Демография любого государства напрямую влияет на работу и развитие ее экономики и политики как внутри, так и за пределами страны. Демографически сильные государства, всегда и во все времена влияли на судьбы соседних стран, континентов и мира.
Население Казахстана стабильно увеличивается, и по последним данным статистиков в настоящее время достигло 17,5 млн человек. Только за май – согласно статданным – население республики увеличилось на 20,9 тыс человек. В отчетный период естественный прирост населения Казахстана составил 21,848 тыс человек, а в целом в январе-мае – 103,471 тыс человек. При этом в мае 2015 года в республике было заключено 8 792 браков, из Казахстана эмигрировало 8 тыс 928 человек (7 тыс 855 в аналогичном периоде прошлого года), иммигрировали в страну – 6 тыс 827 человек (7 тыс 296). Таким образом, отмечают статистики, в январе-мае 2015 года в республике отрицательное сальдо миграции составило 2 тыс 101 человек. Численность женщин по сей день превышает численность мужчин – 52% и 48% соответственно.
По данным историков, в начале прошлого века в Казахстане произошла качественная трансформация этнических процессов, обусловленных увеличением потока русских и украинских переселенцев. Ухудшение условий жизни, связанных с выселением на неплодородные, пустынные и полупустынные земли, привело к уменьшению естественного прироста казахского населения и увеличению в крае доли пришлого, некоренного населения. Согласно открытым источникам, в некоторых уездах, где изъятие казахских земель под переселенческие участки достигло наибольшего размаха, казахское население оказалось даже в меньшинстве. Так, если в 1897 году в Омском уезде казахи составляли 38% населения, то с 1915 году всего лишь 15%, Петропавловском - 44,5% и 32% соответственно, Кокшетауском - 51 и 26%, Костанайском - 77 и 41%, Уральском - 51 и 24%.
Тем не менее, в целом казахское население продолжало численно преобладать. Так, в 1911 году в Казахстане при общей численности населения 5 млн. 408 тыс человек, казахи составляли 67,2%, т.е. 3 млн 639 тыс. человек. В то же время процентный состав русских и украинцев равнялся 28,5, т.е. 1543138 человек. Большие группы казахов жили в Средней Азии (235 тысяч человек), Поволжье (269 тысяч), Приуральской Сибири (80 тысяч). За границами империи, в основном в Китае и Монголии, проживало более 100 тыс казахов.
Изъятие казахских земель под переселенческие участки усиливало откочевку казахов в Среднюю Азию, где они активно ассимилировались с узбекским населением. Несмотря на все неблагоприятные условия, общая численность казахского населения в Российской империи медленно, но неуклонно росла. Так, если в 1897 году казахов насчитывалось 3 881,8 тыс, то в 1915 году - уже 4 753,6 тыс человек.
А в начале XX века Казахстан превращается в многонациональную провинцию России. Увеличивается, особенно в городах, численность татар, в Казахстан переселяется мордва, эстонцы, поляки и другие. Значительную группу населения составляли уйгуры и дунгане. Развитие в Казахстане промышленности, особенно мелких промышленных предприятий и сети железных дорог ускорило рост городов. Быстро росло население областных и уездных городов, которые становились не только административными и торговыми, но и промышленными и культурными центрами. Росли города, основанные как опорные пункты при колонизации Казахстана. Одним из торгово-промышленных центров на востоке Казахстана стал Семипалатинск с населением в 1900 году 31 тыс человек. На севере Казахстана в Петропавловске насчитывалось 21 750 жителей, действовало 66 различных предприятий по обработке сельскохозяйственного сырья с капиталом более 1 млн рублей. На этих предприятиях было занято 1 375 рабочих.
Население Костаная, основанного в 1879 году за 18 лет увеличилось в 2,5 раза и достигло 14,3 тыс человек. Примерно также увеличилось население Акмолы, который стал центром торговли. На западе Казахстана торгово-промышленным городом был Уральск. В 1900 году в нем жило 39 тысяч человек. Росту этого города содействовало проведение в 1895-1896 гоах Урало-Покровской железной дороги. Быстро росли такие города, как Павлодар, Гурьев, Усть-Каменогорск, Каркаралы, Кокшетау, Капал, Актюбинск, Зайсан. Увеличилось население Чимкента и Аулие-Аты. В центре Семиреченской области, городе Верном (ныне Алматы) в начале XX века жило 37 тыс человек.
В городах заметно росло казахское население. Усилившееся расслоение в казахском ауле вынуждало часть разорившегося населения уходить в города на поиски работы. Вместе с тем в городах Казахстана жили и крупные казахские баи, торговцы, перекупщики. Значительно увеличилось казахское население Верного, Семипалатинска, Петропавловска, Чимкента и других городов. В таких городах как Иргиз, казахи составляли треть населения, в Каркаралы - более половины. Большую часть городских жителей составляли ремесленники, рабочие промышленных предприятий и мелкие служащие. Многие их них занимались сельским хозяйством. Вместе с тем в городах, являющихся экономическими и административными центрами, жило много чиновников и торговцев.
Вся национально-демографическая политика Советской власти в Казахстане была направлена на все более тесное привязывание республики к России и по сути дела являлась продолжением колониальной политики царских времен. Сразу же после окончания гражданской войны было возобновлено переселенческое движение, узаконенное в 1924 году. Только в 1925 году было зарегистрировано более 17,4 тыс переселенцев. Плановое переселение крестьян из западных регионов началось в 1929 году, совпав с коллективизацией и притоком в республику сотен тысяч раскулаченных.
Усилился приток населения в Казахстан во время индустриализации. Прирост численности рабочих шел в 1931-1940 годах в основном за счет трудовых ресурсов других республик, вербуемых на предприятия Казахстана по т.н. "оргнабору". Всего за этот период прибыло 504 тысяч человек. В 1940 году в Казахстан прибыли еще 24 241 колхозник из Украины и России.
