В Советском Союзе наша республика являлась основным поставщиком мяса. Семипалатинский мясокомбинат был вторым в стране по мощности и главным производителем мясных консервов для армии. Сейчас перед мясным животноводством РК стоит задача до 2020 года выйти на рынки евразийского региона.
Шаг 53-ый - в национальном плане "100 конкретных шагов" считает необходимым привлечение стратегических инвесторов для развития и производства мяса. При этом главная цель инвесторов - развитие сырьевой базы и экспорт переработанной продукции.
Убойная сила
Мастер-план развития мясного скотоводства в РК до 2020 года ставит амбициозную задачу - довести общее производства говядины до 275 439 тонн, а экспорта - до 102 719 т. При этом от специально выращенного мясного скота - 221 000 тонн и 100 000 тонн, соответственно.
Насколько перспективен Казахстан для прихода в страну стратегических инвесторов, в первую очередь в сфере переработки мяса? Как известно, есть две технологии производства говядины - первая, мясо от выбракованных молочных коров и молочных бычков. Вторая - это производство высококачественной говядины (ВКГ) от крупно-рогатого скота (КРС) мясного направления. Цена и качество такой говядины значительно выше.
В Казахстане, как и в СССР в целом, до 1991 года преобладало молочное животноводство, и поэтому почти вся говядина была побочным продуктом. Постановление правительства РК от 2011 года по "Развитие экспортного потенциала мяса крупного рогатого скота" на 2011 - 2015 годы» в корне изменила тренды отрасли.
По данным Минсельхоза РК, С 1990 по 2013 годы, численность КРС во всех категориях хозяйств страны снизилась с 9,757 млн .голов до 5, 690 млн. Причем уровень забоя КРС составляет 43% от числа общего поголовья. В то же время, по данным ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) приемлемым для обеспечения стабильности поголовья считается 30 - 35%. То есть, для удовлетворения растущих потребностей населения должно расти и маточное поголовье КРС., иначе возникнет хронический дефицит говядины.
Поэтому в 2011 году было принято решение о стимулировании роста поголовья КРС в фермерском бизнесе. А также начать импорт поголовья для скорейшего увеличения маточного поголовья в стране. При этом временный дефицит говядины покрывался за счет мяса из стран-участниц ТС.
Как следует из мастера-плана МСХ, необходимые условия для развития мясного скотоводства у нас в наличии: 1) Низкая себестоимость производства кормов. Казахстан занимает пятое место в мире по площади пастбищных угодий - 189,3 млн. гектаров, или 70% всей территории страны. Этот фактор критически важен для снижения себестоимости содержания маточного поголовья мясного направления.
Далее, по данным экспертов МСХ, ежегодно Казахстан экспортирует в среднем 5 млн тонн зерна, которые могут послужить сырьем для производства ВКГ – следующей цепочки добавленной стоимости и обеспечить дополнительную экспортную выручку. Эксперты Минсельхоза привели расчеты рентабельности - экспортная выручка от продажи 1 000 тонны зерна составит около $200 тыс., а от продажи 250 тонн говядины (1 кг мяса – 4 кг зерна) - не менее $1,5 млн.
Второй фактор - высокий генетический потенциал животных. Это условие выполнимо при продолжении взятого курса программы «Развитие экспортного потенциала мяса КРС», - большой объем господдержки племенного дела. Для сравнения - средний убойный вес туши в РК составил в 2012 году 154 кг, а в странах-лидерах - около 250 кг.
Третий фактор - наличие рынков сбыта. Потенциальными рынками сбыта отечественной говядины являются два "великих соседа" - Россия и Китай. Заманчивы премиальные рынки высококачественной говядины Южной Кореи, Японии, стран ЕС и Персидского залива. Очень важный момент - эксперты отмечают высокие вкусовые качества казахстанской говядины и полной экологической чистоты ее производства. А это с каждым годом становится все более важным конкурентным преимуществом.
Халяль и копыта
Необходимо также внедрение сертификации по стандартам «органик, эко, био, халяль», удовлетворяющей жестким критериям стран-импортеров. В качестве примера Минсельхоз отмечает австралийскую систему, которая была внедрена для организации поставок говядины в Японию и Южную Корею.
Для реализации всех этих преимуществ нужна инфраструктура мясной индустрии. Во-первых, это фермы-репродукторы по разведению племенного чистопородного КРС , мощностью от 200 до 500 голов маточного поголовья.
Основная продукция – племенные быки-производители, телки и нетели. Реализация происходит ежегодно на специализированных аукционах, проходящих на самих фермах.
Во-вторых, фермы-репродукторы по разведению товарного (коммерческого) КРС, мощностью от 100 до 2000 голов маточного поголовья. Основная продукция – чистопородные или кросс-бредные (в основном ангус х герефорд) бычки в 7-8 месячном возрасте для дальнейшего откорма и коммерческие телки для пополнения маточного поголовья других товарных ферм. В третьих, это откормочные площадки с развитой инфраструктурой, мощностью от 1000 голов единовременного содержания и выше. Их рентабельность напрямую зависит от масштаба откормплощадки в силу экономии на масштабе производства.
Конечное звено - мясоперерабатывающие комбинаты, мощностью забоя от 200 000 голов в год и выше (в США встречаются и 1-2 млн голов в год.) Основная продукция – свежеохлажденное и замороженное брикетированное мясо. При этом вторичные продукты реализуются мясокомбинатам, специализирующимся на производстве колбас и деликатесов.
Стоит отметить, что ежегодно в мире производится порядка 57–58 млн тонн говядины в убойном весе. Мировыми лидерами в производстве говядины (2014 год) являются США (20,7%), Бразилия 16,3% и Евросоюз - 13,6%. Причем, 52% экспорта говядины в мире составляют обваленные и замороженные отрубы. На втором месте - обваленное, свежее или охлажденное мясо КРС (около 23%). Все остальное - колбасные изделия, деликатесы и полуфабрикаты и проч. составляют 15%.
Очевидно, что Казахстан должен стремиться к увеличению доли максимальной переработанной мясной продукции премиум-класс, причем для последующего экспорта. А это значит, что она должна соответствовать мировым стандартам качества. Такой подход позволит повысить валовую добавленную стоимость (ВДС) и конкурентоспособность отрасли.
Здесь интересы страны и потенциальных зарубежных стратегических инвесторов полностью совпадают.