Skif на русском 01.09.2015 сағат 04:51

39 проектов планируется реализовать в отрасли машиностроения в рамках второй пятилетки

Более 13 тысяч рабочих мест планируется создать в сфере машиностроения Казахстана в ближайшие пять лет, сообщает Комитет индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию РК.

Бөлісу
Бөлісу
Бөлісу

«В рамках второй пятилетки Государственной программы индустриально-инновационного развития при реализации проектов в отрасли машиностроения планируется создать: в ходе строительства проектов - 4 606 рабочих мест, в ходе эксплуатации - 13 231 рабочих мест», - отметили в ведомстве.

На текущий момент в рамках второй пятилетки ГПИИР планируется реализовать 39 проектов в отрасли машиностроения.

Республика Казахстан расположена в сердце Евразии между динамично развивающимися странами, та- кими как Китай, Турция, Индия и Россия. Будучи 9ым самым большим государством по территории в мире – больше, чем вся Западная Европа, – Казахстан располагает невероятным разнообразием чарующих пей- зажей, объектов флоры и фауны. Казахстан является также самой большой в мире страной, не имеющей выхода к морю, граничит по суше с Россией, Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном и также существенной частью Каспийского моря. Наряду с обширным пространством, страна может похвастать и крупнейшими городами, Астана и Алматы – предлагающими высочайший уровень комфорта, на который только можно рассчитывать.

Мегаполисы изобилуют пятизвездочными отелями, престижными ресторанами и местами отдыха. Столица, Астана, интенсивно отстраиваемая с 1996 г., является действительно современным горо- дом, демонстрирующим невероятное множество захватывающих дух зданий и потрясающей архитектуры. После провозглашения независимости в 1991 г., Казахстан на протяжении длительного времени под- держивает политическую стабильность и экономический рост. В Казахстане мирно соседствуют большое количество национальностей. Возможно, причиной тому - открытость замечательного характера казахстан- ского народа, с его разнообразием и колоритом. Иностранные гости в Казахстане никогда не чувствуют себя чужими. Неудивительно, что одна из недавних программ на ведущем международном телеканале харак- теризовала Казахстан как страну «больших сердец, открытых умов и широких просторов». Фактически, об этом говорит и название страны, состоящее из «казах» или «свободный духом или независимый» и «стан», т.е. земля. «Казахстан - земля свободных духом людей»! Как и на остальной части Центральной Азии, в Казахстане жаркое лето и очень холодная зима. В самые жаркие месяцы среднесуточная температура поднимается высоко за 20 градусов в Астане и Алматы. В тече- ние зимних месяцев в декабре, январе и феврале, температура, как правило, опускается ниже температуры замерзания.

Образование — высокий приоритет для Казахстана, и в 2009 г. страна, максимально приблизившись к мировым стандартам в области начального образования, уровню грамотности взрослого населения и ген- дерного равенства, была признана ЮНЕСКО первой по показателю уровня «Образования для всеобщего развития». Среднее образование в Казахстане, фактически, универсально и обязательно, а уровень грамот- ности взрослого населения достигает практически 100%. Бесценное сокровище Казахстана представляют его природные ресурсы. Казахстан - одна из богатейших стран в мире по запасам полезных ископаемых. Также приносят доход большие энергетические и сельско- хозяйственные ресурсы. Едва ли удивительным при такой обширной территории и малой заселенности яв- ляется тот факт, что страна имеет огромный потенциал для развития сельского хозяйства. Преимуществами такого потенциала является широкий спектр разных сельскохозяйственных и климатических условий, что способствует культивации разнообразной сельскохозяйственной продукции. Удвоившийся с 2000 г. доход на душу населения, сниженный вдвое уровень безработицы и значительно уменьшенный уровень бедности свидетельствуют о растущем процветании страны. Главным катализатором роста экономики является экспорт, увеличивающийся в среднем почти на 20% ежегодно уже на протяжении последних десяти лет, с прогрессирующим темпом роста. Также за анало- гичный период наблюдается и значительный рост импорта, что также отражает наращивание экономики и приумножение доходов. Правительство Казахстана создало много учреждений и инициатив для оказания прямой поддержки частным компаниям, создающим и развивающим новые направления в высокотехнологичных отраслях промышленности, ориентированных на экспорт.

Согласно индикаторам World Bank Doing Business, Казахстан обладает самой доступной деловой средой в Центральной Азии. Удерживая 49ое место в списке из 185 стран, государство устойчиво улучшает свое относительное положение. В 2010 г. между Казахстаном, Россией и Белоруссией было подписано Соглашение о Таможенном союзе, что создало предпосылки к увеличению открытого рынка для 170 миллионов человек и явилось важной вехой на пути к региональной интеграции.

В декабре 2012 года Евразийский банк развития совместно с Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН подготовил отраслевой обзор «Развитие машиностроения в государствах – участниках ЕАБР1». В данной статье представлены основные выводы данного исследования, касающиеся анализа состояния и перспектив развития машиностроительного комплекса Казахстана.

1. Евразийский банк развития (ЕАБР) – международная финансовая организация. Его государствами-участниками являются Россия, Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Армения и Кыргызстан.

Машиностроение является важнейшей отраслью экономики любого индустриально развитого государства. Производя всевозможное оборудование, машины, станки, приборы, а также товары для населения, машиностроение обеспечивает стабильность деятельности агропромышленного комплекса, энергетического и металлургического секторов, транспорта и других ключевых отраслей экономики.

Устойчивое развитие и надежное функционирование машиностроения во многом определяют энергоемкость и материалоемкость экономики, производительность труда, уровень экологической безопасности промышленного производства и, в конечном итоге, экономическую безопасность страны.

Сегодня Казахстан характеризуется наличием не только богатых природных ресурсов, но и довольно развитой промышленностью. По итогам III квартала 2012 года в структуре ВВП республики доля промышленности составляла 32,2%, в том числе 18,5% приходилось на горнодобывающую и 11,5% – на обрабатывающую промышленность.Вместе с тем исторически сложившаяся структура экономики с преобладанием сырьевого сектора сделала Казахстан зависимым от импорта продукции высоких переделов, в частности от машиностроительной, потребность в которой растет с каждым годом.

Состояние отрасли

В настоящий момент в Казахстане сегмент машиностроения создает лишь 0,6% валовой добавленной стоимости (ВДС). Тот же показатель в России равен 2,9%. Однако и это относительно немного по сравнению со странами, лидирующими в сфере производства машиностроительной продукции. Так, в Германии на ее долю приходится 8,1% ВДС, в Японии – 7,2%. Примечательно, что в Беларуси данный показатель сопоставим с немецким или японским и достигает 7,1%.

Такое положение дел связано с тем, что после распада Советского Союза, сопровождавшегося разрывом экономических связей, в Казахстане произошло резкое снижение объемов производства. Машиностроение оказалось в плачевном состоянии, при этом признаки восстановления отрасли появились только в начале 2000-х годов.

Динамика ВДС машиностроения Казахстана характеризуется высокими темпами роста в 2006–2007 годах, ухудшением показателей в 2008–2009 годах и возобновлением положительного тренда в 2010-м. Как результат, в 2010 году реальная величина ВДС производства машин и оборудования превысила показатели 2006-го на 55%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования – на 24%, а транспортных средств и оборудования – на 117%.

