$ 495.2  522.34  4.94

Новая индустриализация – залог успешного развития Казахстана

За годы независимости в Казахстане было принято и реализовано достаточно большее количество программ развития различных сфер жизни государства и общества. И каждая из них внесла свой вклад в становление страны. Эксперты отмечают, что одной из самых эффективных программ стала именно индустриализация, призванная вывести Казахстан в число наиболее развитых стран мира.

Изменение реальности неизбежно влечет за собой появление новых вызовов, но одновременно и открывает дополнительные возможности, которыми машиностроительная отрасль Казахстана может и должна воспользоваться в полной мере.

Мейрам ПШЕМБАЕВ, депутат Мажилиса Парламента, председатель Союза машиностроителей РК:

- О том, как будут работать отечественные машиностроители в существенно изменившейся экономической ситуации, в условиях вхождения нашей республики в ЕЭАС и ВТО, какие перспективы открываются перед отраслью и как решать проблемы, с которыми уже столкнулись отдельные предприятия, мы обсуждали на III Форуме машиностроителей РК. Состоялся он в начале октября и стал эффективной диалоговой площадкой между государством, бизнесом и наукой. В мероприятии участвовали более 700 делегатов из 20 стран мира, включая представителей известных производителей из США, Италии, Австрии, России.

В рамках форума состоялись секционные отраслевые заседания по шести приоритетным направлениям машиностроения. Такая организация работы позволила нам более детально рассмотреть проблемы каждой подотрасли. Также состоялась панельная сессия по вопросам кадрового обеспечения и развития машиностроения в рамках членства Казахстана в ЕАЭС и ВТО.

Нам было что обсудить. Хотя предыдущий форум прошел всего год назад, но за это время общемировая экономическая ситуация изменилась коренным образом, что не могло не отразиться и на машиностроительной отрасли РК, для которой сегодня не самые простые времена. С одной стороны, ситуация в мировой экономике вынуждает предприятия в разы сокращать свои затраты, в том числе на закуп машиностроительной продукции, с другой, членство Казахстана в ЕАЭС и ВТО ведет к резкому росту конкуренции на рынке.

Пережив кризис 90-х, больно ударивший практически по всем крупным промышленным предприятиям стран СНГ, казахстанское машиностроение смогло не просто возродиться, но и последние 15 лет показывало восходящую динамику роста. Объем производства продукции в отрасли вырос с 66 млрд тенге в 2001 году до 870 млрд тенге в 2014-м, то есть в 14 раз. За эти годы зародились и начали укрепляться новые направления, такие как автомобильное, судостроительное, авиастроительное, энергетическое машиностроение. Особое место занимает железнодорожное машиностроение, где мы освоили выпуск не только комплектующих, но и наладили собственное производство локомотивов и вагонов, часть которых сегодня ориентируется на экспорт.

За 5 лет количество действующих предприятий отрасли увеличилось в 1,5 раза. Были успешно осуществлены проекты, которые позволили производить новые конечные виды продукции, такие как мобильные буровые комплексы, электровозы, грузовые и пассажирские вагоны, локомотивы, бульдозеры и многие другие. На первом этапе в рамках Карты индустриализации по данному направлению запущено 74 проекта на сумму 212 млрд тенге. Создано более 9 тыс. постоянных рабочих мест.

Неплохо для нас начинался и 2014 год. Физический объем продукции за два первых месяца составил 118,9% и 119,1% соответственно, однако потом он показал резкое снижение, и минувший год мы закончили на отметке 99,5%. Прежде всего это связано с тем, что машиностроители используют порядка 90% импортного металла, так как казахстанские металлурги не производят в нужных объемах качественную и легированную сталь, цены на которую выросли.

В январе нынешнего года ситуация еще больше ухудшилась, и на протяжении последних 7 месяцев объемы колеблются в районе 70%. Как все помнят, наши сограждане начали тогда скупать автомашины и другие товары в России. Итог – производство отечественного автопрома сократилось на 40%. Ситуация могла еще сильней усугубиться, если бы не своевременно принятые меры по сдерживанию влияния глобального кризиса на экономику Казахстана. Речь о выделении из Нацфонда 1 трлн тенге на 2014–2015 годы, из которых для автомобилестроения через БРК-лизинг выделено 10 млрд тенге на автокредитование физическим лицам и 5 млрд тенге по программе лизинга – юридическим лицам. В ближайшее время также будет дополнительно выделено 10 млрд тенге на автокредитование. Кроме того, для поддержки экспорта локомотивов предусмотрен лизинг еще на 9 млрд тенге. Надеемся, это позволит нынче выйти на восьмидесятипроцентный уровень объема отраслевой продукции от прошлого года.

Отмечу, что с аналогичными проблемами столкнулись и наши российские коллеги, о чем и говорил на форуме первый заместитель председателя Думского комитета Госдумы РФ по промышленности, первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, и решают они их также при помощи государства. Кстати, по мнению В. Гутенева, развитию автопрома в нашей стране могла бы способствовать поддержка производителей комплектующих со стороны государства прежде всего за счет налоговых и таможенных преференций, а также стимулирования создания совместных предприятий с российскими компаниями. В целом в рамках интеграционного взаимодействия Казахстана и России сегодня делается акцент на таких секторах, как сельскохозяйственное и энергетическое машиностроение, станкостроение, которые имеют очень хорошие перспективы развития.