К 1939 году казахи в республике превратились в меньшинство. Так, если в 1926 году они составляли 57,6% населения, то в 1939 году - 38%. Причиной этому было целенаправленное «размывание» этнической однородности республики и сближение ее в этнокультурном отношений с России.
Эти тенденции сохранились и в послевоенное время. Следующий этап переселенческой политики Москвы был связан с освоением целинных земель в Казахстане. Советом Министров СССР и ЦК КПСС был разработан проект переселения в республику 50 тысяч семей, однако эти планы в короткий срок были перевыполнены. Только из Москвы и Подмосковья в Казахстан прибыло 54 тыс человек, с Украины - 93 тыс, из Беларусь - более 100 тыс человек. С 1954 по 1962 год из западных республик прибыло более 119,5 тыс семей. Большая часть переселенцев прибывала в северные области, механический прирост населения в которых составил с 1939 по 1959 год 83%. Население Целиноградской области с 1953 по 1955 год увеличилось в 96 раз, Кустанайской – в 26 раз. Всего в 1954-62 годы на целину прибыло около 2 миллионов человек. Одновременно продолжался оргнабор рабочей силы для промышленных предприятий Казахстана. За 1954-1960 годы из-за пределов республики прибыло свыше 300 тыс человек, а в 1961-1965 годы «оргнабор» вырос до 500 тысяч человек, большую часть которых составляли выходцы из Украины, Белоруссии, Литвы. В 1965-1975 годах в Казахстан прибыло на промышленные объекты еще 115 тыс человек.
Только в середине 70-х годов приток населения в Казахстан начинает ослабевать. Это было связано с общей демографической ситуацией в СССР, где резко начала падать доля трудоспособного населения, снизилась рождаемость и увеличилась смертность, что в первую очередь сказалось на западных и центральных регионах страны. В то же время высокая рождаемость у казахов привела к постепенному росту их удельного веса в республике. Так, в 1959 году они составляли 30% населения, в 1970 году - 32,6%, а в 1979 году -36%. В то же время начал снижаться удельный вес других национальностей. Так, русские в 1959 году составляли 42,7% населения республики, в 1970 году - 42,5%, а в 1979 - 40,8%, украинцы - 8,2%, 7,3% и 6,1% соответственно.
Одновременно с притоком населения в Казахстан в 70-х годах начинает набирать темпы и обратная миграция в РСФСР и западные республики, что также сказалось на уменьшении доли европейского населения в Казахстане.
Так, в 1970 году республику покинуло 35 тысяч человек, притом численность уезжающих постоянно росла, достигнув в 1988 году 95 тыс человек.
В 1959-1963 годы в Казахстан вернулось около 200 тыс человек из Китая. Это были люди, покинувшие родину в годы гражданской войны и коллективизации. Большую часть из них составляли казахи, уйгуры и дунгане, хотя среди репатриантов были и русские, татары, узбеки и киргизы. Осложнение отношений с КНР в начале 60-х годов прекратило этот процесс и более одного миллиона казахов осталось жить на территории соседнего государства.
В девяностые годы ХХ века наблюдалось резкое ухудшение демографической ситуации, Казахстан стоял перед кризисом народонаселения в форме его депопуляции, представлял реальную угрозу национальной безопасности страны. Казахстан, находясь в центре Евразии, с первых дней своей независимости возвела стабильность и безопасность в ранг наиважнейшей государственной политики. Кризис стал серьезным испытанием. Но благодаря своевременно и последовательно реализуемой стратегии экономической модернизации, страна вышла из кризиса с честью. Казахстан, изначально провозгласив целью своего развития достижение социально-ориентированной экономики, основанной на конкуренции, развитии разнообразных форм собственности, не только сделал ответственный выбор, но и поставил себя в ряды цивилизованных стран.
Социально-экономический облик страны изменился кардинальным образом. Сформировались условия, когда действуют экономические сигналы, что позволяет сделать очень существенный вывод: механизм рынка запущен. На рынке сложилась ситуация, когда цены регулируют спрос и предложение, определяют движение товарных потоков, природу конкуренции, инвестиционные потоки, что уже характеризует развитие современного периода. Экономика Казахстана нуждалась в значительных, масштабных ресурсах для финансовой поддержки госбюджета и крупных предприятий. C 1991 по 1995 годы масштабные реформы сопровождались спадом производства, усилением социальных диспропорций, повлекшими за собой снижение уровня жизни населения.
В 1996 году уровень жизни более одной трети населения был ниже показателя «прожиточного минимума». Экономисты и политики столкнулись с проблемой бедности и стали активно искать пути решения данной социальной проблемы. Очевидно, что эту проблему в рамках реализации программ государственных пособий решить невозможно. Она тесно переплетается с проблемой оздоровления национальной экономики, обеспечением ускоренного роста производства. В 90-е гг. ХХ века наблюдалось резкое ухудшение демографической ситуации, Казахстан стоял перед кризисом народонаселения в форме его депопуляции, представлял реальную угрозу национальной безопасности страны. Связано это с резким спадом рождаемости, увеличением смертности населения, активными эмиграционными процессами в республике.
С 1960 по 1990 годы для Казахстана был характерен постоянный прирост населения. В 1992 году была отмечена максимальная численность населения — 16 млн. 582 тыс. человек. Однако уже с середины 80-х годов и особенно в 90-е годы в демографическом развитии государства наметились негативные тенденции. В 1997 году родилось всего 232 тыс детей, что почти вдвое меньше, чем в 1987 году, на который пришелся пик рождаемости (417 тыс человек). Соответственно коэффициент рождаемости снизился с 25,7 до 14,7 рождений на 1000 человек. Такого резкого уменьшения рождаемости в Казахстане не наблюдалось со времен Второй мировой войны.
