По энергоэффективности производства ведущие мировые державы опережают развивающиеся страны, в том числе и Казахстан в разы. Соответственно это прямо отражается в себестоимости продукции. Между тем, потенциал энергосбережения в Казахстане оценивается примерно в 4,6 млн тонн условного топлива в год или порядка $2 млрд. Национальный план "100 конкретных шагов" ставитзадачупривлечения стратегических инвесторов (СИ) в сферу энергосбережения страны.
Энергоэффективность – главный критерий при разработке национальной энергостратегии. Как известно, в мае 2014 года эксперты ассоциации KazEnergy разработали Национальный энергетический доклад (НЭД). Правительством поставлена цель - до 2020 года добиться 30% экономии энергии в стране.
Когда экономия не до лампочки
59-ый шаг Нацплана ставит определяет правила игры - привлечение стратегических инвесторов следует проводить по международно признанному механизму энергосервисных договоров (ЭД). Их основная задача: стимулирование развития частных энергосервисных компаний (ЭК) для предоставления комплекса услуг в сфере энергосбережения. Причем ЭК должны возместить собственные расходы и получить финансовую прибыль исключительно из фактически достигаемой экономии энергозатрат.
Энергосервисный договор направлен на экономию эксплуатационных расходов благодаря внедрению технологий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергоэффективности. При этом энергосервисная компания может вкладывать собственные средства, которые возмещаются за счет достигнутой экономии.
Кроме того, она имеет возможность привлекать инвесторов, в результате чего исчезает необходимость займов. Именно о втором варианте идет речь в Нацплане. В обоих случаях доходы ЭК зависят от количества и качества достигнутой экономии, что обеспечивает их высокую мотивацию на результат.
Таким образом, энергосервисная компания должна получить часть прибыли, которую она обеспечит предприятию, отрасли или даже стране, как в случае Казахстана. Ставки высоки - наша республика входит в число глобальных энергетических держав.
Несколько слов об этом не столь известном у нас виде бизнесе. В Казахстане энергосервисная деятельность на начальной стадии развития, тогда как на Западе этот вид бизнеса давно и успешно функционирует, и является неотъемлемой частью энергосбережения и энергетической эффективности.
К примеру, в странах Евросоюза и США ЭД подкреплена четкой нормативно-правовой базой, и внушительными финансовыми возможностями.
Первые компании в этой сфере появились в США около 25 лет назад. Федеральная программа энергетического менеджмента министерства энергетики США способствует использованию так называемых «перформанс-контрактов» (Performance Contract — энергосервисный контракт). ЫВажный момент - такой контракт подразумевает использование будущего сбережения энергии для текущей модернизации предприятия и снижения переменных затрат.
Вот компания какая
Сегодня на рынке энергосервиса в США работает порядка 50 специализированных компаний, и его емкость оценивается примерно в $3,5 млрд. в год. Срок окупаемости контрактов 5-10 лет, а снижение энергопотребления после их реализации составляет 25-40%. Стоит отметить, что в Америке существует специальный закон об энергосервисных услугах. При этом, тендеры часто проводятся на длительный срок. Системы энергосервиса успешно работают в также Германии, Италии, Австрии, Чехии и других странах Европы.
Кроме этого, на Западе используются также котировки на бирже предлагаемой экономии в виде гарантии на «непотребление» части энергии, реализация полученного эффекта от энергосбережения на вторичных рынках ценных бумаг и многое другое.
О том, что это энергосбережение - реальный бизнес, говорит тот факт, что во многих странах ЕС, США, Канаде, энергосервисные контракты считаются самостоятельными финансовыми активами — их можно продавать и передавать. И даже сам контракт может считаться предметом обеспечения.
Например, канадская фирма Econoler – одна из крупнейших ЭК в мире и признанный лидер по консалтингу в сфере энергоэффективности. Компания реализовала проекты в более чем 70 странах мира, активно работая как в развивающихся, так и развитых странах.
Главными игроками энергосервисного рынка на Западе являются - во-первых, независимые энергосервисные компании, затем производители энергосберегающего оборудования и коммунальные и энергоснабжающие организации. И, наконец, инжиниринговые фирмы.
Что же касается зримой пользы для населения от этого вида деятельности, то 18 стран-членов ЕС уже успешно используют энергосервисные контракты для общественных зданий. А в США эффективность энергосервиса за последние 30 лет привела к сокращению энергопотребления бюджетными зданиями на 35%.