В 2011 году казахстанское машиностроение продолжило рост объемов производства. Так, физический объем продукции машиностроительных видов деятельности, по сравнению с 2010 годом, увеличился на 17%. Лидерами здесь стали производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов – увеличение физического объема выпущенной продукции на 63% и прочих автотранспортных средств – рост на 29%.

Если говорить о структуре машиностроения Казахстана в целом, то сегодня в ней преобладает производство продукции для горно-металлургического и нефтегазового секторов, обеспечивающее внутренний спрос этих отраслей.

В 2011 году выпуск машиностроения (без учета показателей вида деятельности «ремонт и установка транспортных средств») в денежном эквиваленте составил 278,2 млрд тенге ($1,9 млрд), или 1,7% промышленного производства (см. таблицу 1). При этом на выпуск машин и оборудования пришлось 27,8% всего машиностроительного производства, на электрооборудование, электронное и оптическое оборудование – 31,3%, а на транспортные средства и оборудование – 40,9%.

В 2011 году в Казахстане было произведено 8,2 тыс. легковых и 0,9 тыс. грузовых автомобилей, 330 тыс. телевизоров, а также 66 тыс. стиральных машин (см. таблицу 2).

Анализ импорта и экспорта

Внутренний спрос на машиностроительную продукцию в Казахстане во многом зависит от импортных поставок, за счет которых удовлетворяется 92,1% ее общего потребления.

Так, например, в 2011 году торговый баланс продукции машиностроения был отрицательным и составил -$13,2 млрд. Казахстан является нетто-импортером данной продукции по всем рассматриваемым видам экономической деятельности. При этом экспорт машиностроительной продукции республики был равен всего $0,7 млрд, из которых $0,35 млрд пришлось на оборудование, $0,29 млрд – на электрооборудование, $0,06 млрд – на транспортные средства.

В свою очередь, самыми крупными статьями казахстанского импорта в 2011 году были электронные компоненты, аппаратура для радио, телевидения и связи – $1,8 млрд, электрические машины и электрооборудование, а также железнодорожный подвижной состав – по $1,5 млрд соответственно.

Согласно прогнозам, в ближайшие годы экономика республики будет динамично развиваться и, следовательно, потребность в машиностроительной продукции возрастет. Однако объемы выпуска казахстанского машиностроения сейчас относительно невелики, и оно в любом случае не в состоянии полностью удовлетворить спрос местных потребителей. Поэтому массовое импортозамещение в условиях экономического роста Казахстана маловероятно, и более того, по многим позициям оно нецелесообразно, так как для создания новых машиностроительных отраслей требуются огромные ресурсы.

Экспорт продукции казахстанского машиностроения невелик: в 2011 году он был равен 0,4% ВВП (наименьший показатель среди стран ЕЭП) и ориентирован прежде всего на российский рынок. И хотя трудно ожидать его многократного увеличения, все же по некоторым товарным группам (подшипники, электрооборудование), учитывая создание Единого экономического пространства, можно прогнозировать определенный рост экспортных потоков.

Отличительной чертой этой отрасли является преобладание сборочных производств в автомобилестроении, железнодорожном и сельскохозяйственном машиностроении.

При этом локомотивом будущего роста казахстанского машиностроительного комплекса является его транспортный сегмент. В стране растет число новых предприятий по промышленной сборке автомобилей, электровозов и тепловозов, а также летательных аппаратов. В скором времени увеличивающиеся мощности железнодорожного машиностроения должны решить задачи по восполнению и обновлению парка подвижного состава.

Проблемы и перспективы

Между тем в отрасли существуют системные проблемы, которые, на наш взгляд, не удастся полностью решить даже в среднесрочной перспективе. Наиболее острая из них – отсутствие мощностей по производству компонентной базы, адекватной линейкам собираемой в стране техники. К примеру, только одному национальному оператору железнодорожной отрасли – АО «НК «Қазақстан темір жолы» требуется запасных частей по 2800 позициям, из которых лишь 500 покрывают местные производители.

Второй по значимости проблемой является отсутствие мощностей в ключевой для всех сегментов машиностроения отрасли – станкостроении. При этом необходимо отметить, что деградация станочного парка и трудности с поставками комплектующих для сборочных производств присущи машиностроению всех стран СНГ.

Еще одной ключевой проблемой развития отрасли является отсутствие доступного финансирования. В результате машиностроительные предприятия часто не имеют возможности инвестировать в расширение или модернизацию производства, что ведет к технологическому отставанию и низкому уровню производительности труда. Поэтому совершенствование системы финансирования машиностроения, в том числе через институты развития, может кардинально улучшить состояние отрасли.

Отрицательное влияние на деятельность предприятий комплекса также оказывают высокие транспортные издержки и энергоемкость производства, которые приводят к низкому уровню рентабельности и ценовой конкурентоспособности их продукции. Высокий износ основных фондов, устаревшее оборудование и технологии не позволяют обеспечить рентабельность производства.

Вступление крупнейших экономик региона – России и Казахстана в ВТО приведет к обострению конкуренции на рынке между местными и зарубежными производителями. Сама по себе такая конкуренция может иметь и позитивные последствия, однако, если учитывать описанные выше проблемы, положение некоторых подотраслей машиностроительного комплекса может серьезно ухудшиться.

Причем проблемы могут возникнуть даже у иностранных машиностроительных компаний, имеющих в государствах СНГ предприятия по промышленной сборке, производству отдельных узлов и комплектующих. В условиях высоких импортных пошлин на ввоз готовой продукции запуск этих предприятий был экономически оправдан. В случае неизбежного снижения таких пошлин темпы развертывания заводов промышленной сборки и дальнейшей локализации производства в странах региона могут резко снизиться.

С другой стороны, при вступлении в ВТО предусмотрены переходные периоды по изменению таможенных тарифов на продукцию машиностроения, что позволит реализовать меры, необходимые для ограничения негативных последствий этого шага.

Возвращаясь к казахстанским реалиям, необходимо отметить, что рост благосостояния населения вкупе с относительно невысокой его обеспеченностью легковыми автомобилями и товарами длительного пользования будет «разогревать» спрос на продукцию тех подотраслей машиностроения, которые ориентированы на потребительский рынок (этот процесс идет уже несколько лет). Одновременно потребность в обновлении мощностей различных секторов национальной экономики простимулирует спрос на продукцию инвестиционного машиностроения.

В таблице 3 представлен SWOT-анализ текущих преимуществ и недостатков отрасли, потенциальных возможностей и угроз, сгруппированных в соответствии с их источником (внутренним состоянием машиностроения или внешней по отношению к нему средой).

Анализ экспорта и импорта отрасли показал, что в кратко- и среднесрочной перспективе она вряд ли способна занять прочное место на мировом рынке. Казахстану следует также ожидать увеличения импорта некоторых видов машиностроительной продукции.

Тем не менее устранение основных проблем развития могло бы повысить его экспортный потенциал и снизить зависимость от импорта, а из-за быстро растущего внутреннего спроса на машиностроительную продукцию предприятиям было бы целесообразно ориентироваться на внутренний рынок.

Интеграционные процессы

Одной из наиболее важных и реальных возможностей развития машиностроения в современных условиях является сотрудничество между странами СНГ. Это будет способствовать увеличению производства и экспорта продукции, расширению источников привлечения инвестиций и внедрению новых технологий.

