Человечество устроено так, что национальные, языковые, религиозные и культурные различия будут всегда. Но они должны быть объединяющим началом, а не разъединяющими межами. Межэтнические и межрелигиозные конфликты порождает неверная политика, считает президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Национальная программа «100 конкретных шагов»отводит целый разделидентичности и единству нашего народа. Важное место в ней занимает вопрос соотношения светской власти и религии. Для страны, где действуют свыше 46 конфессий, это крайне важная сфера.
Декларация о мире
Глава государства с законной гордостью сказал об опыте толерантности Казахстана: "Мы показали всему миру, что фатальной неизбежности конфликтов религий и культур нет даже в пределах одного общества. Поэтому их можно избежать и на любом уровне международной политики".
Лидер нации на Съезде лидеров мировых и традиционных религий выдвинул несколько программных предложений, которые уже высоко оценили политики, духовные деятели, активно комментируют мировые СМИ. Это своего рода Декларация о мире.
Во-первых, прекратить все военные конфликты и объявить перемирие, сесть за стол переговоров и выработать соглашения о прекращении насилия, защите мирных граждан, мирном решении всех противоречий.
Во-вторых, в любой стране и межгосударственных отношениях должны быть решительно отвергнуты силовые методы решения любых политических противоречий.
В-третьих, глава государства призвал политических лидеров всех ведущих держав остановить разрастание пропасти недоверия в современном мире, прекратить взаимные санкции. Не возрождать стереотипы «холодной войны» и деления на военные блоки. Он призвал использовать все возможные механизмы ООН и других международных структур безопасности .
В-четвертых, необходимо остановить практику использования средств массовой информации, включая Интернет, для разжигания межконфессиональной розни. Нурсултан Назарбаев считает необходимым повысить моральную ответственность владельцев и издателей масс-медиа.
Как слово наше отзовется.
Как тут не вспомнить недавние трагические события в Париже - когда боевиками ИГ была расстреляна редакция сатирического журнала " Шарли Эбдо" . Этот бульварный журнал скандально известен карикатурами на святыни христианства и ислама, в том числе на пророка Мухаммеда. Причем, часто откровенно непристойного характера. Нельзя оправдывать убийц, каким бы благими целями они не прикрывались, но равно нельзя поощрять оскорбления святынь миллиардов людей под предлогом свободы слова.
Известный публицист Алла Ярошинская хорошо сказала по этому поводу:
"...Я абсолютно против такой «свободы» слова, которую десятилетиями практиковал журнал «Шарли Эбдо». Жаль, что власть и лидеры некоторых стран, вместо того чтобы, осудив убийство, исламских радикалов и, выразив общественную солидарность, дать оценку также и провокационной «журналистике», пошли по пути нагнетания межрелигиозных страстей и ложного понимания свободы слова.... Я уже не говорю про пресловутую западную толерантность и обычное человеческое уважение чужих святынь".
В-пятых, государствам и обществам жизненно необходимо объединить усилия для решения проблем нищеты, голода, эпидемий, безработицы, борьбы с последствиями природных стихий и техногенных катастроф. Всё это должно стать частью новой архитектуры безопасного и гармоничного мира.
По мнению Елбасы, события современной эпохи делают Съезды лидеров мировых и традиционных религий важнейшим элементом глобальной «духовной дипломатии». Он призвал духовных пастырей использовать своё влияние для прекращения войн и конфликтов, восстановления доверия в глобальной политике.
Две вещи точно отражают принципы межконфессиональной терпимости: пословица «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», и знаменитое библейское: Богу – богово, кесарю - кесарево.
Подытоживая сложную тему взаимоотношений светской власти и религии, можно сказать: роль государства заключается в первую очередь в обеспечении свободы совести. Сетская власть должна уважать общечеловеческие права, в том числе, и желание людей быть атеистами. Буквальное следование священным канонам приводит к фундаментализму, и как следствие к ксенофобии и нетерпимости. Потому разумный принцип истинного верующего - идти своей дорогой к Богу, но помнить, что твой выбор не является единственно верным.
При этом государство всегда останется гарантом соблюдения баланса интересов всех слоев общества, придерживающихся разных взглядов о роли и месте веры в нашей жизни.
Пусть каждому воздастся по его вере на небесах, а мирская жизнь должна регулироваться светскими законами, основанными на общечеловеческих ценностях. Лишь в этом случае будет мир нашему дому.