На показатели рождаемости большое влияние оказывают семейно-брачные отношения. Количество заключаемых браков значительно сокращалось. Коэффициент брачности соответственно уменьшился. Сократилось и число разводов за 1990—1997 годы, с 45,8 до 35,7 тыс. Коэффициент разводимости снизился с 2,8 до 2,3 промилле. В республике возросло количество неполных семей, а также детей, родившихся вне брака. Начиная с 1991 года, стала увеличиваться смертность населения. Причем смертность среди мужчин, особенно трудоспособного возраста, продолжает расти быстрее, чем среди женщин. Наблюдающееся снижение младенческой смертности объясняется, в основном, общим снижением рождаемости. В результате снижения рождаемости и увеличения смертности естественный прирост населения за 10 лет (1987—1997 гг.) снизился в четыре раза. Со стороны специалистов, при сохранении таких тенденций к 2003 году в Казахстане прогнозировалась депопуляция населения. Потому что, соответственно снижается и средняя продолжительность предполагаемой жизни населения.
По сравнению с 1990 годом она сократилась на 3,7 года и на конец 1997 года составила 64,4 года. При этом у мужчин она составила 59 лет, а у женщин 70,2 года. Для сравнения в этот период в США средняя продолжительность жизни составляла у мужчин 73, у женщин 75 лет, в Германии соответственно 73,3 и 79,9 лет, в Японии — 76,4 и 82,5 года и т. д. Было известно, что женщины республики живут на 3—11 лет, а мужчины на 14—21 год меньше, чем в передовых развитых странах. Такого снижения средней продолжительности жизни за сравнительно короткий срок в Казахстане не наблюдалось с конца пятидесятых годов.
На демографическую ситуацию в стране большое влияние оказали и миграционные процессы. С приобретением независимости в 1991 году и установлением своих государственных границ в странах СНГ заметно усилилось миграционное настроение населения. В течение 1991—1997 годов и I полугодия 1998 года из республики выехало 2 млн 171 тыс человек, а прибыло лишь 592 тыс человек. Начиная с 1993 года, миграционная убыль стала превышать естественный прирост и общий прирост населения прекратился. В результате, численность населения уменьшилась на 940 тыс человек и по состоянию на 1 января 1998 года составила 15 млн 642 тыс человек. Уезжали из республики в основном русские, немцы, украинцы, а также представители других этносов. Уезжали люди в активном, трудоспособном возрасте. Это квалифицированные рабочие кадры, ученые и специалисты с высшим и средним образованием. К примеру, количество выбывших людей из Казахстана в Кыргызстан с 1994 по 1998 годы больше, чем прибывших, что вызвано некоторой нестабильностью экономики. В целом, с 1993 года по сентябрь 2003 года с Кыргызстаном сохранялось положительное сальдо миграции. Наибольшее число эмигрантов отмечено в Костанайской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской областях. По данным Агентства РК по статистике за 1998 г. выбыло из Казахстана всего 243663 человек. Из них в Российскую Федерацию 178026 человек, или 73,1% от всего выбывших, в Германию — 44955 человек (18,4%), в Украину — 4647 человек (1,9%), в Узбекистан — 2682 человек (1,1%), в Кыргызстан — 2046 человек (0,84%) и т.д. Большинство мигрантов составляло население трудоспособного возраста (64,5%). Среди эмигрантов трудоспособного возраста 64,2% имеют высшее, незаконченное высшее или среднее специальное образование. Среди трудоспособных эмигрантов в страны СНГ доля высококвалифицированных работников — 68,0%.В известной степени эмиграция из страны компенсировалась репатриацией этнических казахов на историческую родину. Всего за 1991—1997 годы и I половину 1998 года в Казахстан прибыло более 39 тыс семей общей численностью 70 тыс человек. Большой отток мигрантов из Узбекистана и Туркменистана с приобретением независимости Казахстана и по сегодняшний день объясняется не только нестабильностью экономики в данных странах, но и ухудшением экологической обстановки, ущемлением прав и интересов граждан.
Если за период с 1991 по 1999 гг. в Республику Казахстан переселилось 43 тыс. семей репатриантов или 181 тыс. 402 человека, а по данным областных (городских) управлений по миграции и демографии в период с 1991 года по 1 октября 2003 года из ближнего и дальнего зарубежья в РК прибыло 74 852 семьи (293 874 человек) оралманов (репатриантов). Оценка уровня жизни населения во многих странах мира строится на статистике исследования семейных бюджетов. На основе полученных данных проводится анализ дифференциации доходов и расходов населения по различным социальным группам с отражением региональных особенностей. Основным источником денежных доходов населения являются трудовые доходы. В 1997 году их доля в общем объеме денежных доходов составила 74%. Сохранились различия в уровне и структуре получаемых доходов в городской и сельской местности.
В 1997 году, как и в предшествующем, денежный доход городских жителей в 2,3 раза превышал его уровень на селе. Изменилась структура денежных расходов: снизилась доля расходов на питание с 49% в 1996 году до 45% в 1997 году. Удельный вес затрат на покупку непродовольственных товаров составил 22% против 24% в 1996 году, на оплату услуг — 17% против 14%. По данным баланса трудовых ресурсов за 1999 год всего численность трудовых ресурсов по республике составила 8,4 млн чел., из них: экономически активное население — 7,1 млн и экономический неактивное население — 1,3 млн человек. Эффективность рынка труда, определяемая долей занятого населения в трудовых ресурсах, составила в среднем за 1995—1999 годы 72%. По существующей пропорции 45% населения проживали в пустынных и полупустынных зонах неэффективного сельскохозяйственного производства, которые в силу объективных производственных затрат являются неконкурентоспособными. Наблюдалась естественная миграция трудоспособного населения в городскую местность. Были предусмотрены меры, способствующие отселению людей из зон неэффективного производства в регионы, благоприятные для проживания и работы.
В условиях снижения спроса на рабочую силу возникла проблема длительной безработицы для низко квалифицированной рабочей силы. Еще более обострилась проблема трудоустройства в сельской местности, в малых городах и рабочих поселках. Появились семьи, где практически нет работающих членов семьи. На одно рабочее место по республике претендовало в среднем 29 безработных. На конец 1999 года уровень официально регистрируемой безработицы составлял 3,9% и скрытой 2,5%. По оценке экспертов Всемирного банка, доля безработных в Казахстане на начало 2000 года составила более 13,5% от экономически активного населения, а по отдельным регионам до 20 и более процентов населения. Среди проблем, связанных с обеспечением занятости населения, особую тревогу вызывает безработица среди молодежи.