Так, например, в Казахстане в последнее время получило развитие производство транспортных средств (железнодорожных, автомобильных), в том числе на совместных с белорусскими и российскими компаниями предприятиях, поставляющих продукцию на общий рынок. Так, с 2003 года АО «Азия Авто» выпускает в Усть-Каменогорске российские автомобили ВАЗ. Кокшетауское АО «КАМАЗ-Инжиниринг» является совместным казахстанско-российским проектом по производству автомобильной техники модельного ряда КАМАЗ. Базирующееся в Костанае АО «АгромашХолдинг» совместно с российскими компаниями выпускает двигатели и различную сельскохозяйственную технику.

В конце 2012 года в Индустриальном парке Астаны с участием Президента РК Нурсултана Назарбаева был запущен электровозостроительный завод ТОО «Электровоз құрастыру зауыты» (ЭКЗ). В соответствии с кредитным договором, ЕАБР открыл ему кредитную линию сроком на 10 лет в объеме 10 млрд тенге (свыше $66 млн). ЭКЗ является совместным предприятием между АО НК «Қазақстан темір жолы», французской корпорацией Alstom Holdings (один из мировых лидеров в производстве техники и оборудования для железнодорожного транспорта) и ЗАО «Трансмашхолдинг» (крупнейшая российская компания в области транспортного машиностроения). На ЭКЗ будут выпускаться четырех-, шести- и восьмиосные электровозы с асинхронными тяговыми двигателями, предназначенные как для грузовых, так и пассажирских железнодорожных перевозок. Комплектующие для их производства будут поставлять Alstom и «Трансмашхолдинг». Ежегодная мощность завода составит около 100 секций электровозов. И хотя они предназначены в первую очередь для растущих нужд казахстанских железных дорог, ожидается, что до 40% продукции ЭКЗ будет экспортироваться в страны СНГ.

За последние два года в Казахстане организовано 12 предприятий по сборке белорусской техники. Сегодня в республике собирается техника и оборудование ПО «БелАЗ», РУП «МТЗ», ПО «Гомсельмаш», ОАО «Минский моторный завод», ОАО «Минский автомобильный завод», РУП «Завод «Могилевлифтмаш», ОАО «Бобруйскагромаш» и ОАО «Белкард».

Таким образом, в рамках ЕЭП перспективы развития казахстанского машиностроения расширились за счет более выгодных условий по созданию новых производств и открытия достаточно емкого рынка сбыта, необходимого для экономически целесообразного масштабного производства машиностроительной продукции.

«Машиностроение должно стать локомотивом следующего витка индустриального развития Казахстана», – заявил Глава государства Нурсултан Назарбаев, отмечая динамику стабильного роста этой важной отрасли экономики.

Так, согласно статистике, за первую пятилетку индустриализации объем производства в отрасли увеличился с 376 млрд тенге в 2010 году до 854 млрд тенге в 2013 году. Полученный в 2014 году объем в 870 млрд тенге, ниже предполагаемого 1 трлн тенге, эксперты отрасли объясняют спадом мировой экономики. 

В экономически развитых и развивающихся странах на долю машиностроительных производств приходится от 30 до 50% и более общего объема выпуска промышленной продукции. Например, в Германии – 53,6%, Японии – 51,5%, Англии – 39,6%, Италии – 36,4%, Китае – 35,2%. Доля продукции машиностроения в ВВП стран Евросоюза составляет 36–45%. Эксперты рынка отмечают, что прибыль, получаемая от машиностроительной отрасли, обеспечивает полное техническое перевооружение всей промышленности развитых стран мира каждые 8–10 лет. 

При этом, согласно данным Международного торгового центра (Агентство по техническому сотрудничеству конференции ООН по торговле и развитию и ВТО. – Ред.), в общем объеме всего импорта Казахстана за 2014 год на долю продукции машиностроения приходится 44%. Таким образом, у нас почти половину завозимых товаров составляет продукция машиностроения.

Отмечается, что в отраслевые прио­ритеты индустриально-инновационного развития на среднесрочную перспективу включены шесть подотраслей машиностроения: нефтегазовое; транспортное (включая автомобилестроение); горнорудное; электротехническое; сельскохозяйственное; оборонное. Такой приоритет обеспечивает им государственную поддержку.

Эксперты отрасли акцентируют, что в связи с кризисными явлениями в мировой экономике за первое полугодие 2015 года доля машиностроения в общем объеме промышленного производства в сравнении с аналогичным периодом прошлого года не выросла, оставшись на уровне 4,1%.

Автомобилестроение нарастить в контакте

Отрасль автомобилестроения наиболее сильно пострадала вследствие ухудшения экономической ситуации в РФ и девальвации рубля. Кроме того, с 1 января 2015 года отменены НДС и акцизы на автомобили, ввозимые физическими лицами через российско-казахстанскую границу, что усугубило состояние рынка. По итогам I квартала 2015 года зафиксирован антирекорд: свыше 107 тыс. новых и подержанных автомобилей поступило на территорию республики по "серым" каналам, 74% объемов теневого импорта пришлось на б/;у автомобили. Вследствие роста неорганизованной торговли «серый» сегмент отечественного авторынка в 4 раза превысил сбыт официальных дилеров и в 40 раз превзошел продажи автомобилей казахстанской сборки. 

В результате за 6 месяцев 2015 года объем производства автотранспортной техники составил 45 млрд тенге, ИФО – 54,2%. Наибольший спад наб­людается в производстве легковых автомобилей – на 55,4% (7 901 ед.). При этом наблюдается рост производства автобусов для перевозки 10 или более человек на 19,3% (167 ед.), грузовых авто – на 62,1% (726 ед.) и специальных авто – на 44,0% (36 ед.). 

По итогам 2015 года в секторе ожидается снижение объема производства более чем в 2,5 раза по сравнению с 2014 годом.

Стратегия дальнейшего развития автомобильной промышленности Республики Казахстан базируется на сотрудничестве отечественных компаний с мировыми лидерами, такими как Renault-Nissan-Avtovaz, по проекту строительства автозавода полного цикла и технопарка, и Jac, по проекту производства легковых автомобилей, с целью увеличения объемов производств, повышения уровня локализации, конкурентоспособности и, соответственно, наращивания экспортного потенциала.

Машины для железнодорожного сегмента

В железнодорожном машинострое­нии также наблюдается спад объемов производства в связи со снижением заказов со стороны АО "НК "Қазақстан темір жолы". По итогам 6 месяцев 2015 года объем производства железнодорожной техники составил 12,8 млрд тенге, ИФО – 41,1%. При этом производство локомотивов и пассажирских вагонов не осуществлялось, а производство грузовых вагонов снижено на 83,4% (50 ед.). Тем не менее сектор железнодорожного машиностроения имеет огромный потенциал ввиду наличия в Казахстане значительных железнодорожных сетей, а также транзитного месторасположения между Европой и Азией. 

В настоящее время в данном секторе машиностроения уже успешно работают крупные международные ТНК, такие как General Electric, Talgo и Alstom. Ключевые системообразующие предприятия сектора – АО "Локомотив құрастыру зауыты", ТОО "Электровоз құрастыру зауыты", ТОО "Тұлпар-Тальго". 

Основной задачей являются экспорт готовой продукции на сопредельные рынки, локализация производства комплектующих и поиск новых рынков сбыта. При этом необходимо отметить, что в текущем году осуществлена первая поставка на экспорт отечественных локомотивов.

