$ 494.87  520.65  4.91

Спешите делать важные дела

Государство, фигурально выражаясь, должно давать своим гражданам "не рыбу, а уду" - стимулировать занятость, и не поощрять социальное иждивенчество. Занятость населения - объективный критерий состояния любой экономики. Казахстан является лидером по занятости населения в ТС - уровень безработицы составил в мае 2015 года 5 %.  Для сравнения, в Евросоюза этот показатель в марте 9,8 %, в еврозоне - 11, 3%.

В рамках "100 шагов по реализации пяти институциональных реформ" ставится задача либерализация трудовых отношений, а также оптимизации социальной помощи через усиление ее адресного характера.

Баланс интересов

Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять, говорил Генри Форд.  Всякое государство стремится найти золотую середину между социальной защищенностью граждан и свободой предпринимательства. Причем, эта пропорция на разных этапах развития страны должна меняться.

83 шаг ставит целью либерализацию трудовых отношений. В том числе намечена разработка нового Трудового Кодекса (ТК). Действующий Кодекс был принят в 2007 году., и  с тех пор в него вносились изменения и дополнения.     Как гласит статья 3 ТК РК, задачами трудового законодательства являются создание правовых условий для достижения баланса интересов сторон трудовых отношений, экономического роста, повышение эффективности производства и благосостояния людей.

Юристы утверждают, что при реформировании, основные принципы трудового законодательства РК останутся незыблемыми - от недопустимости ограничения прав человека и гражданина в сфере труда до социального партнерства.

Вместе с тем, любой закон по своей природе идет вслед за жизнью, поскольку он должен отражать сложившиеся устойчивые общественные отношения. Поэтому новые вызовы времени - создание ЕАЭС, предстоящее вступление в ВТО,  курс на ускоренную индустриализацию, реалиазция НЭП "Нурлы Жол", грядущий приток высококвалифицированных иностранных специалистов в нашу страну и т.д., по мнению экспертов, требуют либерализации трудовых отношений  в Казахстане.

Разработка Трудового Кодекса вопрос жизненно важный и поэтому его подготовка будут происходить максимально прозрачно. Говоря вкратце, обществу предстоит придти к в новому соглашению относительно баланса прав и обязанностей работодателя, трудящихся и роли государства в этой сфере.

Как считают эксперты, изменениям и дополнениям должны подвернуться, в частности, такие раздели как Глава 10. Оплата труда.  Глава 11. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации. Глава 12. Трудоустройство - c  учетом требований повышения трудовой мобильности.

В связи с тем, что большие надежды возлагаются на рост МСБ (довести его долю в ВВП с 25 до 50%)  следует серьезно пересмотреть  правовые нормы, связанные  с ним.  В частности, это глава 26. "Особенности регулирования труда работников субъектов малого предпринимательства."

Большое внимание будет удалено работе над Разделом 4. "Социальное партнерство и коллективные отношения в сфере труда". Традиционно эта сфера во всем мире является ареной борьбы работодателей и профсоюзов. Здесь нужен разумный компромисс.

Наконец, должен быть доработан  Раздел 6." Контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан". Здесь изменится роль государственного регулирования этой сферы - в законодательстве максимально снизят бюрократические препоны, являющиеся помехой бизнесу и источником коррупции. В тоже время нельзя выплеснуть с водой ребенка - государство разрабатывает справедливые правила игры и контролирует их соблюдение.

Адресная помощь

Казахстан вошел в ряды 50-ти первых государств в глобальном рейтинге благосостояния населения.  Сейчас уже никто из серьезных экспертов и политиков не оспаривает того факта, что Казахстан последовательно движется по пути построения социально ориентированного государства.

Но здесь также кроется опасность «переборщить» – «проесть» все доходы, полученные от добычи и реализации природных ресурсов. А именно это и традиционно предлагают "радетели народа", призывая в разы повысить зарплаты, пенсии и социальные выплаты. Но что это даст?

Во-первых, такая «щедрость» неизбежно приведет к гиперинфляции: нельзя повышать доходы основной части населения выше, чем темпы роста экономики. А они в эпоху мирового кризиса, невысоки. Во-вторых,  у государства тратящего все свои деньги на потребление нет будущего. Наша страна поступает иначе - создает серьезные резервы на случай мировых экономических кризисов, а также инвестирует их в будущее страны – создание инновационно-индустриальной экономики.

Вопрос соотношения социального неравенства и демократии сложный и многоплановый. В частности, западные социологи и экономисты считают, что безработица примерно в 5 % является приемлемой и подхлестывает конкуренцию за рабочие места. И, соответственно, делает их более уступчивыми в перманентной борьбе с работодателями за свои права.   

Напротив, классическая  социалистическая система полагает одним из главных своих достоинств  стопроцентную занятость населения. Как показал печальный и поучительный опыт соцлагеря, уравниловка в оплате труда и отсутствие опасения потерять работу, приводят к потере мотивации к эффективному труду и порождают иждивенческие настроения.

Поэтому 84-ый шаг определяет новый подход - оптимизация социальной помощи через усиление ее адресного характера.. Социальная помощь будет предоставляться только тем гражданам, кто в ней действительно нуждается. Государственная адресная социальная помощь трудоспособным гражданам с низкими доходами будет предоставляться только при условии их активного участия в программах содействия занятости и социальной адаптации.

Стоит отметить, что за годы Независимости население Казахстана осознало, что  единственным источником социальных благ является эффективный труд.

И как сказал Плавт, "Кто желает съесть орех, должен разбить скорлупу".

Сіздің реакцияңыз?
Ұнайды 0
Ұнамайды 0
Күлкілі 0
Ашулы 0

Серіктес жаңалықтары