Развал крупных сельскохозяйственных предприятий, неподготовленность сельского населения к условиям рыночных преобразований и неразвитость на селе мелкого, кустарного производства негативно сказались на занятости населения, особенно молодежи. За девять месяцев 2000 года наибольшие число молодежи было трудоустроено на промышленные предприятия, предприятия сельского хозяйства, транспорта и связи и в учреждения здравоохранения и образования. Важным направлением снижения социальной напряженности на рынке труда являлся дальнейшее развитие активных форм занятости таких как: организация квотируемых рабочих мест для слабозащищенных слоев населения, оплачиваемых общественных работ. Особое внимание уделено профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработной молодежи.
Одной из мер активной политики на рынке труда является организация общественных работ. В целом по республике за девять месяцев 2000 года приняло участие в общественных работах 90,2 тыс безработных, это 31,1 % от общего числа граждан, обратившихся в органы занятости. С января 2000 года введен в действие Закон РК «О прожиточном минимуме», являющийся законодательной базой для внедрения системы оказания социальной помощи. Законопроектом предусмотрена помощь семьям, имеющим среднедушевой доход ниже установленного уровня черты бедности.
С начала 90-х годов численность коренного казахского населения увеличилась на 1 млн. 230 тыс. человек и на 1 января 1998 года составила 8 млн. 130 тыс. человек. Началось постепенное старение населения. По сравнению с 1990 годом численность трудоспособного населения уменьшилась на 82,7 тыс человек (на 1 %), детей и подростков — на 607,5 тыс. человек (на 11%). Основные итоги переписи населения 1999 г. свидетельствует, что численность граждан республики за межпереписной период (с 1989 г.) уменьшилась на 1246,0 тыс человек, или на 7,7%. Поэтому для улучшения демографической ситуации в Казахстане Агентство по миграции и демографии РК разработало программу «Основных направлений демографической политики РК». Проект был принят Правительством РК и установлен контроль за их исполнением. Разрабатывались соответствующие программы и нормативно-правовые акты. Кроме того, был разработан План мероприятий по социальной поддержке и трудоустройству оралманов на 2003—2005 годы. План мероприятий был направлен на обеспечение системы их оптимального трудоустройства, возможности обучения и переквалификации.
В результате проведенной работы появились положительные сдвиги в трудоустройстве оралманов. Так, из проживающих на территории республики 255630 оралманов трудоспособного возраста, трудоустроено 153714 человек (60%), тогда как, на начало 2000 года эта цифра составляла лишь 32%. Обзавелись подсобными хозяйствами 25241 семей оралманов, в том числе 21706 семьи имеют земельные участки и в содержании личных хозяйств имелось 40387 крупного рогатого скота, 8823 лошадей, 104599 голов овец и коз. Для организации своего собственного бизнеса, предпринимательского дела получили кредиты 94 семей и микрокредиты 1024 семей.
Несмотря на проблемы с жильем и бытом, все большее количество оралманов проявило интерес к вопросу организации своего собственного бизнеса. Анализ количества ежегодной квоты иммиграции показал его резкое уменьшение с 10 тыс в 1993 году до 600 семей в 2001 году. В то же время, с 2000 года наметилась тенденция роста миграционного настроения казахской диаспоры, проживающей за рубежом, особенно в Узбекистане, России и Туркменистане. В 1998 году вместо 3000 семей, предусмотренных по квоте иммиграции, фактически переселилось 3776 семей. В 1999 году при квоте 500 семей, прибыло 2663 семьи репатриантов, из них по квоте иммиграции 280 семей.
В 2001 году квота иммиграции в количестве 600 семей была полностью выполнена. Активизирована работа по упорядочению эмиграционных процессов. Возвращение оралманов — это акт восстановления исторической справедливости после сталинского режима. В годы тоталитаризма казахский народ потерял почти две трети своего демографического потенциала. После такой глубокой национальной катастрофы казахи смогли возродиться только благодаря демографической молодости в первоначальной стадии развития своего народонаселения.
Этнодемографическая структура народонаселения Казахстана постепенно восстанавливается в своем первоначальном евразийском облике. По демографической структуре по возрасту Казахстан еще молодая республика — средний арифметический возраст всего 27 лет. По критериям ООН страна еще не достигла начальной стадии процесса старения (всего 10% — старше 65 лет, а среди казахов — менее 7,0%). В процессы межобластной и внутриобластной миграции в 1991—2007 гг. Были вовлечены более 4,7 млн человек. В конце 2008 года численность внутренних мигрантов стабилизировалась на уровне 300,0 тыс человек в год. Основная часть внутренних мигрантов — сельское население. Перемещение мигрантов происходило стихийно. Среди определенной части внутренних мигрантов отмечается маргинализация, что превращает их в группы высокого социального риска. Реализованная программа «Нурлы кош» была направлена не только на рациональное расселение и содействие в обустройстве этническим казахам, соотечественникам, проживающим за рубежом, но и гражданам Казахстана, проживающим в неблагоприятных регионах страны в интересах демографического и социально-экономического развития регионов. Программа предусматривала определение зон расселения в соответствии с действующими программными документами, принятие комплекса социально-экономических и организационных мер, стимулирующих расселение и обеспечивающих адаптацию и интеграцию участников программы «Нурлы кош» в соответствующих зонах расселения. Решение об участии, выбор места проживания и работы в зонах расселения участником Программы осуществлялось на добровольной основе. При этом численность этнических казахов, привлекаемых в качестве участников программы, определялась ежегодной квотой оралманов. Численность соотечественников — участников программы была включена в квоту привлечения иностранной рабочей силы. Численность граждан Казахстана, проживающих на неблагополучных территориях страны, определялась на основе квоты для внутренних мигрантов, которая формировалась исходя из потребностей зон расселения на основе спроса работодателей на конкретные виды специальностей и с учетом реализации прорывных проектов. В программе для каждой из вышеуказанных категорий предусматривалась определенная социальная поддержка. Отрицательное сальдо миграции в 2004 году перешло в положительное, когда число приехавших в республику превысило число уехавших из нее. В будущем, в связи с прогнозируемым экономическим ростом ожидается миграционный «бум» в форме трудовой миграции, в основном из сопредельной Средней Азии.