Как отмечалось во время недавнего официального визита в Казахстан президента Российской Федерации Владимира Путина, на сегодня только в рамках Карты индустриализации наши страны осуществляют 20 совместных проектов. В частности, во время встречи глав двух государств в Астане было подписано соглашение о расширении стратегического партнерства между "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО" и "АвтоВАЗ". Это стало логическим продолжением сотрудничества автомобилестроителей двух стран. Напомню, в рамках прошлогоднего II форума машиностроителей президентом ОАО "АвтоВАЗ" Бу Инге Андерссоном было заявлено о том, что производственные стандарты, которые получил "АвтоВАЗ" с приходом новых акционеров, станут технологической базой строящегося в Усть-Каменогорске производства полного цикла. Это крупнейший российско-казахстанский проект в промышленной сфере. Его стоимость превысит 1,1 млрд долларов, а целевым рынком сбыта станет не только Казахстан, но и четыре ключевых региона РФ. Выйдя на ежегодный объем в 120 тыс. автомобилей, производство станет одним из важнейших драйверов промышленного роста в Казах­стане. Также ОАО "АвтоВАЗ" и группа компаний "БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО" договорились о совместной деятельности по развитию сбытовой и сервисной сети на рынке Сибири.

Ввод первой очереди крупнейшего в республике объекта автопрома намечен на 2017 год. По предварительным оценкам, объем выпуска в первые 7 лет работы будущего предприятия составит 500 тыс. автомобилей, что обеспечит прирост республиканского ВВП на уровне 6 млрд долларов. С выходом на проектную мощность новый промышленный объект позволит создать 12 тыс. новых рабочих мест.

Это – наши перспективы. Но уже сегодня, невзирая на кризис, у нас есть предприятия, которые продолжают успешно развиваться. В частности, это Экибастузский завод по производству стрелочных переводов и колесной продукции "Проммашкомплект". За 3 года существования предприятие крепко встало на ноги и заняло свою нишу, завоевало признание партнеров как среди отечественных покупателей, так и среди зарубежных потребителей. Завод не имеет аналогов не только в Казахстане, но и в странах Центральной Азии. ТОО "Проммашкомплект" – непосредственный участник первой пятилетки Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития. Сегодня потребители его продукции – НК "Казахстан темир жолы", АО "КазТемирТранс", ТОО "Камкор Вагон", "Камкор Локомотив".

Еще один адрес успеха – ТОО "Алматинский вентиляторный завод". Предприятие начинало свое работу в кризисном 2008-м буквально с нуля, но уже через три года профессионализм и наработанный опыт способствовали тому, что "АВЗ" смог принять участие в государственных программах поддержки машинострое­ния. Сегодня это предприятие является участником большинства государственных программ – "Производительность-2020" и "Дорожная карта бизнеса-2020", входит в региональную Карту индустриализации Алматинской области. В прошлом году завод удостоен звания лауреата Премии Президента РК "Алтын сапа" в номинации "Лучшее предприятие производственного назначения" в сфере среднего предпринимательства. На "АВЗ" внедрена японская система "лин-технологий» – "Кайдзен". Благодаря высокотехнологичному оборудованию производительность труда на предприятии увеличилась в 5 раз и достигает в настоящий момент 25 млн тенге в год на одного рабочего, а качество продукции стало соответствовать всем международным стандартам. Кстати, после корректировки курса тенге только за один месяц "АВЗ" увеличил объемы производства на 30% и в данное время восстанавливает штатную численность предприятия.

Приоритетную роль в дальнейшем развитии отрасли будет играть План нации "100 конкретных шагов" в рамках реализации пяти президентских реформ. Здесь мы хотим заявить, что все предприятия нашей отрасли будут всячески содействовать Правительству в решении стратегических задач национальной экономики. Мы также продолжаем опираться на поддержку Правительства, которое всегда реагировало на нужды машиностроителей. Поэтому на форуме мы обратились к правительственным структурам, ко всем производителям отрасли, ко всем тем, кто причастен к дальнейшему развитию машиностроения в Казахстане с несколькими предложениями.

Одно из них связано с модернизацией отрасли. Вопрос этот поднимался многократно. Положительным примером здесь могут служить заводы "Казцинк­маш", "Мунаймаш", "АЗНО", которые по программе "Производительность-2020" оснастились современным станочным оборудованием, что позволило им в разы поднять производительность труда.

Но это, к сожалению, единичные примеры. Необходима масштабная модернизация станочного парка заводов, большинство которого морально и физически устарело. Например, одним из лучших является Петропавловский завод тяжелого машиностроения. Но из почти 1 900 единиц оборудования завода порядка 950, или 50% имеют более чем 30-летний износ. Такая же ситуация на многих отечественных заводах.

Президент Казахстана сказал, что машиностроительный комплекс должен стать локомотивом преобразования экономики и индустриально-инновационного развития страны. Уверен, нам это под силу. Данная отрасль всегда была и будет одной из основ экономического роста и оборонного потенциала страны. За этим стоит труд, знания, опыт казахстанских машиностроителей, доказавших свою способность решать самые сложные задачи. Мы видим постоянное внимание и поддержку со стороны государства. Поэтому объединив наши силы, сможем дать достойный ответ новым вызовам, преодолеть кризисные явления в экономике и продолжить развитие отечественного машиностроения.

Как говорится, дорогу осилит идущий…

Программа Новой индустриализации, реализуемая в Казахстане по инициативе Лидера Нации Н.Назарбаева, позволила запустить в стране сотни новых производств, создать тысячи новых рабочих мест. Индустриальная программа Президента дала очень хороший социально-экономический эффект. Казахстан на пути к главной цели – войти в 30-ку наиболее развитых стран мира.

Недавно Правительство Казахстана отчиталось, что за восемь месяцев 2015 года введенными проектами Карты индустриализации произведено продукции на сумму 735,9 млрд тенге, а это 14,5% от общего объема обрабатывающей промышленности. По информации, которую озвучило Министерство по инвестициям и развитию республики, в среднем, этими производствами ежемесячно выпускается продукция более чем на 100 млрд тенге.

