан активно участвует в мировых интеграционных процессах, и это требует безотлагательной модернизации системы среднего общего образования Республики Казахстан. Соответственно, пересматриваются цели, структура и содержания школьного образования и увеличения срока обучения.
Как известно, сейчас сформировался определенный международный стандарт среднего образования, который рассчитан на 12-летнюю школу. В мировом образовательном пространстве 12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе в развитых странах: США, Япония, Германия, Франция и так далее. Из стран бывшего Советского Союза эту модель выбрали страны Балтии, Беларусь, Украина и Узбекистан. Поэтому, убеждены ученые-педагоги, переход Казахстана на 12-летнее образование позволит успешно решить стратегическую задачу проектирования новой национальной модели образования.
По мнению разработчиков Концепции, главной целью 12-летнего общего среднего образования является формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Предполагаемые результаты образования определены в соответствии с заданной целью в виде следующих ключевых компетенций выпускника:
1) ценностно-ориентационная компетенция - способность ученика адекватно воспринимать окружающий мир,
2) умение находить свою роль в созидательной жизни общества на основе высших этических ценностей, гражданственности и патриотизма.
Это обеспечивает учащемуся умение принимать решения в разнообразных жизненных ситуациях. А самое главное, отмечают разработчики Концепции, - быть патриотом своей Родины, проявлять гражданскую активность, понимать политическую систему, уметь давать оценку происходящим социальным событиям.
Весьма большое значение имеет культурологическая компетенция - обладание познанием и опытом деятельности на основе достижений общечеловеческой культуры и национальных особенностей, позволяющих освоить этнокультурные явления и традиции в обществе, культурологические основы личной, семейной и социальной жизни, а также понимать роль науки в развитии человека и общества, владение эффективными способами организации культурно-досуговой деятельности, что позволит понимать и ценить культуру своего народа и культурное многообразие мира; быть приверженным идеям духовного согласия и толерантности.
В свою очередь, учебно-познавательная компетенция – это комплексная компетенция, обеспечивающая процесс самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащегося. Коммуникативная компетенция предусматривает знание родного и других языков, обеспечивающее владение способами взаимодействия и общения с людьми, в различных социальных группах, исполнение различных социальных ролей в обществе, умение использовать разнообразные объекты коммуникации для решения конкретных жизненных ситуаций, овладения навыками общения на казахском языке как государственном, на языке межнационального общения, на иностранных языках. Также в Концепции выделены информационно-технологическая, социально-трудовая компетенция, компетенция личностного саморазвития.
Модель 12-летнего среднего общего образования предполагает обновление структуры среднего общего образования, которая заключается в возможности более полно учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса – учащихся и педагогов, рационально перераспределить учебный материал по ступеням обучения, создать условия для индивидуализации обучения. Структурно-содержательная модель 12-летнего среднего общего образования организована на основе ряда принципов, в том числе: с учетом возрастной периодизации развития личности; направленности на достижение ожидаемых результатов; преемственности обучения; самостоятельности каждой ступени обучения.
В условиях 12-летнего образования особую значимость приобретает уровень дошкольного образования и воспитания. Эксперты убеждены, что предшкольная подготовка пятилетних детей должна осуществляться с учетом психологических, педагогических, физических, физиологических требований как главных условий качества подготовленности детей для обучения в начальной школе. Согласно новой образовательной модели процесс школьного обучения будет разделен на три ступени: первая ступень среднего общего образования (1-4 классы); вторая ступень (5-10 классы); третья ступень среднего общего образования (11-12 классы).
Основными направлениями обновления содержания образования являются: приведение содержания образования в соответствие с современными запросами социально-экономического развития общества; обеспечение гуманизации содержания образования, его вариативности; обеспечение содержания образования, способствующего формированию ключевых компетенций, направленных на воспитание потребности и умения самостоятельно добывать и применять знания на практике; отбор содержания образования, направленный на формирование познавательной мотивации; ориентирование содержания образования на целенаправленное и систематическое приобщение учащихся к научным способам познания и самостоятельным исследованиям; ориентация содержания образования на воспитание уважения к национальной культуре и открытости по отношению к другим культурным истокам. В состав содержания образования Республики Казахстан включены восемь образовательных областей: «Язык и литература», «Математика», «Естествознание», «Обществознание», «Технология», «Искусство», «Физическое воспитание», «Человековедение». Содержание образовательных областей реализуется через учебные предметы, предусмотренные в Государственном базисном учебном плане. По мнению авторов реформы, модель образовательного процесса в 12-летней школе должна формироваться на основе разноуровневого, вариативного содержания образования, гармонического сочетания репродуктивных и творчески преобразующих технологий обучения на основе сотрудничества учителя и ученика.