Для регулирования механизма контроля внешней трудовой миграции заложена определенная правовая база. Это обеспечивается законами РК «О занятости населения», «О лицензировании», Правилами выдачи лицензии на деятельность, связанную с привлечением иностранной рабочей силы, а также вывозом рабочей силы из РК за границу и определения квоты, условий и порядка выдачи разрешений работодателями на привлечении иностранной рабочей силы в Казахстан. Динамика привлечения иностранной рабочей силы показывает ежегодный рост.
Если 2001 году было привлечено 10,7 тыс иностранных работников, а в 2004 году привлечение достигло 17,2 тыс единиц, в 2005 году привлечено 24,7 тыс иностранных работников. Лидирующие страны-импортеры рабочей силы, привлекаемой в республику: Турция, Китай, Великобритания, Индия, Югославия, Италия, США, Румыния, Филиппины. Из стран СНГ наибольшая численность иностранных специалистов прибыла из России, Кыргызстана, Узбекистана. За годы независимости Казахстан стала активным участником мировых миграционных процессов, являясь страной въезда, выезда и транзита. Позитивными факторами развития и стабилизации миграционных движений в Казахстане являются политическая стабильность, значительное улучшение социально-экономической ситуации, повышение уровня жизни, следствием чего является снижение миграционного оттока населения из страны, а также увеличение притока иммигрантов из других государств. Проводимая Казахстаном миграционная политика принесла свои положительные результаты — миграционные процессы к началу нового столетия стабилизировались.
Начиная с 2002 года, наметилась устойчивая тенденция снижения отрицательного сальдо миграции и перехода его в 2004 году в положительное. В структуре миграционных потоков, прибывших в 2007 году в республику, значительную часть представляют казахи — 78,2% от общей численности прибывших, русские — 12,5%. В числе выбывших мигрантов из республики русские составляют 69,5%, украинцы — 8,1%, немцы — 7,1%. По демографической характеристике Казахстан — самая разнообразная страна, здесь совместно уживаются и восточные, и западные типы демографического поведения.
По мнению экспертов, низкая плотность населения порождает риск «демографического давления» со стороны перенаселенного Китая, стран Средней Азии, особенно аграрно-перенаселенного Узбекистана, в форме стихийной трудовой миграции. Казахстан за прошедшие годы независимости успешно справился с глобальными вызовами. Устойчивое развитие Казахстана во многом состоялось благодаря эффективной внешней политике, осуществляемой под руководством Президента страны. Курс на развертывание внешних связей и широкомасштабное привлечение иностранных инвестиций позволил Казахстану не только поднять экспортоориентированные отрасли, увеличить добычу сырья, но и усилить его конвертируемость. Тем самым, повысилась привлекательность внутреннего рынка, притягательного для импортных товаров, для зарубежных инвесторов, были созданы условия для стабилизации экономики.
В результате настойчивых усилий, комплекса целенаправленных мер, удалось создать достаточно благоприятный климат по привлечению иностранных инвестиций. В таких отраслях, как нефтегазовая, черная и цветная металлургия, иностранные инвестиции превысили 82% общего объема, более 83,9% составили прямые иностранные инвестиции. Сегодня Казахстан занимает достойное место в мировом сообществе, надежно обеспечена территориальная целостность и неприкосновенность страны. Стержнем внешнеполитической стратегии Президента Казахстана являются многовекторность и евразийство.
По мнению ряда российских экспертов, «феномен Н.А.Назарбаева — сильной и эффективной президентской власти в ЦА» — позволил сохранить региональную стабильность и запустить интеграционные процессы в Евразии. В середине 2010 года численность всего населения Казахстана перевалила за 16650 млн человек. Из них казахи составили 64%, русские — 23%. Остальные 137 этносов имеют самую разную численность — от 0,5 млн. (узбеки и украинцы) до нескольких человек.
В многонациональном Казахстане 8 этносов имеют численность более 100 тысяч и сколько же — более 20 тыс. По языковым группам преобладают тюркоязычные (72%), затем следуют славяноязычные (26%). По религиозным признакам представители ислама составляют около 75%, православные — более 20% и другие — не более 5%. По мнению известного демографа Казахстана М.Татимова: «…Вероятность межрелигиозных и межнациональных конфликтов в Казахстане исключается, так как все диаспоры являются насильственно депортированными не только в годы колонизации, но и в годы советского тоталитаризма (особенно во время войны и в годы освоения целины). По этим вполне объективным причинам здесь малая вероятность для фундаментализма и сепаратизма».
В социально-экономическом отношении в 2010 году Казахстан, несмотря на сохранявшиеся кризисные явления в мировой экономике, преодолел рецессию и вышел на позитивную динамику практически во всех отраслях экономики, что стало прямым результатом правильно выбранной стратегии, предпринятых системных антикризисных мер и мощной финансовой поддержки экономики за счет накопленных собственных средств.
Демографическая ситуация в любой период исторического времени представляет собой этап долговременной тенденции развития населения, которое является носителем определенных общественных отношений. Качественные и количественные характеристики населения являются своеобразным барометром состояния общества, уровня социально-экономического и политического развития государства.