Электрооборудование высокой локализации 

Сектор электрического оборудования в Казахстане значительно диверсифицирован, уровень локализации продукции доходит до 80–90%. Следует подчеркнуть, что это единственный сектор машиностроения, где имеется подобный уровень локализации. 
К основным экспортируемым товарам относятся трансформаторы, аккумуляторы, кабели. Ведущими рынками сбыта продукции являются РФ, страны Центральной Азии и СНГ. 

Крупные предприятия сектора – TOО "Кайнар-АКБ", АО "Алматинский вентиляторный завод", АО "Казэнергокабель", ТОО "ZHERSU Power". Градообразующим предприя­тием сектора является АО "Кентауский трансформаторный завод".

Производство электрического оборудования за I полугодие 2015 года составило 26,3 млрд тенге, ИФО – 99,8%. Наблюдается увеличение объемов производств котлов на 17,6%, радиаторов – на 17%, электроприборов – на 63,8% и осветительного оборудования – на 177,1%. При этом снизилось производство электрических трансформаторов на 25,4%, высоковольтной аппаратуры – на 55,1%, аккумуляторов – на 38,2%, конденсаторов – на 10,3%, кабелей волоконно-оптических – на 67%, проводов – на 13,7%.

Потребности нефтегазового сектора 

Нефтегазовое машиностроение является одним из ключевых секторов отечественного машиностроения ввиду наличия крупных нефтяных месторождений на территории Респуб­лики Казахстан. Главной задачей предприя­тий нефтегазового машиностроения является удовлетворение потребностей крупных недропользователей, расположенных преимущественно на западе страны. Аналитики считают, что снижение цен на нефть, а также отсрочка запуска Кашагана на неопределенный период могут негативно отразиться на производстве машин и оборудования в нефтегазовом секторе.

По итогам I полугодия 2015 года наб­людается спад на 16,7%, объем производства составил 8,1 млрд тенге. Для отечественного нефтегазового машиностроения сокращение спроса ввиду отсутствия расширения имеющихся неф­тяных месторождений, а также открытия новых приведет к значительному снижению объе­мов производств. При этом также снижается экспортный потенциал предприя­тий с учетом глобальных масштабов ситуации.

Следует подчеркнуть, что сектор нефтегазового машиностроения имеет значительный потенциал ввиду наличия большого латентного спроса в среднесрочной перспективе со стороны крупных недропользователей. По предварительным оценкам, в среднесрочной перспективе спрос на нефтегазовое оборудование составляет не менее 28 млрд долларов.

Механизмы – горнякам

Производство машин и оборудования для горнодобывающей промышленности за I полугодие 2015 года составило 16,5 млрд тенге, ИФО – 99,8%. Наблюдается снижение объемов производства машин и оборудования для металлургии на 74,7%, техники для горнодобывающей промышленности, подземной разработки и строительства – на 34,9%.

Сектор машиностроения для горно-металлургического комплекса в основном ориентирован на внутреннее потребление. В секторе преобладает значительный объем импорта. При этом за I полугодие 2015 года закуп машиностроительной продукции системообразующими предприятиями составил 38,2 млрд тенге, а доля оте­чественной продукции в закупе составила 3,1% (1,2 млрд тенге). Основной задачей предприятий сектора является удовлетворение потребностей крупных предприятий ГМК, расположенных преимущественно в центральной части, на востоке и севере страны. 

Между тем в новой экономической реальности к системообразующим предприятиям должны быть предъявлены требования не только по сохранению рабочих мест, но и по созданию смежных производств с заключением «оффтейк»-контрактов, то есть долгосрочных договоров на сбыт будущей продукции.

Неиссякаемый потенциал сельхозтехники 

Как известно, Казахстан занимает 7-е место в мире по экспорту зерна. Основными рынками – импортерами казахстанской пшеницы являются такие страны, как Афганистан, Иран, Турция, государства Европейского союза, СНГ, Северной Африки. В связи с этим потенциал для развития сельхозмашиностроения в части зерноуборочной техники и техники по глубокой переработке сельхозпродукции остается неисчерпаемым. 

В настоящее время основное производство запасных частей к сельскохозяйственной технике, как и сборка комбайнов, сосредоточено в Костанайской области. Среди предприятий сектора можно выделить АО "АгромашХолдинг", ТОО "Агротехмаш", ТОО "Дон Мар", ТОО "СП "АзовАралАгромаш". 

По итогам I полугодия 2015 года наблюдается небольшой спад – на 8,2%, объем производства составил 8,1 млрд тенге. Увеличено производство тракторов на 19,1% (635 ед.), жаток – на 0,8% (126 ед.). При этом снижено производство зерноуборочных комбайнов на 12,2% (172 ед.).

Производство сельскохозяйственного машиностроения ориентировано прежде всего на внутреннее потребление. Поэтому, отмечают эксперты рынка, необходимо наладить систему поставщиков комплектующих вокруг крупных предприятий по производству сельхозтехники. До сих пор в стране сохраняется сильная зависимость от импортных комплектующих. При этом следует сделать основной упор на развитие предприятий малого и среднего бизнеса, что, в свою очередь, окажет положительный эффект на рынок труда.

Вместе с тем вице-министр признал неготовность ведомства к переменам в экономической ситуации в мире в начале года.

Машиностроительная отрасль начинает выходить из кризиса после резкого падения производительности на 29%. Так, за месяц был продемонстрирован рост в 119%. Эти цифры озвучил первый вице-министр по инвестициям и развитию РК Альберт Рау, выступая на III Форуме машиностроителей Казахстана,

«Если брать с начала года, то в целом по отрасли падение составило 29%. Но есть и хорошая новость – август к июлю продемонстрировал 119% роста. Это говорит о том, что шок преодолен. Приспособились к ситуации и начали восстанавливаться. На подъем в июле–августе повлияло то, что Правительство и Президент выделили первый транш, средства из которого пошли в том числе на автокредитование. Таким образом стимулируется спрос. Но самое главное, что мы этот инструмент внедрили», – заметил Рау.

Вице-министр напомнил,что в первую пятилетку была увеличена производительность отрасли машиностроения почти в 2 раза. 

«Появились очень динамично развивающиеся секторы. В новой пятилетке из 14 секторов 6 было отведено под машиностроение. Таким образом Президент поддержал отрасль в целом и автопром в частности. Но, как говорят, чем выше находишься, тем больнее падать. Поэтому все, что произошло в экономике, наиболее остро отразилось на машиностроении», – добавил он.

Рау также отметил, что курс на экспорт и импортозамещение не является новшеством.

«У нас в первой пятилетке была формула, которая частично перешла во вторую пятилетку, – это импортозамещение. Напомню, что почти все отрасли машиностроения были заточены под то, что 80% продукции – это импорт. При том, что есть стабильное потребление во всех секторах (горно-металлургическом, сельскохозяйственном и других), и это на долгие годы составляло основу нашей страны. Поэтому мы выстраивали импортозамещение, но с фокусом на экспорт, и экспорт уже начал работать, когда мы начали поставлять локомотивы. За первую пятилетку мы вообще в разных секторах машиностроения наработали хороший экспортный потенциал», – сказал Рау.

Вице-министр признал, что на начало года ведомство оказалось неготовым к новым вызовам. 