Согласно прогнозным данным отраслевого министерства, во второй пятилетке будет реализовано свыше 380 проектов с созданием 60 тысяч рабочих мест на период эксплуатации, из них 60 проектов - с участием иностранных инвесторов. В рамках Карты индустриализации до конца года запланирован ввод 80 проектов на сумму 600 млрд тенге, в том числе Бозшакольский ГОК в Павлодарской области; производство передельного чугуна в Алматинской области, производство моторного топлива экокласса К5 в ЗКО.

Между тем, в первом полугодии 2015-го было введено 20 проектов на сумму 60 млрд тенге, в том числе: производство алюминиевого профиля ТОО «Aluminium of Kazakhstan» в Алматинской области; производство тракторов Kioti совместно с корейской компанией Daedong ТОО «KazKioti» в ЮКО; производство сельскохозяйственной техники ТОО «Казтехмаш»; строительство солнечной электростанции мощностью 50 МВт ТОО «Burnoe Solar-1» В Жамбылской области.

Как известно, вторая пятилетка индустриализации акцентирована на машиностроении и химии, но в тоже время актуальной остается строительная индустрия с уклоном на эффективные и энергосберегающие технологии. «По планам второй пятилетки среди приоритетных секторов экономики, а количество приоритетных в следующем год убудет меньше, больше фокус будет на машиностроении и химию. Строительная индустрия по поручению Президента остается в приоритете, но поставленная задача по ориентации на строительные материалы нового поколения. Поэтому все, что связанно с трансфертом технологий, все, что связано с новыми материалами, эффективными и энергосберегающими тем более в преддверии «ЭКСПО-2017» для нас очень важно», - сообщил ранее первый вице-министр индустрии и новых технологий РК А.Рау.

При этом экономисты надеются, что вторая пятилетка индустриализации будет как минимум такой же плодотворной, как и первая. Сейчас из 2 тысяч занятых в республике инвесткомпаний около 1 тысячи занимаются производством. Приблизительно 700 задействовано в приоритетных отраслях ПИИР. 29 компаний уже реализуют 46 проектов на сумму 2,5 млрд долларов. В процессе реинвестирования занято 18 компаний, которые реализуют 22 проекта на сумму в 400 млн долларов. По результатам данных проектов будут созданы полторы тысячи рабочих мест.

Напомним, в рамках первой пятилетки индустриализации было привлечено прямых иностранных инвестиций на 17 млрд долларов. Между тем в рамках второй пятилетки индустриализации Казахстан намерен экспортировать промышленные товары, среди которых должны быть локомотивы, трансформаторы, аккумуляторы, продукция машиностроительного сектора, фармакологии, химии.

Недавно глава государства совершил государственный визит в Китай, в ходе которых были подписаны десятки соглашений между Астаной и Пекином в экономической сфере. Данные соглашения, по мнению экспертов, станут мощным стимулом нового этапа индустриализации в Казахстане.

Глава государства, комментируя итоги достигнутых соглашений, сказал, что визит является поворотным пунктом в истории казахстанско-китайских отношений. Это неслучайно, потому, что до этого времени отношения двух стран развивались динамично, но, в основном, концентрировались в энергетической сфере. В основном, они были направлены на сбыт сырьевых ресурсов. Теперь же торгово-экономические отношения между нашими странами наполняются серьезными новыми проектами. Это и развитие новых производственных объектов, это и производство новых видов продукции. К примеру, анонсированное строительство завода по выпуску нефтегазового оборудования в Мангистауской области или строительство завода в Карагандинской области по переработке угля.

Вполне очевидно, что договоренности, достигнутые в ходе визита Президента Н.Назарбаева в Пекин, позволят перевести сотрудничество между Казахстаном и Китаем на качественно новый уровень. Это даст мощный стимул новому этапу индустриализации в Казахстане. Напомним, в ходе визита были подписаны соглашения на 23 млрд долларов, и это позволит смягчить влияние мирового кризиса на казахстанскую экономику. Соглашения послужат драйвером для дальнейшего развития, определят новые приоритеты в реализации стратегических проектов.

Любопытен также и тот факт, что в ходе реализации новой индустриальной политики в Казахстане повысился интерес к техническим специальностям. При этом снижается интерес к бывшим ранее наиболее популярным нефтегазовым специальностям в пользу других направлений. По информации Министерства образования и науки республики, когда в 2011 году МОН начал обновлять лаборатории, то в ряде колледжей уже после первого этапа был конкурс 7 человек на одно место. Таким образом, общество оперативно отреагировало на изменения. Студенты поступают, видя перспективы и будучи уверенными в своей востребованности. По данным МИР республики, в 2015–2019 годы в стране будут реализованы 257 региональных и республиканских проектов с общей потребностью в кадрах 46,6 тыс человек.

Программы, которые принимает МОН республики, направлены на повышение престижности инженерных и технических специальностей. В последние 2–3 года увеличилось число заявлений, как со стороны абитуриентов, так и претендентов на магистерские программы, именно на специальности группы «технические и технологические науки». В частности, если взять уровень бакалавриата, то здесь государственный образовательный заказ – более 12 000 грантов – как раз приходится на технические специальности. Если говорить о магистратуре, то более 50% мест выделяются на инженерно-технические специальности. Вообще увеличение спроса на специальности технического направления обусловлено тем, что молодежь наконец-то поняла, что в этом направлении они имеют больше возможности трудоустроиться.