В середине 80-х гг. XX в. республика находилась в состоянии экономической стагнации. Сокращение объемов производства, снижение и обесценивание реальных доходов населения, «скрытая» инфляция, соответственно, привели к падению материального уровня жизни населения. Нарастающие трудности еще более обнажились после политических событий 1991 г. Вступив на самостоятельный путь развития, республика начала трудное преодоление экономического кризиса. Все это сопровождалось низкой адаптированностью населения к новым условиям рыночных отношений, снижением уровня и качества жизни, катастрофическим ухудшением демографической ситуации в республике. Издержки и трудности вхождения в рынок привели к быстрому социально-экономическому расслоению и резкой поляризации общества, к бурно протекающим процессам пауперизации и люмпенизации населения со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе, демографического характера.
Социальное самочувствие общества прямо проектируется на демографическое поведение человека. Большинство казахстанских семей в период бурного вхождения в рынок пережило психологический дискомфорт. Изменилась вся система демографических интересов и потребностей людей, которая теперь должна была строиться на новых ценностях, на «психологии рыночной экономики», с ее возрастающей ориентацией на самореализацию личности, сохранение своей конкурентоспособности и предпочтением количеству детей «качество жизни детей». Неуверенность в завтрашнем дне, в своем благополучии в будущем стимулировали демографический пессимизм среди репродуктивной части населения.
В Послании Президента к народу РК «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» особо отмечено: «В ранг ведущих приоритетов национальной безопасности должна быть выдвинута сильная демографическая и миграционная политика. Если наши государственные органы по-прежнему будут относиться к этому безучастно, то мы на пороге XXI века войдем вслед за Россией в ситуацию «демографического креста», когда численность населения снижается уже не только из-за процессов внешней миграции, но и естественным образом. Эта тенденция должна быть немедленно приостановлена». Определяя негативные черты современного развития, Н.А.Назарбаев указал на депопуляцию, «которая опасна с любой точки зрения. Начиная с 1992 г., впервые за 50 послевоенных лет население республики стало сокращаться».
Сложность демографической ситуации неоднократно привлекала внимание консультативно-совещательного органа при Президенте РК. В Стратегии Ассамблеи народов Казахстана одним из приоритетных направлений ее деятельности были обозначены пропаганда традиционных семейных ценностей и всемерное укрепление института семьи, участие в реализации государственных программ улучшения здоровья населения, создания условий повышения рождаемости.
С точки зрения демографической истории конец двадцатого столетия - начало двадцать первого века является своеобразным. В этот период полностью трансформировалось демографическое развитие республики. В связи с этим, его изучение является одной из важных задач, имеющей не только актуальное, научное, но и практическое значение. Именно в это историческое время наиболее ярко проявилась высокая взаимообусловленность социально-экономических, демографических и этнических процессов. Поэтому для укрепления политической независимости республики, сохранения благоприятного геополитического положения государства в регионе, формирования научно обоснованных региональных программ демографического развития, а затем их качественного внедрения необходимо изучение процессов воспроизводства населения республики в предшествующий период.
Демографическая политика является составной частью социально-экономической политики государства. В то же время демографическая политика шире социально-экономической и является основой государственной политики.
В 1999 г. был доложен «Государственный доклад о демографической ситуации в Казахстане», в котором было отмечено, что в условиях переходного периода Правительство страны стоит у истоков формирования демографической политики. В этом докладе особое значение было отведено происходящим в это время социально-экономическим изменениям, которые породили целый ряд проблем, явно угрожающих демографической стабильности казахстанского общества. К ним были отнесены следующие.
Во-первых, усиление расслоения общества по материальному достатку, увеличение доли малообеспеченных слоев населения и коэффициента иждивенчества.
Во-вторых, возрастание социальной и географической мобильности населения республики, особенно в экологически неблагоприятных зонах.
В-третьих, ухудшение состояния здоровья населения, изменение структуры причин смертности населения, особенно мужчин.
В-четвертых, рост естественной убыли населения, количества неполных семей (матерей-одиночек).
В-пятых, население страны несет большие потери от эмиграции.
Исходя из этого, были определены основные направления совершенствования государственного законотворчества в области демографической политики:
- соответствие отечественного законодательства международным правовым нормам;
- внутренняя систематизация и синхронность законов и нормативных документов в области демографии;
- создание и стимулирование механизмов улучшения демографических показателей населения страны.
В ходе государственного строительства нашей республикой были приняты «Программы демографического развития РК» на 2001-2005 гг. и на 2005 - 2010 гг. В них было стратегически определено, что государственная политика Республики Казахстан в сфере демографии нацелена на регулирование основных процессов в естественном и механическом движении населения страны – рождаемости, смертности и миграции путем принятия мер по улучшению состояния репродуктивного здоровья и стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции.
Основными направлениями реализации государственной демографической политики являются: 1) Повышение жизненного уровня населения, рост занятости населения за счет обеспечения сбалансированного развития всех секторов экономики и социальной сферы, развития малого и среднего предпринимательства; 2) Обеспечение значительного улучшения условий жизнедеятельности населения на основе опережающего экономического роста страны по сравнению с динамикой увеличения численности населения; 3) Повышение уровня здоровья населения страны на основе пропаганды здорового образа жизни, профилактики всех элементов жизнедеятельности человека, труда и отдыха; 4) Улучшение медицинского обслуживания населения и принятие мер по повышению ее санитарно-гигиенической грамотности, реализация государственных экологических программ в первую очередь в экологически не благополучных регионах; 5) Снижение смертности населения, в первую очередь лиц трудоспособного возраста, от несчастных случаев, отравлений, травм на производстве; 6) Снижение заболеваний туберкулезом, диабетом и другими социально значимыми заболеваниями, а также заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; 7) Увеличение средней продолжительности жизни, сокращение разрыва в продолжительности жизни мужчин, по сравнению с женщинами, за счет повышения уровня развития здравоохранения и расширения сети социальной помощи; 8) Повышение уровня рождаемости через создание системы материального стимулирования рождаемости путем расширения перечня и объема материальных пособий при рождении ребенка для многодетных семей, матерей-одиночек; 9) Реализация программ по охране репродуктивного здоровья, безопасного материнства, нравственно-полового и культурно-этического воспитания и подготовки к семейной жизни, обеспечение потребности населения в современных средствах и методах контрацепции; 10) Признание охраны здоровья матери и ребенка приоритетными направлениями в области здравоохранения, сокращение материнской смертности во время родов, осложнений беременности и послеродового периода, предупреждение и лечение бесплодия женщин, предупреждение абортов и устранение последствий абортов; 11) Осуществление мер по профилактике заражения вирусом иммунодефицита человека или СПИДом и болезней, передаваемых половым путем.