«Когда случилась девальвация рубля, упали цены на нефть и продукцию ГМК, естественно, это мы с вами (автопром – Прим. ред.) сразу почувствовали. Автопром, который внутри машиностроения, также продемонстрировал отрицательную динамику более чем на 50%. Надо признать, что и мы, как отраслевой орган, были не готовы к тому, что произошло у нас в январе. Мы ничего не могли сделать в ситуации, когда народ «рванул» в Россию за машинами, везде появились «серые дилеры», – отметил Рау. 

По его словам, следствием потрясений стало снижение объемов инвестиций.

«Нам будет трудно выйти на объемы прошлого года. Принятые меры были приняты несколько запоздало. Когда мы начали совершенствовать технический регламент о колесных транспортных средствах, который вступил в силу с 1 января 2015 года, мы смогли внести изменения, предусматривающие соответствие данному регламенту импорта из стран Таможенного союза, это было сделано еще до вступления Кыргызстана в союз. Кроме того, «серые дилеры». Идет дискуссия о том, что мы лицензировали импорт. В Интернете наши оппоненты шумят и подают на нас в суд, забыв о том, что в Европе автомобилями можно торговать только по генеральной доверенности производителя», – сообщил вице-министр.

Кроме того, Рау прокомментировал слухи об «изъятии» у казахстанцев старых автомобилей.

«Когда я рассказывал о том, что старые автомобили, снятые с учета, необходимо утилизировать, кто-то пустил слух, что будут изымать машины у народа. Никто ничего изымать не собирается», – заверил Рау, пояснив, что утилизация отслуживших свое автомобилей – возможность, вводимая для удобства владельцев «неликвидных» авто.

«Машиностроение должно стать локомотивом следующего витка индустриального развития Казахстана», – заявил Глава государства Нурсултан Назарбаев, отмечая динамику стабильного роста этой важной отрасли экономики. Так, согласно статистике, за первую пятилетку индустриализации объем производства в отрасли увеличился с 376 млрд тенге в 2010 году до 854 млрд тенге в 2013 году. Полученный в 2014 году объем в 870 млрд тенге, ниже предполагаемого 1 трлн тенге, эксперты отрасли объясняют спадом мировой экономики.

В экономически развитых и развивающихся странах на долю машиностроительных производств приходится от 30 до 50% и более общего объема выпуска промышленной продукции. Например, в Германии – 53,6%, Японии – 51,5%, Англии – 39,6%, Италии – 36,4%, Китае – 35,2%. Доля продукции машиностроения в ВВП стран Евросоюза составляет 36–45%. Эксперты рынка отмечают, что прибыль, получаемая от машиностроительной отрасли, обеспечивает полное техническое перевооружение всей промышленности развитых стран мира каждые 8–10 лет. 

При этом, согласно данным Международного торгового центра (Агентство по техническому сотрудничеству конференции ООН по торговле и развитию и ВТО. – Ред.), в общем объеме всего импорта Казахстана за 2014 год на долю продукции машиностроения приходится 44%. Таким образом, у нас почти половину завозимых товаров составляет продукция машиностроения.

Отмечается, что в отраслевые прио­ритеты индустриально-инновационного развития на среднесрочную перспективу включены шесть подотраслей машиностроения: нефтегазовое; транспортное (включая автомобилестроение); горнорудное; электротехническое; сельскохозяйственное; оборонное. Такой приоритет обеспечивает им государственную поддержку.
Эксперты отрасли акцентируют, что в связи с кризисными явлениями в мировой экономике за первое полугодие 2015 года доля машиностроения в общем объеме промышленного производства в сравнении с аналогичным периодом прошлого года не выросла, оставшись на уровне 4,1%.

Отрасль автомобилестроения наиболее сильно пострадала вследствие ухудшения экономической ситуации в РФ и девальвации рубля. Кроме того, с 1 января 2015 года отменены НДС и акцизы на автомобили, ввозимые физическими лицами через российско-казахстанскую границу, что усугубило состояние рынка. По итогам I квартала 2015 года зафиксирован антирекорд: свыше 107 тыс. новых и подержанных автомобилей поступило на территорию республики по «серым» каналам, 74% объемов теневого импорта пришлось на б/у автомобили. Вследствие роста неорганизованной торговли «серый» сегмент отечественного авторынка в 4 раза превысил сбыт официальных дилеров и в 40 раз превзошел продажи автомобилей казахстанской сборки. 

В результате за 6 месяцев 2015 года объем производства автотранспортной техники составил 45 млрд тенге, ИФО – 54,2%. Наибольший спад наб­людается в производстве легковых автомобилей – на 55,4% (7 901 ед.). При этом наблюдается рост производства автобусов для перевозки 10 или более человек на 19,3% (167 ед.), грузовых авто – на 62,1% (726 ед.) и специальных авто – на 44,0% (36 ед.). 

По итогам 2015 года в секторе ожидается снижение объема производства более чем в 2,5 раза по сравнению с 2014 годом.

Стратегия дальнейшего развития автомобильной промышленности Республики Казахстан базируется на сотрудничестве отечественных компаний с мировыми лидерами, такими как Renault-Nissan-Avtovaz, по проекту строительства автозавода полного цикла и технопарка, и Jac, по проекту производства легковых автомобилей, с целью увеличения объемов производств, повышения уровня локализации, конкурентоспособности и, соответственно, наращивания экспортного потенциала.

В железнодорожном машинострое­нии также наблюдается спад объемов производства в связи со снижением заказов со стороны АО «НК «Қазақстан темір жолы». По итогам 6 месяцев 2015 года объем производства железнодорожной техники составил 12,8 млрд тенге, ИФО – 41,1%. При этом производство локомотивов и пассажирских вагонов не осуществлялось, а производство грузовых вагонов снижено на 83,4% (50 ед.). Тем не менее сектор железнодорожного машиностроения имеет огромный потенциал ввиду наличия в Казахстане значительных железнодорожных сетей, а также транзитного месторасположения между Европой и Азией. В настоящее время в данном секторе машиностроения уже успешно работают крупные международные ТНК, такие как General Electric, Talgo и Alstom. Ключевые системообразующие предприятия сектора – АО «Локомотив құрастыру зауыты», ТОО «Электровоз құрастыру зауыты», ТОО «Тұлпар-Тальго». 

Основной задачей являются экспорт готовой продукции на сопредельные рынки, локализация производства комплектующих и поиск новых рынков сбыта. При этом необходимо отметить, что в текущем году осуществлена первая поставка на экспорт отечественных локомотивов.

Электрооборудование высокой локализации 

Сектор электрического оборудования в Казахстане значительно диверсифицирован, уровень локализации продукции доходит до 80–90%. Следует подчеркнуть, что это единственный сектор машиностроения, где имеется подобный уровень локализации. 

К основным экспортируемым товарам относятся трансформаторы, аккумуляторы, кабели. Ведущими рынками сбыта продукции являются РФ, страны Центральной Азии и СНГ. 

Крупные предприятия сектора – TOО «Кайнар-АКБ», АО «Алматинский вентиляторный завод», АО «Казэнергокабель», ТОО «ZHERSU Power». Градообразующим предприя­тием сектора является АО «Кентауский трансформаторный завод».