Один из самых интересных показателей, который отражает интерес молодежи к техническим специальностям, это тот факт, что по итогам «первой пятилетки» 50% выпускников школ выбирают образование в колледжах. Из них более 244 тыс грантов ежегодно предоставляется в колледжах на технические специальности. Другим серьезным направлением в колледжах является тесная связь с работодателем в дуальной системе. Внедряемое на предприятиях новое оборудование и стандарты повышают спрос на специалистов со знанием английского языка. В колледжах вводятся группы, которые обучаются на английском. Например, в атырауском колледже сейчас по пилотной программе 900 человек обучаются полностью на английском языке. В следующем году будет первый выпуск, и работодатели уже интересуются этими выпускниками. Кроме того, выпускники получают несколько сертификатов, которые признаны международными стандартами. При этом 65% учеников колледжей по техническим специальностям обеспечены грантами. Из них на нефтегазовые специальности выделяется не более 8%.

Недавно ФНБ «Самрук-Қазына» сообщил, что в рамках второй пятилетки ГПИИР фонд реализует 11 проектов на сумму 24 млрд долларов, что составляет 73% стоимости всех проектов в республиканской Карте индустриализации. В рамках этих проектов будут созданы порядка 23 тыс временных и более 4,5 тыс постоянных рабочих мест. В целом весь инвестиционный портфель фонда на сегодня составляет 161 проект на сумму 121 млрд долларов. В общей структуре финансирования этих проектов порядка 27% составляют средства фонда и порядка 73% – привлеченные средства. То есть на каждый вложенный доллар в целом по портфелю «Самрук-Қазына» привлечено порядка 3 долларов инвестиций, что считается в мировой практике очень хорошим, высоким показателем.

Тем временем, по словам главы МИР РК А.Исекешева, в рамках 100 конкретных шагов нами совместно с Министерством образования и науки и Министерством нацэкономики выработаны новые подходы по инновационно-технологическому развитию отраслей. Приоритетом будет вывод на новый технологический уровень традиционных отраслей. Отныне все меры господдержки будут жестко привязаны к критериям: производительность труда, энергоэффективность, новые стандарты организации производства. Это необходимо, чтобы сократить технологический разрыв с ведущими странами и возможность конкурировать.

МИР РК совместно с МОН РК сфокусировались на нескольких направлениях. Акцент будет сделан на нескольких прикладных приоритетах, с созданием единой системы поддержки науки и коммерциализации производства. Для обеспечения опережающего технологического развития важно создать приток в Казахстан новых технологий: автоматизация, роботизация, использование новых материалов и инфокоммуникационных технологий. В этой связи здесь также будет новый подход, учитывая, что драйверами в этой области являются транснациональные корпорации, мы также планируем привлечь эти корпорации не только для создания новых производств, а именно на этапе совместных исследовательских лабораторий с постепенным масштабированием в экономику Казахстана.

На торжественном собрании, посвященном реализации государственных программ «Нұрлы жол» и индустриально-инновационного развития, Глава государства подчеркнул, что вторая пятилетка индустриализации имеет более четкий фокус. «Определены 6 приоритетных отраслей – нефтеперерабатывающий и металлургический комплекс, пищевая и химическая промышленность, промышленное оборудование и производство строительных материалов. В основе лежит кластерный подход. В новой программе мы постарались максимально учесть уроки и вложить весь накопленный опыт первой пятилетки», - сказал Н.Назарбаев.

Лидер нации назвал индустриализацию «стержнем всей экономической политики государства» для достижения главной цели Стратегии-2050 – вхождения в число 30 наиболее развитых стран мира.

В обрабатывающей промышленности с участием иностранных инвесторов в Казахстане реализуются 22 системообразующих проекта. Совместно с альянсом «Рено-Ниссан» запускается строительство автозавода полного цикла и технопарка по производству автокомпонентов. Итальянская компания «Тенарис» инвестирует в завод по производству труб премиум-класса. Совместно с английской «Дандо Дрилинг» будет запущен завод по производству буровых установок. Российский «Еврохим» планирует производство минеральных удобрений. Канадская «Куду Индастриз» намерена наладить производство винтовых насосов для нефтегазовой отрасли. В рамках сотрудничества по программе «Шелковый путь» реализуется большой пакет проектов с китайскими партнерами.

В ходе реализации второй пятилетки ГПИИР будет уделено особое внимание целому ряду направлений. В первую очередь, как отметил Глава государства, необходимо повысить эффективность и производительность действующих предприятий. Для этого требуется внедрение системы бережливого производства, элементов роботизации и автоматизации, модернизация технологических линий. Особенно это касается традиционных отраслей: металлургии, нефтепереработки, химии. Важно создание и дальнейшее развитие принципиально новых для Казахстана отраслей промышленности: нефтегазохимии, автомобилестроения и ряда других. Здесь решение кроется в реализации нескольких крупных стратегических проектов совместно с глобальными игроками. В этой связи Н.Назарбаев поручил Правительству, национальным холдингам определить перечень таких проектов, закрепить ответственность за их реализацию. «Для доступа к современным технологиям, компетенциям и глобальным рынкам сбыта надо обеспечить привлечение десяти транснациональных корпораций и «якорных» инвесторов», – сказал Глава государства.

Как известно, в таких секторах экономики, как пищевая промышленность, производство строительных материалов, машиностроение, имеется высокий потенциал для развития отечественного бизнеса, создания конкурентоспособной продукции и выхода на внешние рынки. В связи с этим холдингу «Байтерек» совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» поручено активизировать работу по реализации проекта «Национальные чемпионы». При этом Глава государства подчеркнул важность разработки для Казахстана собственного бренда, который будет напрямую ассоциироваться с нашей страной и положительно влиять на ее имидж на международной арене. При этом он призвал в этой работе проявить максимальную креативность, чтобы этот национальный образ был привлекательным, ярким и свежим, представляющим нашу страну с самой лучшей стороны.