В целом, комплекс механизмов реализации демографической политики целесообразно можно рассматривать в четырех аспектах: доктринальном; нормативно-правовом; институциональном; ресурсном. В рамках данной статьи рассмотрим доктринальный аспект демографической политики.
В Казахстане осознание важности проблемы демографического регулирования привело к разработке и реализации следующих документов доктринального характера:
Концепция государственной демографической политики РК; Программа демографического развития; План действий Международной Каирской конференции по народонаселению; Программа охраны здоровья матери и ребенка; Государственная программа «Здоровье народа»; Постановление Правительства о выплате единовременного государственного пособия в связи с рождением ребенка; Программа Правительства РК по снижению бедности.Концепция государственной демографической политики Республики Казахстан нацелена на обеспечение количественного и качественного роста населения в соответствии с долгосрочной Стратегией развития страны. Основными задачами Концепции являются улучшение состояния здоровья населения, включая репродуктивное, улучшение условий жизнедеятельности семьи, укрепление семейно-брачных отношений, повышение рождаемости за счет материального и морального стимулирования, уменьшение смертности и увеличение средней продолжительности жизни за счет повышения жизненного уровня населения, а также сокращение разрыва в продолжительности жизни мужчин, по сравнению с женщинами, за счет пропаганды здорового образа жизни, повышения качества медицинского обслуживания.
Программа демографического развития. Основная цель программы - выработка и реализация комплексных решений для преодоления негативных тенденций в демографических процессах и достижение роста численности населения. В рамках реализации Программы предусмотрено решение ряда проблем по охране репродуктивного здоровья, укреплению института семьи, снижению смертности. Одним из достижений реализации данной Программы является разработка и принятие Программы по стимулированию рождаемости. В то же время еще предстоит большая работа по снижению смертности населения от несчастных случаев и травматизма на производстве, от алкоголизма и наркомании, где показатели по-прежнему остаются высокими.
Программа охраны здоровья матери и ребенка. Была разработана с целью обеспечения сохранения жизни и здоровья матери и ребенка, а также получения качественной медицинской помощи. В настоящее время снижается индекс здоровья женщин и детей. Так, индекс здоровья женщин детородного возраста остается низким и составляет 20% из 100%, в регионах Семипалатинского полигона и Приаралья доходит лишь до 10%. Растет заболеваемость и среди детей. Ежегодно около 2 млн детей переносят острые болезни органов дыхания, 600 тыс детей – острые кишечные инфекции, которые являются одними из основных причин смерти детей в возрасте первого года. Ежегодно до 800 тыс детей находятся на диспансерном учете и лишь 5-6% из них получают лечение в организациях оздоровительного профиля. В кризисном положении находятся санаторная и реабилитационная помощь детям и женщинам детородного возраста. Неутешительной является ситуация с младенческой и материнской смертностью. В этой ситуации своевременной и актуальной стала Программа охраны здоровья матери и ребенка.
Государственная программа «Здоровье народа». В рамках данной Программы отдельно выделена Подпрограмма по охране здоровья матери, на реализацию которой в 2002 году было предусмотрено 5 млрд тенге, в 2003 году предусмотрено выделить 15 млрд, а в 2004–2005 годах– по 20 млрд тенге ежегодно. Репродуктивное здоровье женщин имеет общественно-политическую значимость, так как оно напрямую связано со здоровьем новорожденных детей, а следовательно, с будущим нации, государства. Репродуктивное здоровье имеет большое значение для страны, и его слагаемыми являются планирование семьи, охрана здоровья матери и ребенка
Подпрограмма «Охрана здоровья матери и ребенка» в рамках государственной Программы «Здоровье народа РК». Данная Подпрограмма включает в себя такие основные разделы, как безопасное материнство, экология и дети, детское питание, профилактика и лечение острых респираторных инфекций и диарейных заболеваний у детей, дети сироты и дети-инвалиды.
Постановление Правительства о выплате единовременного государственного пособия в связи с рождением ребенка. В соответствии с данным Постановлением, выплата пособий производится матерям, независимо от их дохода. Размер выплаты составляет 15 месячных расчетных показателей из средств республиканского бюджета на детей, родившихся в 2003 году. Данное Постановление вступило в силу с 1 января 2003 года. В республиканском бюджете на 2003 год на выплату единовременных детских пособий предусмотрено выделение около трех млрд. тенге.
Программа Правительства по снижению бедности. Основной целью Программы является снижение уровня бедности за счет реализации комплекса мер по улучшению основных экономических и социальных факторов, оказывающих влияние на уровень жизни населения страны. В демографическом аспекте группа женщин в возрасте свыше 58 лет и мужчин – свыше 63 лет не находится под прямым риском бедности. Группа среднего возраста (31–40 лет) имеет большую долю в числе бедных, также как и молодежь. В 2002 году около 47% населения с доходами ниже прожиточного минимума из общей численности населения малообеспеченных граждан проживало в домашних хозяйствах, состоящих из пяти и более человек.
Таким образом, в настоящее время риск попасть в категорию бедных у многодетных семей гораздо выше. Несмотря на декларативность и нечеткое определение целей и задач, а также механизмов реализации в некоторых из вышеперечисленных документов, в целом, данная доктринальная база регулирования демографической ситуации страны определяет общую стратегическую линию государственной политики в этой области. Например, Концепция государственной демографической политики находится в тесной взаимосвязи с вопросами благосостояния народа. Демографическое развитие рассматривается как один из наиболее значимых аспектов в социально-экономической жизни государства, поскольку оно способствует обеспечению обороноспособности страны и ее суверенитета и созданию потенциала для дальнейшего роста экономики страны.