Новая образовательная модель предполагает значительные изменения в деятельности педагога. Целями деятельности учителя определены: проектирование целей конкретного учебного процесса с учетом ключевых и предметных целей образовательной области; конструирование учебного процесса соответственно требованиям образовательного стандарта с ориентацией на решение комплекса задач по организации усвоения учебного материала; подготовка учебных материалов и организация обучения в соответствии с учебными целями; использование потенциала информационной среды для проектирования учебного процесса и практической реализации; регулирование личностно-деятельностной направленности усвоения учебного материала учащимися; создание полноценных условий для организации опережающего развития учащихся (достижение зон ближайшего развития); создание атмосферы психологического комфорта и поддержки, стимулирование положительных эмоций от достижения индивидуальных результатов в виде компетенций; поиск возможностей расширения образовательного пространства учащихся для приобретения ими субъективного опыта по использованию полученных знаний и приобретения готовности к самообразованию, самоопределению и самореализации и ряд других.
В настоящее время Казахстан в силу разных причин испытывает сложности с педагогическими кадрами. Поэтому важнейшей целью государственной кадровой политики является создание интеллектуального и профессионального ресурса, способного обеспечить высокие темпы социально-экономического развития страны, которое невозможно без качественного казахстанского образования. В 12-летней школе особая роль отводится деятельности психолога, которая должна быть направлена на коррекционно-развивающую и просветительскую работу, ориентированную на разновозрастные нормы становления личности учащихся. В соответствии с этим психолог должен владеть необходимыми методиками психодиагностирования, консультирования, коррекции и просвещения.
Вместе с тем для эффективного управления системой 12-летнего образования и обеспечения качества обучения необходимо четкое распределение функций школы, местного сообщества, социальных партнеров и государственных органов управления, говорит в один голос экспертное сообщество. Важной составляющей в управлении школы является обеспечение регулярной самооценки качества образования. В целом же уровень казахстанского среднего общего образования должен соответствовать задачам развития государства и обеспечивать его конкурентоспособность в современном мире. Повышению качества образования должны способствовать совершенствование системы управления, руководства, отчетности и разработки соответствующих документов, система диагностики и мониторинга качества образования, деятельности школ, методическая система обучения, основанная на личностно-деятельностном, компетентностном подходах. Уровень образования также должны «подтянуть» осуществление разумной децентрализации администрирования, управления школами, повышение ответственности семьи, дошкольных организаций за раннюю диагностику детей и создание образовательной среды для их развития с целью обеспечения прав детей с разными нуждами, а также внедрение новой рейтинговой системы оценки качества образования.
Один из «100 конкретных шагов», обозначенных Главой государства, направлен на поэтапное внедрение 12-летнего образования. В этот период планируется разработка и внедрение новых стандартов среднего образования, которые предусматривают обновление программы школьного обучения для развития функциональной грамотности, внедрение подушевого финансирования в старшей школе, создание системы стимулирования успешных учебных заведений.
Сегодня более 100 школ страны учатся по экспериментальной системе. По словам Нурсултана Назарбаева, к 2020 году переход на 12-летнюю модель обучения будет полностью завершен. «Для этого планируется построить не менее двухсот школ за счет средств республиканского бюджета и столько же - за счет местных бюджетов», - заявил Глава государства в послании народу Казахстана.
Эксперты утверждают, что пример передовых стран показал, что 12-летнее обучение позволило добиться положительных тенденций в плане учебной нагрузки и базового содержания образования. По данным Министерства образования и науки, в 104 школах Казахстана, в том числе в 45 сельских и 59 городских, проходит экспериментальная работа по переходу на 12-летнее обучение. Профильное министерство уже провело необходимые работы по документальной и практической подготовке к изменениям. Утверждены основные положения государственного стандарта образования, который регламентирует основные нормы к составу, структуре содержания для каждого из уровней школьного образования. Кроме того, разработаны учебники и учебно-методические комплексы 12-летней школы с 1-го по 8-й классы.
В 2020 году в Казахстане осуществится полный переход на 12-летнюю модель обучения. Правительством республики разработан пошаговый План мероприятий по переходу на 12-летнее образование. В...