По мнению экспертов, в рамках интеграционных процессов, особенно Евразийского экономического союза, Казахстану следует начать более концентрированную работу по выходу на приграничные рынки – России, Центральной Азии, Китая, Индии и Ирана. При этом актуально налаживание более тесного сотрудничества и координации между областями внутри Казахстана – регионы могут сами перекрывать потребности друг друга в тех или иных товарах и услугах, могут реализовывать совместные проекты. Такая консолидация даст дополнительные возможности для экономического роста.

Очень скоро Казахстан войдет во Всемирную торговую организацию. А это означает, что у отечественного производителя открываются новые горизонты. С одной стороны, членство в ВТО обеспечивает нашим предприятиям доступ к огромным зарубежным рынкам, а потребителям – большой выбор товаров и услуг. Казахстан получает возможность для создания новых производств и рабочих мест. И задача государства – помочь казахстанским компаниям поскорее приспособиться к новым условиям и извлечь максимальную выгоду от вступления в ВТО.

Особую значимость для Казахстана имеет новая экономическая политика «Нұрлы жол». Этот колоссальный проект нацелен не только на решение текущих задач, но и направлен на долгосрочные результаты для будущих поколений. Такой масштабной задачи Казахстан перед собой еще не ставил, и осознание ее важности должно вдохновить всех жителей страны. Ведь в современном мире без развитой, продуманной транспортной инфраструктуры нет экономики, нет жизни.

В рамках «Нурлы жол» Казахстану предстоит построить и реконструировать 7 тыс км автодорог внутри страны. Всего в предстоящие три года на цели программы будет направлено свыше 20 млрд долларов, из которых более трети выделяют международные финансовые институты. Ожидается, что в течение четырех лет программа прибавит к росту ВВП в совокупности 16%. В итоге к 2019 году Казахстан намерен на треть сократить время в пути между крупными городами, сформировать единую энергосистему страны и, самое главное, объединить всю нашу экономику в единый рынок.

Программа «Нұрлы жол» также позволит стимулировать промышленность и сферу услуг. Так, необходимо усилить компонент местного содержания, чтобы дать возможность казахстанскому бизнесу полноценно принимать участие в реализации проектов программы. Большие возможности здесь открываются с точки зрения развития современной сферы сопутствующих услуг – питания, проживания, технического сервиса. Это, в свою очередь, повысит комфортность маршрутов через нашу страну, а стало быть, и привлекательность транзитных путей через Казахстан.

Дороги, которые строит Казахстан, будут служить не одному поколению казахстанцев. Для этого необходимо не только качественное строительство, но постоянная поддержка и обслуживание. Поэтому необходимо подумать о создании единого оператора, который будет полностью отвечать за содержание и развитие дорожно-транспортной инфраструктуры всей страны.

В рамках Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» регулирование в области строительства, недропользования, энергетики и транспортировки будет приведено в соответствие с лучшими международными практиками. Внедрение стандартов ОЭСР необходимо для страны, которая поставила себе цель – войти в топ-30 самых развитых государств мира.

Разумеется, все проводимые реформы направлены на создание новых качественных условий для дальнейшего становления Казахстана. Они являются одним из системных шагов государства на пути повышения роли частного сектора в отечественной экономике. Это положительно повлияет и на улучшение жизни граждан страны.

Не секрет, что завершение первой пятилетки и начало реализации второй пятилетки индустриализации проходят в очень непростых условиях. Геополитические вызовы, падение цен на нефть, снижение экономического роста на наших основных рынках – в России и Китае – все это создало достаточно серьезную повестку не только для промышленности, но и экономики в целом.

В этой связи в начале года Правительство приняло План поддержки промышленных предприятий. В результате предпринятых шагов по итогам 5 месяцев текущего года объем промышленного производства вырос на 0,5%. Однако снижается добыча железной руды в связи с падением спроса в КНР, отмечается падение производства в машиностроении. Вместе с тем доля проектов Карты индустриализации в обрабатывающей промышленности увеличилась на 14%. На начало года из 770 проектов карты более 200 испытывали трудности в загрузке мощностей. Некоторым пришлось временно приостановить производство, в первую очередь из-за девальвации российского рубля и снижения спроса на внутреннем рынке. За 5 месяцев удалось вывести на стабильную работу 135 проектов.

Но, несмотря на сложности, продолжается работа по запуску новых проектов Карты индустриализации. В текущем году планируется ввод около 100 предприятий, в том числе в первом полугодии стартовали 20 проектов. При этом, считают аналитики, происходящие изменения создают не только вызовы, но и возможности. Поэтому важнейшей задачей представляется привлечение инвестиций и становление Казахстана как регионального инвестиционного хаба. Запуск госпрограммы «Нұрлы жол», идея по созданию международного финансового центра в Астане, а также совместная с Китаем реализация программы «Экономический пояс Шелкового пути» дают новый импульс для прихода иностранных инвесторов. За первое полугодие проведены переговоры с более чем 700 иностранными компаниями, 26 транснациональными компаниями.

Текущая ситуация позволяет по-новому взглянуть на дальнейшую работу по диверсификации экономики. Так, произошедшие за последние полгода изменения показали, что начинается долгосрочный сценарий – «низкие цены на сырье при высоком уровне интеграции», в связи с чем возникла необходимость корректировки подходов. С учетом интеграционных процессов и бюджетных ограничений правительство Казахстана сконцентрируется на привлечении иностранных инвестиций, учете глобальных технологических трендов и поддержке национальных чемпионов. По методике, разработанной с помощью Всемирного банка совместно с НПП «Атамекен» и НУХ «Байтерек», были рассмотрены конкретные производственные товары во всех отраслях и определен перечень из 152 товаров для организации производства. Эти товары условно разделены на две группы: для производства первых будут привлекаться транснациональные корпорации, это капиталоемкие проекты, фактически новые отрасли, и вторая группа может быть освоена действующими отечественными предприятиями.