В Казахстане выросли показатели естественного прироста. Как говорят специалисты, мы столкнулись с «бэби-бумом». К слову, он сохраняется и на настоящий момент, несмотря на внешний фон – глобальный кризис. Иными словами, население не ощущает острой напряженности в социальной сфере. С другой стороны, в республике падают показатели смертности. Казахстан, если учитывать большую территорию, относится к группе стран с малой и средней численностью населения. Поэтому демографический рост у нас только приветствуется. Самые большие ожидания с ним связывают экономисты. Правда, достичь этого состояния в экономике нам удастся не раньше, чем через 15–20 лет, когда нынешнее поколение «бэби-бума» закончит школы и выйдет на рынок труда. И, возможно, оно сможет компенсировать процесс старения населения.
Поэтому, говорят эксперты, Казахстану нужно не только сохранить настроение «бэби-бума», но и усилить его. Тем более, что в условиях Казахстана прирост населения не имеет никаких отрицательных последствий, пока страна не достигнет численности 100–150 млн человек. Только после этого могут появляться отдельные вопросы экологии, перенаселения, урбанизации.
По некоторым данным, сегодня за пределами Казахстана проживает до 10 млн казахов.
На этой неделе Парламент принял поправки в законодательство по вопросам миграции и занятости населения. Ряд изменений и дополнений касается сферы этнической миграции, в частности жизни и деятельности в нашей стране репатриантов – этнических казахов, возвращающихся на свою историческую родину. Так, когда закон вступит в силу, предоставление этническим казахам статуса оралмана не будет зависеть от региона расселения. И этнические казахи, в отличие от иностранных граждан, смогут получить вид на жительство, обратившись в миграционную полицию без подтверждения своей платежеспособности. Также устанавливается региональная квота для приема наших соотечественников, и если они изъявят желание переехать в пределах этой квоты в обозначенный регион из другого региона, они в соответствии с законодательством будут иметь возможность на социальную поддержку.
Так, оплачиваются транспортные расходы, предусмотрено обеспечение служебным жильем или общежитием. Кроме того, появится возможность пройти переквалификацию, в результате чего репатриант сможет обрести другую профессию. То есть меры по содействию занятости населения будут в полной мере касаться и оралманов. И еще одно нововведение – соцподдержку может получить каждый оралман, если он переезжает из любого региона в любой другой регион Казахстана, где есть квота. Оралман может получить и на местном уровне поддержку, даже если он приедет вне квоты, в любом регионе Казахстана.
Актуальность введения таких мер оправдана. Согласно действующему законодательству, оралманы получали гражданство через 4 года после обращения. Сейчас же статус оралмана можно получить с момента регистрации, затем в течение трех месяцев переселенцы получают разрешение на постоянное место жительства и через год – гражданство. То есть процедура значительно упрощается. Должен отметить, что сегодня в целом, по данным миграционных органов, идет снижение количества прибывающих этнических казахов. Однако есть спрос на обучение молодых репатриантов в казахстанских вузах.
Мы недавно были в Монголии, где участвовали в международном форуме и встречались с представителями казахской диаспоры в этой стране. Они говорят, что готовы с удовольствием направлять в Казахстан на учебу своих детей, для того чтобы здесь молодое поколение адаптировалось. Согласно соглашению, подписанному с Министерством образования и науки, всего казахской молодежи из Монголии ежегодно выделяются 5 мест в вузах. В текущем году удалось добиться увеличения квоты до 15 мест. Также Тестовый центр определил 78 выпускников школ для обучения на 9-месячных курсах при вузах. К слову, ежегодно в Монголии заканчивают школу около 2 000 детей.
Аналогичная ситуация в Китае, где сегодня проживает полтора миллиона казахов. Там ежегодный прирост этнических казахов составляет около 20 тыс. человек, и они также могли бы сотни детей ежегодно отправлять на учебу в Казахстан.
Я полагаю, что сегодня политику государства по возвращению этнических казахов в Казахстан нужно переориентировать на возвращение именно молодого поколения наших соотечественников, поскольку молодежь быстрее адаптируется. Получив здесь образование, они осядут, организуют свой бизнес, смогут впоследствии подтянуть к республике уже своих родственников. Я считаю, это более эффективный путь возвращения этнических казахов на свою историческую родину.
По некоторым данным, сегодня за пределами Казахстана проживает до 10 млн казахов. Желающих вернуться в Казахстан немало. Но людям старшего поколения сложнее адаптироваться к новым условиям, реалиям. Поэтому, подчеркиваю, настало время именно на молодежь делать ставку.
На одном из заседаний комитета я озвучил идею пересмотра понятия "оралман". В прямом переводе это слово означает "репатриант". Очевидно, понятие «оралман» в свое время возникло в связи со стремлением переводить на государственный язык все иностранные слова. Сегодня в мире возвращением своих соотечественников занимаются три страны – Казахстан, Израиль и Германия. У немцев, например, возвращенцы носят название "потомки", "статусные немцы". В Израиле вообще все намного проще. У них основную работу по возвращению собратьев ведут посольства этой страны, а когда они получают разрешительные документы, по прилете в Израиль в аэропорту получают гражданство и паспорта. Поэтому у них нет официального статуса репатриантов, то есть слова, аналогичного статусу "оралман". В этом слове, конечно, ничего страшного нет. Но общество почему-то, очевидно на основании каких-то частных случаев, начало придавать этому слову некоторый негативный оттенок. И если мы не смогли найти более теплого слова для наших соотечественников, то могли бы тогда оставить слово репатриант, которое является международнопризнанным и понятным на всех языках термином.
Демографический вопрос был и остается одним из важных для Казахстана, который при относительно небольшом населении занимает девятое место в мире по территории. Казахстан, находясь в центре Евразии, с первых дней своей независимости возвела безопасность в ранг наиважнейшей государственной политики, одним из условий которых является стабильная демографическая ситуация.