Производство электрического оборудования за I полугодие 2015 года составило 26,3 млрд тенге, ИФО – 99,8%. Наблюдается увеличение объемов производств котлов на 17,6%, радиаторов – на 17%, электроприборов – на 63,8% и осветительного оборудования – на 177,1%. При этом снизилось производство электрических трансформаторов на 25,4%, высоковольтной аппаратуры – на 55,1%, аккумуляторов – на 38,2%, конденсаторов – на 10,3%, кабелей волоконно-оптических – на 67%, проводов – на 13,7%.

Нефтегазовое машиностроение является одним из ключевых секторов отечественного машиностроения ввиду наличия крупных нефтяных месторождений на территории Респуб­лики Казахстан. Главной задачей предприя­тий нефтегазового машиностроения является удовлетворение потребностей крупных недропользователей, расположенных преимущественно на западе страны. Аналитики считают, что снижение цен на нефть, а также отсрочка запуска Кашагана на неопределенный период могут негативно отразиться на производстве машин и оборудования в нефтегазовом секторе.

По итогам I полугодия 2015 года наб­людается спад на 16,7%, объем производства составил 8,1 млрд тенге. Для отечественного нефтегазового машиностроения сокращение спроса ввиду отсутствия расширения имеющихся неф­тяных месторождений, а также открытия новых приведет к значительному снижению объе­мов производств. При этом также снижается экспортный потенциал предприя­тий с учетом глобальных масштабов ситуации.

Следует подчеркнуть, что сектор нефтегазового машиностроения имеет значительный потенциал ввиду наличия большого латентного спроса в среднесрочной перспективе со стороны крупных недропользователей. По предварительным оценкам, в среднесрочной перспективе спрос на нефтегазовое оборудование составляет не менее 28 млрд долларов.

Производство машин и оборудования для горнодобывающей промышленности за I полугодие 2015 года составило 16,5 млрд тенге, ИФО – 99,8%. Наблюдается снижение объемов производства машин и оборудования для металлургии на 74,7%, техники для горнодобывающей промышленности, подземной разработки и строительства – на 34,9%.

Сектор машиностроения для горно-металлургического комплекса в основном ориентирован на внутреннее потребление. В секторе преобладает значительный объем импорта. При этом за I полугодие 2015 года закуп машиностроительной продукции системообразующими предприятиями составил 38,2 млрд тенге, а доля оте­чественной продукции в закупе составила 3,1% (1,2 млрд тенге). Основной задачей предприятий сектора является удовлетворение потребностей крупных предприятий ГМК, расположенных преимущественно в центральной части, на востоке и севере страны. 

Между тем в новой экономической реальности к системообразующим предприятиям должны быть предъявлены требования не только по сохранению рабочих мест, но и по созданию смежных производств с заключением «оффтейк»-контрактов, то есть долгосрочных договоров на сбыт будущей продукции.

Как известно, Казахстан занимает 7-е место в мире по экспорту зерна. Основными рынками – импортерами казахстанской пшеницы являются такие страны, как Афганистан, Иран, Турция, государства Европейского союза, СНГ, Северной Африки. В связи с этим потенциал для развития сельхозмашиностроения в части зерноуборочной техники и техники по глубокой переработке сельхозпродукции остается неисчерпаемым. 

В настоящее время основное производство запасных частей к сельскохозяйственной технике, как и сборка комбайнов, сосредоточено в Костанайской области. Среди предприятий сектора можно выделить АО «АгромашХолдинг», ТОО «Агротехмаш», ТОО «Дон Мар», ТОО «СП «АзовАралАгромаш». 

По итогам I полугодия 2015 года наблюдается небольшой спад – на 8,2%, объем производства составил 8,1 млрд тенге. Увеличено производство тракторов на 19,1% (635 ед.), жаток – на 0,8% (126 ед.). При этом снижено производство зерноуборочных комбайнов на 12,2% (172 ед.).

Производство сельскохозяйственного машиностроения ориентировано прежде всего на внутреннее потребление. Поэтому, отмечают эксперты рынка, необходимо наладить систему поставщиков комплектующих вокруг крупных предприятий по производству сельхозтехники. До сих пор в стране сохраняется сильная зависимость от импортных комплектующих. При этом следует сделать основной упор на развитие предприятий малого и среднего бизнеса, что, в свою очередь, окажет положительный эффект на рынок труда.

Несмотря на ситуацию, сложившуюся в мировой экономике, в Казахстане машиностроение в нефтегазовой отрасли развивается на должном уровне.

Экспортировать комплектующее оборудование в нефтегазовой отрасли в страны Таможенного союза и ЕАЭС намерен Казахстан. Об этом сегодня сообщил председатель правления Союза машиностроителей РК, депутат Мажилиса Парламента Мейрам Пшембаев на брифинге в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК.

Как отметил Пшембаев, несмотря на ситуацию, сложившуюся в мировой экономике, в Казахстане машиностроение в нефтегазовой отрасли развивается на должном уровне.

«Конечно, ситуация в мире не может не влиять на положение вещей в нашей стране, на нашу отрасль. Во всем мире большинство компаний сокращают свои инвестиционные расходы, замораживают проекты. Тем не менее у нас объемов существенного снижения в этой отрасли нет. Объемы выпускаемой отечественными производителями продукции нефтегазового оборудования: насосы, нефтяные качалки, емкости под высоким давлением, другие различные детали, выпускаемые казахстанским машиностроением, на регулярной основе поставляются на рынок и реализуются», – сказал мажилисмен.

Кроме того, по его словам, есть отдельные части комплектующих (1 тысяча наименований), поставляемых на рынок отечественным производителем.

«Этот процесс был запущен 5 лет назад в ходе реализации первой пятилетки госпрограммы "инновационного развития». За этот отрезок времени нефтегазовое машиностроение очень динамично развивалось», – отметил Мейрам Пшембаев. 

«В этом году, даже несмотря на определенные сокращения объемов, казахстанское машиностроение намерено отдельные виды продукции нефтегазового сектора поставлять в страны Таможенного союза и ЕАЭС», – добавил спикер.

На ближайшие годы потребность в кадрах на предприятиях страны составит порядка 46 тысяч человек. В министерстве образования и науки подготовили новые образовательные программы, с помощью которых чиновники намерены обеспечить специалистами приоритетные отрасли промышленности.

Обеспечение квалифицированными кадрами предприятий во второй пятилетке индустриализации – это одна из главных и важнейших задач для профильного ведомства на ближайшие годы. В связи с этим и для реализации новой экономической политики «Нурлы жол», по словам вице-министра образования и науки РК Есенгазы Имангалиева, разработана программа развития базовых вузов и колледжей.

– Программа предусматривает три важных аспекта – это разработка новых образовательных программ, размещение государственного заказа под потребности проектов ГПИИР и обновление лабораторной базы в соответствии с новыми программами, – сказал чиновник на площадке СЦК при Президенте РК.

При этом он добавил, что среди приоритетных сфер, для которых будут готовить специалистов, определены металлургия, нефтегазохимия, электроэнергетика, легкая и пищевая промышленность, агропромышленный комплекс, машиностроение и информационно-коммуникационные технологии.

Как проинформировал Имангалиев, работа с изменением образовательных программ уже начата:

– Для подготовки высококлассных специалистов для предприятий, создаваемых в рамках второй пятилетки, в текущем году планируется разработать 24 новые образовательные программы, создать 24 новые лаборатории при ведущих вузах страны.