Следующий фокус во второй пятилетке будет направлен на новую экспортную политику. Новые возможности, которые открываются, несмотря на краткосрочные шоки, – это рынки России, Китая, Индии, Ирана и стран Ближнего Востока. Поэтому будет предпринят новый комплекс мер с упором на продвижение казахстанских брендов.

Естественно, в центре внимания будут инновации. Как показывает опыт, рост технологических инноваций происходил именно в периоды экономических спадов. И в Казахстане они становятся решающим фактором в ответ на усиление конкуренции из-за сжимающихся рынков и трансформации глобальной индустрии под влиянием таких трендов, как урбанизация и ускорение технологического развития. В связи с этим в рамках «100 шагов» МИР совместно с МОН и МНЭ выработали новые подходы по инновационно-технологическому развитию. Они предусматривают работу по четырем направлениям. Это вывод предприятий на новый технологический уровень, создание единой системы поддержки науки и коммерциализации производства, обеспечение притока в Казахстан новых технологий, развитие автоматизации, роботизации, инфокоммуникационных технологий, использование новых материалов.

Сегодня мы наблюдаем беспрецедентное ускорение динамики технологического развития, изменения в экономике и геополитике. С учетом этого корректировка второй пятилетки, которая проводится по поручению Президента страны, будет включать конкретные направления, на которых Правительство сконцентрируется во втором полугодии и в 2016 году.

Индустриализация является фундаментом дальнейшего поступательного движения Казахстана. Именно поэтому Нурсултан Назарбаев поручил Правительству отслеживать тренды глобального развития, а областным акимам, исполнительной власти всех уровней – помогать бизнесу на местах осуществлять намеченные планы.

Реализация программы модернизации ЖКХ, совершенствование инфраструктуры жилищного сектора, поддержка предпринимательства, проект «Нұрлы жол» всегда находятся на контроле Главы государства. Поэтому в целях кардинального снижения износа сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения из Национального фонда в текущем году предусмотрено порядка 60 млрд тенге, в 2016 году – 90 млрд тенге. На сегодня в этих сферах реализуются 96 социально значимых для регионов проектов. Только в нынешнем году будет построено и реконструировано 266,3 км сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также 14 единиц котельных. Это позволит снизить износ сетей с 67 до 65% в 2015 году и значительно повысить надежность и качество предоставляемых услуг населению, проживающему в более чем 2,5 тыс жилых домов.

В рамках строительства и приобретения арендного жилья на 2015–2016 годы из Национального фонда предусмотрено 145 млрд тенге. В текущем году будут построены и приобретены более 7 тыс квартир. На эти цели с учетом средств республиканского бюджета выделено 122 млрд тенге. В марте-апреле начато распределение среди очередников местных исполнительных органов первых 2 437 квартир общей площадью 133 тыс кв. м. Дополнительно в июне текущего года начато распределение очередных 360 квартир общей площадью порядка 21 тыс кв. м.

В настоящее время в 12 городах страны на стадии строительства еще три 280 арендных квартир общей площадью 200,9 тыс кв м, запланированных на текущий год. В 2015 году за счет средств Нацфонда выделены бюджетные кредиты местным исполнительным органам на завершение строительства 240 тыс кв м жилья в сумме 30 млрд тенге. На развитие и обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры в районах жилищной застройки в текущем году выделены целевые трансферты в сумме 42,7 млрд тенге, в том числе из средств Национального фонда – 17,5 млрд тенге. На эти средства начата реализация 170 проектов по обеспечению жилых домов надлежащей инфраструктурой, в том числе 66 проектов по госпрограмме «Нұрлы жол».

В числе крупных проектов энергетики – проект «Транзит Север – Восток – Юг», который реализуется с целью усиления связи северной зоны с восточным и южными регионами республики. На сегодня из предусмотренных к строительству в 2015 году 200 км воздушной линии электропередачи 500 кВ построено 130 км на участке Семей – Усть-Каменогорск.

В целях реализации поручения Главы государства по ликвидации аварийных школ и трехсменного обучения до конца 2017 года из Национального фонда предусмотрено порядка 62 млрд тенге. В текущем году начато строительство 34 школ. Кроме того, ведутся строительно-монтажные работы на 19 объектах в 8 регионах страны. В Астане и Алматы по оставшимся объектам ведутся подготовительные работы для начала строительно-монтажных работ.

В целях обеспечения полного охвата дошкольным образованием и воспитанием детей в возрасте от 3 до 6 лет предусмотрено строительство 27 детсадов. В 2015 году начато строительство 17. На сегодня в рамках льготного кредитования МСБ профинансировано 129 проектов бизнеса на сумму 25,4 млрд тенге. Банками второго уровня одобрено еще 97 проектов на сумму 32,1 млрд тенге. Всего в рамках льготного кредитования для МСБ в 2014–2015 годах из Национального фонда выделено 300 млрд тенге. По состоянию на 26 июня 2015 года, из них освоено 190,4 млрд тенге или 63%. При этом профинансировано 874 проекта предпринимательства. Льготное финансирование этих проектов и реализация международных кредитных линий только в текущем году позволят создать в стране порядка 8 тыс новых рабочих мест, а также увеличить производство продукции на сумму свыше 220 млрд тенге.