В 2020 году в Казахстане осуществится полный переход на 12-летнюю модель обучения. Правительством республики разработан пошаговый План мероприятий по переходу на 12-летнее образование. В настоящее время в 104 школах страны проводится экспериментальная работа по внедрению новой продолжительности обучения.
«К 2020 году мы осуществим полный переход на 12-летнюю модель обучения. Для этого к 2015 году мы построим не менее двухсот школ за счёт средств республиканского бюджета и столько же - за счёт местных бюджетов», - заявил Глава государства Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана.
Мировой опыт организации общего образования предусматривает 12-13-летнее обучение. Постоянная конференция по университетским проблемам Совета Европы в 1992 году приняла Декларацию, в которой отмечается, что «преобладающей международной практикой является 12-летнее школьное образование». Так, согласно Декларации, в мировом образовательном пространстве 12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе, в Австралии, Канаде, США, Франции, Японии и в других странах, входящих в число 50 конкурентоспособных государств мира.
Из постсоветских стран на 12-летнюю модель обучения перешли Армения, Грузия, Латвия, Литва, Беларусь, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Эстония.
В мировой практике по 12-летнему обучению наметились положительные тенденции в плане учебной нагрузки и базового содержания образования. Так, дошкольное образование предоставляется в виде неполного учебного дня, программы обучения расширяются в течение последнего года, предшествующего обязательному образованию, предусматривается пятидневная учебная неделя и организация внешней оценки достижений учащихся начальной школы.
В Казахстане необходимость качественных изменений в системе школьного образования определена в Государственной программе развития образования в РК на 2011-2020 годы. В данном программном документе указано, что «планируется разработать и внедрить новый стандарт 12-летнего образования, основанный на компетентностном подходе».
«В среднем образовании ведется работа по 90%-ному использованию системы электронного обучения, переходу на 12-летнюю модель обучения, увеличению количества Интеллектуальных школ во всех регионах Казахстана», - сказал Премьер-Министр Карим Масимов, выступая на расширенном заседании Парламентской фракции НДП «Нур Отан».
В настоящее время в республике для перехода на новую модель обучения проводится подготовительная работа. По данным Министерства образования и науки, в 104 школах Казахстана, в том числе в 45 сельских и 59 городских школах проходит экспериментальная работа по переходу на 12-летнее обучение.
В рамках данного перехода 2010 - 2014 годы является подготовительным периодом. Переход на 12-летнее образование запланирован на 2015-2016 учебный год. 2015 год - начало внедрения стандартов 12-летнего образования 1, 5, 11 классов.
В 2015 - 2016 учебном году прогнозируется, что количество поступающих в 1 класс составит свыше 624 тысяч детей в возрасте 6-7 лет. К 1 сентябрю 2015 года контингент учащихся в школах по сравнению с 2014 годом увеличится в 2 раза, сообщает ведомство.
На 2016 - 2020 годы запланировано поэтапное внедрение стандартов 12-летнего образования.
Стоит подчеркнуть, что инструментом реализации всех концептуальных идей обновления является государственный стандарт образования, который регламентирует основные нормы к составу, структуре содержания образования для каждого из уровней школьного образования.
Министерством образования и науки утверждены основные положения ГОСО 12-летнего обучения и ГОСО для начального образования, определен состав учебных предметов 12-летнего образования. Кроме того, разработаны учебники и учебно-методические комплексы 12-летней школы с 1 по 8 классы.
Наряду с этим, подготовка учителей для работы в новой школе является одной из самых ответственных задач при переходе на 12-летнее обучение. С 2007 по 2011 годы 468 учителей (71 %) 8-х экспериментальных классов прошли курсы в институтах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
В рамках данного перехода определено, что среднее образование, определяемое международной классификацией ЮНЕСКО как всеобщее базовое образование, будет состоять из 10 классов.
К 2014 году будет разработана и апробирована программа профильного обучения «Бейіндік мектеп». Старшая школа (11-12 классы) «Бейіндік мектеп» будет нацелена на поступление в вуз. Технологии обучения и оценки приближены к вузовским: кредитные технологии, профилизация, более высокая квалификация преподавателей. При этом, старшие школы «Бейіндік мектеп» могут создаваться при вузах.
Переход на 12-летнее обучение позволит выдвинуть новые цели, отвечающие современным требованиям, и интегрировать систему образования Казахстана в мировое образовательное пространство.