Надо отметить, что к этой деятельности казахстанские чиновники от Минобразования планируют привлечь представителей зарубежных вузов-партнеров. Кроме того, программы будут привязаны к конкретным проектам индустриализации. Таким образом, начиная с нового учебного года в текущем году в базовых альма-матер обучение магистрантов будет осуществляться по новым программам. По его данным, на их разработку на 2015–2017 годы ежегодно будет выделяться по 962 миллиона тенге. 


Имангалиев отметил, что до 2019 года в Казахстане будет реализовано 257 региональных и республиканских проектов и потребность в специалистах составит порядка 46 тысяч человек.
В развитии темы он сообщил, что в сфере технического и профессионального образования также были заключены договоры между холдингом «Кәсіпқор» и 10 колледжами по их развитию. Для повышения кадрового потенциала и для обеспечения потребности объектов индустриализации в техническом персонале на 2017 и 2018 год разработают еще 16 образовательных программ с участием работодателей для дальнейшего внедрения в 10 колледжах.

– С 2015 года в двух колледжах – Высшей технической школе в Кокшетау и Актюбинском политехническом колледже – начинают апробироваться 8 образовательных программ. Еще 8 программ будут внедряться со следующего года. Сейчас ведется работа по согласованию образовательных программ с предприятиями и работодателями, вводимыми в учебный процесс с 1 сентября этого года, – пояснил вице-министр.

В заключение Имангалиев дополнил, что на обеспечение новыми технологиями также определены 57 учебно-производственных мастерских и лабораторий.

Принимавший участие в том же брифинге вице-министр здравоохранения и социального развития РК Биржан Нурымбетов заявил, что в результате индустриализации только в текущем году работу получат более трехсот тысяч казахстанцев.  

– Сегодня в Казахстане имеется 455 тыс. безработных и 585 тыс. занятых непродуктивным трудом. Индустриализация страны дает возможность трудо­устройства для этих категорий граждан. В текущем году в рамках комплексных планов содействия занятости регионов и программы «Дорожная карта занятости – 2020» мы планируем трудоустроить более 322 тыс. безработных и самозанятых граждан, – сообщил Биржан Нурымбетов.

По его словам, за пять месяцев текущего года на предприятиях, социальных рабочих местах, молодежной практике и общественных работах уже трудоустроено 153 тыс. человек. Также более 5 тыс. человек были направлены на обучение, переподготовку или повышение квалификации.

В прошлом году здесь было сдано в эксплуатацию 107 тысяч кв. метров жилья. Впервые за долгие годы Семей сумел перешагнуть стотысячную планку, обеспечив новым и комфортным жильём несколько сотен семейчан. Об этом и многом другом рассказал горожанам аким Семея Айбек Каримов в ходе ежегодной отчётной встречи с населением.

Взять барьер в жилищном строительстве во многом удалось благодаря крупным инвестициям строительных компаний, построивших жилые дома для земляков на собственные средства. На развитие жилищного строительства из средств республиканского бюджета было выделено 1,5 млрд тенге. Этого хватит на строительство 4 многоэтажных домов. Кроме того, уже сейчас строители Семея подали заявки на строительство не менее 10 жилых домов. Также на средства частных инвесторов на основе договора концессии в 2015 году предстоит построить пять детских садов на 1290 мест.

По словам Айбека Каримова, в целом 2014 год отличился хорошими результатами по многим показателям социально-экономического развития Семейского региона.

Объём промышленной продукции в Семейском регионе за 2014 год в действующих ценах составил 131,9 млрд тенге с ростом на 7,6 процента, или на 9,3 млрд тенге. Здесь значительную роль сыграли несколько факторов. Во-первых, в горнодобывающей промышленности была увеличена добыча угля на 5,8 процента. При этом общий объём производства составил 15,6 млрд тенге. Также увеличен объём производства и в обрабатывающей промышленности. В этой отрасли производства было произведено продукции на сумму 100,5 млрд тенге с ростом к уровню 2013 года на 7,3 процента, или на 6,9 млрд тенге.

Машиностроение в последние годы выходит на ведущие роли в региональной экономике Семея. Благодаря мощным государственным и частным инвестициям эта отрасль обрабатывающего производства сумела за 3-4 года сделать мощный скачок в своём развитии. Так, только за 2014 год рост машиностроения в Семейском регионе произошёл в 1, 4 раза по сравнению с предыдущим годом. И сейчас доля машиностроения в региональной обрабатывающей промышленности составляет 23,5 процента.

Ещё один вектор экономики, который в Семее неуклонно идет вверх – это сектор строительной индустрии, в том числе производство строительных материалов. В прошлом году было выпущено продукции на сумму 19 млрд тенге.

Возрождается в Семее былая слава его предприятий лёгкой промышленности. В этом секторе региональной экономики было произведено продукции на 2 млрд тенге, или в 1,3 раза больше, чем в 2013 году. Но доля лёгкой промышленности в Семее пока составляет лишь 1,6 процента от общего объёма производства.

В целом в промышленность Семея в 2014 году был инвестирован 21 млрд тенге, или 106,6 процента к уровню 2013 года. Среди них 10 проектов, реализованных по программе ФИИР, на которых были созданы 600 новых рабочих мест.

В прошлом году в Семейском регионе были зарегистрированы 34 800 субъектов малого и среднего предпринимательства. В целом же в сфере малого и среднего бизнеса Семея занято 55 тыс. человек. Именно налоговые отчисления этого сектора экономики составляют львиную долю всей доходной части городского бюджета. Этому в немалой степени способствует то, что в Семейском регионе отлично развивается сельское хозяйство. В городе на сегодняшний день насчитывается 664 крестьянских хозяйства, два производственных кооператива, восемь товариществ с ограниченной ответственностью, 11 дачно-садовых кооперативов и более 32 тысяч частных подворий. Объём валовой продукции сельского хозяйства за 2014 год составил 21 млрд тенге, что на 12,3 процента выше, чем в 2013 году.

Безусловно, каждого жителя Семея беспокоит состояние жилищно-коммунального хозяйства города. Эти вопросы в регионе всегда стоят на особом месте у местной исполнительной власти. В первую очередь это модернизация системы теплоснабжения, которая продолжается в Семее с 2006 года. Проблему катастрофической нехватки средств на приобретение топлива пришлось решить за счёт специального правительственного трансферта в 636 млн тенге, ещё 78 млн тенге поступило из средств областного бюджета. Также в прошлом году продолжились работы по расширению и реконструкции ТЭЦ-1 и РК-1 на сумму около 6 млрд тенге.
Также активно велись работы по замене тепловых и водопроводных трасс, электроснабжению и благоустройству города.

Впрочем, как показала отчётная встреча акима с населением, в Семее осталось ещё немало проблем, связанных с ремонтом дорог, освещением, благоустройством и электроснабжением целых микрорайонов. К примеру, по словам одной из жительниц улицы Заезд Шульбинский, она уже девять лет живёт без электричества. В Комсомольском посёлке в то время были выданы десятки разрешений на строительство частных домов, при этом участки выдавались без обеспечения каких бы то ни было коммуникаций. Нет здесь и общественного транспорта.
Проблемы с электроснабжением, точнее, с оплатой услуг поставки электроэнергии уже который год испытывают и жители другой окраины Семея – посёлка Аксаринский. Они жалуются, что в течение 12 лет вынуждены оплачивать все потери электроэнергии сверх показаний счётчиков. С проблемами жителей этих окраин Айбек Каримов пообещал разобраться.