Кроме того, на завершение подведения недостающей инженерной инфраструктуры в рамках «Дорожной карты бизнеса-2020» выделены дополнительные средства из Национального фонда в размере 10 млрд тенге. При этом 5,4 млрд тенге направлено на финансирование 8 индустриальных зон в регионах. Около 4,6 млрд тенге – отдельных проектов предпринимателей.

Проведение структурных реформ в экономике республики осуществляется при тесном сотрудничестве с международными финансовыми организациями. На сегодня индикативный портфель инвестиционных и институциональных проектов составляет 12,9 млрд долларов, из которых доля МФО – 9,2 млрд долларов. Кроме того, предполагается привлечение частных инвестиций на сумму 1,4 млрд долларов. В 2015 году начата реализация 23 проектов совместно с международными финансовыми организациями. Так, по Всемирному банку портфель инвестиционных проектов составил 5,8 млрд долларов. В текущем году совместно с Всемирным банком начнется реализация 8 проектов на общую сумму 1,1 млрд долларов, направленных в первую очередь на повышение конкурентоспособности МСБ, стимулирование продуктивных инноваций, подготовку кадров и создание служб занятости.

По Европейскому банку реконструкции и развития индикативный портфель составляет 2,5 млрд долларов. В 2015 году совместно с ЕБРР начнется реализация порядка 12 проектов на общую сумму 1,4 млрд долларов, направленных на кредитование МСБ, софинансирование строительства Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги через ГЧП и другие инфраструктурные проекты. По Азиатскому банку развития портфель инвестиционных проектов составляет 2 млрд долларов, по Исламскому банку развития – 2,2 млрд долларов.

Как известно, основная работа по индустриализации и новой экономической политике «Нұрлы жол» осуществляется в регионах. Это, как отметил Глава государства, политическая задача выживания Казахстана в современных условиях. Все это делается для того, чтобы в кризисную ситуацию не допустить спада экономики. Поэтому ключевая задача акимов – организовать людей на выполнение этой важной задачи. Главные показатели работы местных исполнительных органов – это создание рабочих мест, а также развитие малого и среднего бизнеса.

В Павлодарской области в рамках второй пятилетки индустриализации реализуется 24 проекта с объемом инвестиций 1,2 трлн тенге и созданием около 6 тыс рабочих мест в металлургии, машиностроении, энергетике, химической и нефтехимической промышленности. В этом году в регионе планируется ввести 7 проектов на сумму 435 млрд тенге и трудоустроить 2 260 человек. На сегодня уже реализуются проекты по производству полимерных изделий, оборудования для железнодорожной отрасли. Кроме того, на днях запущена турбина мощностью 65 мегаватт на ТЭЦ-3 «Павлодар-Энерго». До конца года введем оставшиеся 4 проекта. Самые крупные из них – строительство Бозшакольского ГОКа и установки прокалки нефтяного кокса. Только в строительство Бозшакольского ГОКа будет вложено 406 млрд тенге и создано 1 500 рабочих мест. Что касается установки прокалки нефтяного кокса, то объем инвестиций составит 8,7 миллиарда тенге, будет создано 250 рабочих мест. Реализация проектов идет в соответствии с графиком.

Благодаря программе индустриально-инновационного развития в Алматинской области значительно выросло благосостояние населения. Так, за годы реализации индустриальной программы средний уровень доходов населения в Алматинской области увеличился в 2 раза, уровень безработицы снизился до 4,8%. В региональной промышленности создано дополнительно более 7 тыс. новых рабочих мест. На строительстве объектов специальной экономической зоны и четырех крупных автодорожных проектов, таких как «Алматы – Хоргос», «Западная Европа – Западный Китай», «Алматы – Капшагай» (Центр – Юг), «Алматы – Усть-Каменогорск», «Ушарал – Достык», сегодня занято более 10 тыс человек.

Проводимая государством политика поддержки предпринимательства создала в регионе благоприятный инвестиционный климат. На сегодня свои средства в новые проекты на территории области готовы вложить 15 иностранных и 35 отечественных инвесторов. Задачи, обозначенные в Послании «Нұрлы жол – путь в будущее», позволяют эффективно выстроить работу в условиях экономики «особого периода». В текущем году в области планируется построить и ввести в эксплуатацию свыше 700 тыс кв м жилья. На сегодня с участием акционерного общества «Байтерек» уже осуществляется выкуп 1 100 квартир в жилом комплексе «Асыл Арман» в Талдыкоргане, в том числе 100 квартир для детей-сирот.

В сфере образования для решения проблемы трехсменного обучения до 2018 года будет построена 51 школа, в том числе 25 – за счет средств Национального фонда. Для полного охвата детей дошкольного воспитания и обучения до 2020 года будет построено 245 детских садов, в том числе 133 – за счет частных инвестиций.

В Костанайской области запущено новое производство пищевой промышленности – завод по выпуску молока и кисломолочной продукции ТОО «Лидер-2010». Предприятие полного цикла получает 20 тонн молока ежедневно. Построен молокозавод мирового стандарта мощностью 7 000 тонн в год. Продукция поставляется во все регионы Казахстана и 30 городов России. За счет эффективного маркетинга география сбыта будет расширена.

В Жамбылской области в строй была введена солнечная электростанция на площадке Бурое мощностью 50 МВт ТОО «Burnoye Solar-1». Она расположена на 150 гектарах земли и является самой крупной в Центральной Азии. За счет энергии солнца электростанция сможет вырабатывать 72 млн киловатт-часов в год. Уже в этом году производительность солнечной электростанции будет увеличена до 100 МВт – таков вклад компании в подготовку к Всемирной выставке «ЭКСПО-2017».

