Как показывает мировая практика, социальная помощь без ответных обязательств со стороны граждан неизбежно порождает иждивенчество. И вообще любые незаработанные доходы снижают у населения трудовые стимулы. Национальная программа "100 конкретных шагов определяет новый подход в этой сфере - оптимизация соцпомощи через усиление ее адресного характера.
84-ый шаг Нацплана декларирует, что социальная помощь будет предоставляться только тем, кто в ней действительно нуждается.
Социальный контракт
Согласно замыслу, адресная соцпомощь от государства трудоспособным гражданам с низкими доходами будет предоставляться только при условии их активного участия в программах содействия занятости и социальной адаптации.
Между тем, министерством здравоохранения и социального развития РК (МЗСР), ведется реализация пилотного проекта по модернизации системы соцпомощи. Как отмечают эксперты МЗСР, сегодня по действующему законодательству малообеспеченным гражданам выплачиваются такие социальные выплаты - адресная социальная помощь (АСП), государственные пособия на детей до 18 лет (ГДП) и жилищная помощь (ЖП).
По мнению разработчиков, отсутствие единых подходов определения малообеспеченных категорий граждан нарушает принцип равных прав на социальную защиту. При этом получатели соцпомощи не имеют ответных обязательств перед государством. Такая ситуация, во-первых, замедляет темпы снижения бедности и бюджетных расходов на помощь. Во-вторых, это нерациональное использование трудовых ресурсов страны, в условиях растущего спроса на рабочую силу на новом витке экономического роста.
Поэтому в соответствии с поручением главы государства с прошлого года в трех регионах (Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Жамбылской областях) в пилотном режиме реализуется проект «Өрлеу». Речь идет об оказании обусловленной денежной помощи (ОДП) малообеспеченным гражданам на основе принципа «взаимных обязательств» по технологии социального контракта. Суть проекта - переход от простого перераспределения доходов к активной социальной политике по примеру стран ЕС и США.
Өрлеу - путь к достатку
По итогам 2014 года реализации «Өрлеу» местные службы соцзащиты заключили с 3 965 семьями социальный контракт активизации и назначили ОДП 20,5 тыс. человек на общую сумму 497,6 млн. тенге. Средний ее размер на человека составил4420 тенге. 60,6% из них дети, лица, 8,2% - занятые уходом за детьми, 3,2% –работающие по найму, учащиеся очной формы обучения – 2,1%, инвалиды – 0,7 %, пенсионеры – 0,3%.
В активные формы содействия занятости был привлечен каждый четвертый участник проекта или 88 % от числа трудоспособных. Из них участниками Дорожной карты занятости 2020 стали 31,8 %; трудоустроены на постоянные рабочие места – 30,3 %, направлены общественные работы и социальные рабочие места - 26%; прошли переподготовку (повышение квалификации) - 12 %.
Каковы же результаты пилотного проекта? Они заметные - в этих регионах произошло снижение количества получателей АСП на 16%, ГДП – 3,7%, доля трудоспособного населения в структуре "иждивенцев" снизилась на 21,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Важно подчеркнуть - среднедушевые доходы получателей ОДП выросли более чем в два раза по сравнению с тем же периодом до старта проекта.
Вместе с тем, в целях усиления адресности в 2015 году в действующий порядок оказания ОДП внесены изменения и дополнения:
1. Увеличение охвата получателей ОДП: в число лиц, для которых участие в активных мерах содействия занятости не является обязательным, войдут лица, находящихся на стационарном, амбулаторном (санаторном) лечении (при наличии подтверждающих документов), а также инвалиды 1 и 2 групп, учащиеся, студенты, слушатели, курсанты и магистранты очники, если в семье есть основной претендент на участие в госмерах содействия занятости.
2. Содействие развитию потенциала малообеспеченных семей: утверждение индивидуального плана помощи семье, который станет неотъемлемой частью социального контракта активизации семьи;
При этом допускается возможность выплаты ОДП в единовременном размере за три месяца по заявлению претендента -исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязанностей по социальному контракту. В том числе на развитие личного подсобного хозяйства (покупка домашнего скота, птицы и другое), организацию индивидуальной предпринимательской деятельности
3. Усиление ответственности получателей ОДП: дополнительные обязательства по прохождению скрининговых осмотров; приверженности к лечению при наличии социально значимых заболеваний (алкоголизм, наркомания, туберкулез) и т.д. А также возврат выплаченной суммы ОДП в случае выявления представления недостоверных сведений.
4. Упрощение процедуры сбора документов и исчисления совокупного доход.
По мнению специалистов Министерства, новые подходы оказания соцпомощи требуют глубокого анализа и разработки новых программ для создания условий социальной адаптации целевых групп. Поэтому полномасштабное внедрение по обусловленной денежной помощи планируется с 1 июля 2016 года.