А вот жителям Холодного ключа ещё не скоро придёт пора пользоваться удобным городским водопроводом. Здесь на весь посёлок установлена одна колонка. Люди приходят за водой за несколько километров. По словам Айбека Каримова, изменить ситуацию с водоснабжением здесь может только увеличение мощности водозабора на острове Большой. Была подготовлена проектно-сметная документация, но из-за вынужденной экономии бюджета финансирование этого проекта пока отложено на неопределённый срок.

Кстати, секвестрирование местного бюджета повлекло за собой сворачивание многих социально значимых программ и проектов, которые намечались на 2015 год. Так, вместо капитального ремонта по ул. Би Боранбая начнутся работы на самых проблемных участках. Также по мере пополнения финансирования будет продолжаться ремонт дороги от улицы Дальняя до птицефабрики, которая ждёт своей очереди добрых 30 лет.

За первые семь месяцев 2014 года индекс физического объема производства продукции машиностроения составил 101,2 процента, сообщает сайт today.kz. Общий объем производства – 442,76 миллиарда тенге. Доля машиностроения в республиканском объеме промышленной продукции составляет сейчас 4,1 процента. Всего на 2014 год запланирована реализация 16 инвестиционных проектов.

Эта динамика развития вполне укладывается в вектор, заданный в послании президента «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее». 

– Важно скорректировать и усилить тренд инновационной индустриализации, – заявляет в этом документе президент. 

– Я дал ряд поручений правительству по разработке проекта второй пятилетки форсированного индустриально-инновационного развития на 2016–2019 годы. Нужно ограничить число приоритетов индустриализации.

– В рамках первой пятилетки созданы автомобиле– и авиастроение, производство тепловозов, пассажирских и грузовых вагонов. Их надо расширять, выводить на внешние рынки, – напомнил Глава государства.

Кроме того, в начале года президент поставил задачу увеличить производительность труда в стране к 2050 году в пять раз. Он также поручил правительству делать ставку на высокоэффективные и инновационные предприятия и строить «те предприятия, которые нужны». 

Развитие машиностроения чрезвычайно важно для Казахстана. В доказательство можно привести лишь одну цифру: на данный момент около 40 процентов казахстанского импорта составляет именно продукция машиностроения, что говорит о существовании зависимости от импортных поставщиков. 
По статистическим данным, структура машиностроения страны в основном представлена такими сегментами, как электроника, электрооборудование, машины и оборудование.

В прошлом году были проведены отраслевые исследования, по данным которых перспективными являются 30 товарных групп секторов электротехнического машиностроения, производства автокомпонентов, машиностроения для горно-металлургического комплекса, железнодорожного, сельскохозяйственного и нефтегазового машиностроения.

Напомним, что работу над первой пятилеткой форсированного индустриально-инновационного развития президент подверг обоснованной критике, указав на то, что так и не были запущены проекты, которые послужили бы полноценной стартовой площадкой для индустриальной революции. Программа не изменила кардинально структуру экономики страны. 

Несмотря на это, на ряде направлений удалось достигнуть впечатляющих успехов. Например, создание завода по строительству локомотивов вызвало интерес не только внутри республики. 
Два года назад газета «Капитал» сообщила о том, что крупнейший в России транспортный концерн «Трансмашхолдинг» подписал договор о покупке 50 процентов локомотиво­сборочного завода в Астане, который выпускает тепловозы по лицензии General Electric. 

– Потратив около 60 миллионов долларов США, «Трансмашхолдинг» получает американские технологии и увеличивает свое присутствие на рынках Казахстана и других стран Азии, – писало издание.

 – Локомотивосборочный завод, созданный в 2009 году, был на 100 процентов подконтролен КТЖ. Мощность завода – до 150 локомотивов в год, цена одного – около 6 млн долларов. По оценкам до 80 локомотивов будут поставляться на внутренний рынок Казахстана, остальные – на экспорт в страны СНГ и Азии. 

Развитие промышленности, не меняя пока структуры экономики, меняет специализацию целых регионов. 

В Восточном Казахстане производится около 20 процентов (!) всей машиностроительной продукции Казахстана, сообщил в августе этого года информационный центр Восточно-Казахстанской области. На территории области работают два крупных предприятия отрасли – это АО «АЗИЯ АВТО» (Усть-Каменогорск) и ТОО «СемАз» (Семей).

К 2015 году на территории области планируется к запуску первая линия автомобильного завода полного цикла «АЗИЯ АВТО Казахстан».

– Реализация данного проекта окажет положительное влияние на рост ВВП страны и к 2017 году составит 0,37 процентного пункта. Автозавод обеспечит создание 12 тысяч постоянных рабочих мест, а на смежных отраслях будет создано еще 17460 новых рабочих мест. Кроме того, значительно вырастут налоговые отчисления в бюджет. При этом результаты будут достигнуты за счет создания высокотехнологичного и экологически чистого производства, – так прокомментировал этот план руководитель управления промышленности и предпринимательства области Шакарым Буктугутов.

По планам в 2015 году в регионе начнет действовать завод по производству грузовых автомобилей Howo. Таким образом, на долю Восточного Казахстана будет приходиться более 50 процентов автомобилей, произведенных в стране.

А в Северном Казахстане в будущем готовятся создать предприятие по выпуску сельскохозяйственной техники, что весьма кстати для этого зерносеющего региона. 

– Ежегодно выделяется около 50–60 миллионов долларов на закуп сельскохозяйственной техники. В этом году на уборке урожая задействованы 9 тысяч комбайнов, из них 2,5 тысячи – высокопроизводственные современные комбайны. Остальная сельскохозяйственная техника нуждается в обновлении. И этот процесс будет продолжаться не только в нашей области, но и на территории всего Казахстана, – обрисовал положение дел с сельхозтехникой аким Северо-Казахстанской области Ерик Султанов на встрече с иностранными инвесторами (цитата из «Северо-Казахстанской областной газеты»). 

По приведенным тем же изданием словам акима, уже в следующем году к 1 июня необходимо выпустить первую технику, так как северный регион – это центр машиностроительной отрасли. 

Видно, что, несмотря на недоработки, программа индустриализации, например в части создания и развития машиностроения, реализуется. Принятая на следующие пять лет программа уже должна выполняться без «раскачки», другими, более высокими темпами. Первая пятилетка программы форсированного индустриально-инновационного развития была первым важным опытом, который, как известно, не может быть без ошибок. Даже во время этого «урока», как видно, удалось добиться создания целых отраслей и изменения специализации регионов. 

– В июне принята новая государственная программа индустриально-инновационного развития на 2015–2019 годы. Наращивание темпов индустриализации для нас жизненно важно, – напомнил президент. 

– Мы должны максимально быстро модернизировать производственные мощности и стать индустриальной державой, а не добывающей сырье. Это сложнейшая задача перед страной. В первой пятилетке мы сделали ставку на проектное управление экономикой, это помогло малому и среднему бизнесу, во второй пятилетке план будет реализовываться в контексте стратегического управления промышленностью. 

Так что есть все основания полагать, что грядущая пятилетка еще больше изменит индустриальный ландшафт Казахстана.

Оқи отырыңыз

загрузка...

Соңғы жаңалықтар

Аптасына бір рет ең танымал мақалалардың дайджесін жібереміз

Қызықты материалдар