К концу нынешнего года полностью откроется движение на 80-километровом отрезке до Капшагая автотрассы Алматы – Талдыкорган. Объект возводится по нормативам категории 1А с цементобетонным покрытием, расширением до шести полос. Качество автострады будет аналогичным автобану Астана – Бурабай, разрешенная максимальная скорость движения составит 140 км в час. Сейчас здесь строятся мосты, путепроводы, водопропускные каналы. В прямом телеэфире Президента проинформировали о ходе строительства автодорожной развязки близ Капшагая.

В Атырауской области специальная экономическая зона «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» создана с целью развития нефтехимии. Дан старт первым двум производственным линиям ТОО «Полимерпродакшн». Проект стоимостью 16,8 млрд тенге реализует «Объединенная химическая компания». Здесь будет выпускаться 30 видов продукции, 60% которой пойдут на экспорт. Планируется создать 370 рабочих мест. Предприятия по выпуску полипропилена (500 тыс тонн в год), полиэтилена (800 тыс тонн в год) и бутадиена (250 тыс тонн в год), которые составят основу нефтехимического кластера, в качестве сырья будут соответственно использоваться пропан, этан и бутан с месторождений Тенгиз и Кашаган, а в последующем – сырье Карачаганакского месторождения. Объем вложенных инвестиций по проектам на территории СЭЗ составляет 110 миллиардов тенге. Всего объем налогов и налоговых отчислений, уплаченных предприятиями СЭЗ, равен 11 млрд тенге. СЭЗ «НИНТ» создана на период до 2032 года, что позволяет, используя государственную поддержку, создать привлекательные условия для прямых инвестиций в строительство экспортоориентированных и высокотехнологичных производств. В их число входят как мощные производственные предприятия по выпуску базовой крупнотоннажной нефтехимической продукции, так и предприятия малого и среднего бизнеса по дальнейшей переработке с высокой добавленной стоимостью. Помимо прямых выгод, развитие нефтехимического кластера даст мультипликативный эффект, в том числе развитие смежных и сервисных отраслей, что благоприятно отразится на социальном положении населения. Деятельность СЭЗ позволит привлечь в нефтегазохимическую отрасль Казахстана 8 млрд долларов, или порядка 1,5 трлн тенге инвестиций. Всего здесь будет производиться продукции на сумму порядка 2 млрд долларов в год.

В Мангистауской области введены в эксплуатацию проекты «Расширение Актауского морского порта в северном направлении» и «Строительство железнодорожной ветки «Боржакты – Ерсай». Стоимость первого проекта – 38 млрд тенге. На сегодня работы по трем причалам – зерновому, контейнерному и для генеральных грузов – уже практически завершены. Подняты все шесть силосов зернового терминала, завершается монтаж оборудования. Четвертый причал – для портового флота – на стадии завершения. Также закладываются фундаменты административного здания, центра санитарно-эпидемиологических услуг, материальных складов, инвентарного склада и гаража. Одновременно ведется укладка подъездной автомобильной дороги. Сдать объект планируют во втором полугодии этого года. Здесь предусмотрено строительство зернохранилища, которое будет состоять из шести бункеров на 10 тыс тонн каждый. Это позволит перевозить более 1,5 млн тонн зерна в год. А контейнерная площадка на 1 млн тонн обработки грузов в год и три причала позволят развить транспортный потенциал морского порта Актау.

Ведутся работы на железнодорожной линии Боржакты – Ерсай протяженностью 23,8 км. Старт этому значимому проекту был дан осенью прошлого года. По железнодорожной магистрали грузы будут доставлять в порт Курык – его пока строят. А в будущем линия сама станет важным инфраструктурным объектом поддержки морских нефтяных операций. Ее соединят с действующей магистралью Мангышлак – Узень и выведут в сторону порта Курык на Каспий, где сейчас возводится мощный паромный комплекс.

В Актюбинской области полным ходом идет строительство Индустриальной зоны (ИЗ). В рамках программы «Нұрлы жол» в Актобе в этом году завершается строительство инфраструктуры ИЗ. На ее территории, площадью 200 га, будут размещены десятки инновационных производств и созданы тысячи новых рабочих мест. Здесь сейчас ведется строительство автодороги, возведено здание административно-бытового комплекса, начата подготовка стройплощадок под производственно-промышленные комплексы. На этих объектах задействованы 100 единиц спецтехники. Уже по этим проектам видна эффективность государственных инвестиций: на 1 тенге бюджетных средств будут привлечены не менее 7 тенге частного капитала.

Общая сумма инвестиций на строительство инфраструктуры ИЗ составляет 5,5 млрд тенге. В 2014-м на возведение внешней ее инфраструктуры было освоено 3 млрд тенге. В текущем году планируется – 2,5 млрд. В строительстве задействовано 1 200 человек. Здесь будут размещены около десяти крупных и средних заводов и более 30 малых производств. В настоящее время от трех субъектов бизнеса поданы заявки на включение их в ИЗ общей площадью 23 га.

В Астане был открыт транспортно-логистический центр. Он состоит из общетемпературного склада, климатического склада, торгово-дистрибуционного центра, контейнерной площадки. Новый центр позволяет удовлетворить потребности регионов в современных терминальных решениях за счет создания центров консолидации и дистрибуции товаропотоков с покрытием соседних стран. Расположение центра на стыке транспортных артерий железнодорожного, автомобильного, воздушного транспорта обеспечит мультимодальную дистрибуцию по «лучевому принципу» транспортной логистики. С введением в строй ТЛЦ в Астане работой будут обеспечены более 850 человек.

Сіздің реакцияңыз?
Ұнайды 0
Ұнамайды 0
Күлкілі 0
Ашулы 0

Серіктес жаңалықтары