$ 498.34  519.72  4.85

Казахстан выстоит против экономической турбулентности

Принятая по инициативе Президента Казахстана программа "Нұрлы жол" предусматривает крупные вложения в транспортные проекты для трансконтинентальных коридоров.

Это характерный пример системных действий нашего Елбасы на опережение, предвидения ключевых трендов развития страны, региона и мира в целом.

Республика Казахстан – одна из крупных нефтедобывающих стран. И это наше естественное конкурентное преимущество в сегодняшнем мире, что особо подчеркнул Глава государства Нурсултан Назарбаев в Послании народу «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».

Казахстан сегодня занимает 12-е место в мире по доказанным запасам нефти. Общая площадь действующих и перспективных нефтегазоносных районов составляет 1,7 млн кв. км, или свыше 60% всей территории страны. Нефтегазовой отраслью обеспечивается около четверти ВВП республики. Конечно, в стране запущены серьезные и системные механизмы диверсификации экономики, прежде всего Государственная программа индустриально-инновационного развития, первая пятилетка которой уже закончена. Но это дело не одного года и, наверно, не одного десятилетия.

Международную экономику и политику сотрясает глубокая турбулентность. Резко снизилась цена на нефть. Она уже преодолела все прогнозные рубежи, и никто не знает, когда и как цена стабилизируется и начнет движение вверх. Для Казахстана и его нефтегазовой сферы это падение цен является негативным фактором и влечет за собой вполне определенные финансовые и экономические риски. Для их преодоления естественный шаг – вывести на первый план две задачи: по увеличению объемов добычи стратегического для страны сырья и по наращиванию объемов его экспорта. Но вот как это делать в наполненной неопределенностью современной международной обстановке – большой вопрос, который в одиночку решить нельзя, – он требует объединения усилий многих стран.

Одним из важных шагов международного уровня, направленным на продвижение в этом вопросе, стало проведение в нашей стране X Евразийского форума KAZENERGY «Новые горизонты энергетики: перс­пективы сотрудничества и инвестиций», открывшегося 29 сентября 2015 года в Астане. И, безусловно, одним из наиболее интересных и представительных его мероприятий стала нефтегазовая конференция "Энергобезопасность в Евразийском регионе: новый механизм сотрудничества".

Форум стал юбилейным, десятым со дня своего старта в 2006 году. И каждый год он привлекает очень авторитетный состав участников, освещает важнейшие энергетические проблемы и пути их преодоления, реально активизирует международное сотрудничество. На форуме выступают крупнейшие игроки энергетического рынка, мировые политики, ведущие ученые и эксперты. Актуальность форума определяется тем, что евразийский регион сегодня, как никогда ранее, фокусирует формирование, столкновение и взаимодействие новых крупнейших стратегий и интеграционных инициатив нашего времени. Среди них надо отметить прежде всего Евразийский экономический союз, начавший работать с 1 января 2015 года. Он стал реальным воплощением в жизнь фундаментальной Евразийской инициативы, выдвинутой Президентом Нурсултаном Назарбаевым еще в 1994 году – 21 год назад. Еще одна успешно развивающаяся инициатива – ШОС. Набирает силы и новое глобально значимое, хотя пока и неформальное, объединение БРИКС. И, конечно, огромное значение имеют масштабный проект "Экономический пояс Шелкового пути" и включающая его более объемная инициатива "Один пояс – один путь", выдвинутые руководством КНР. Это проявления нового времени, сигналы грядущего нового мироустройства, которое затронет все стороны жизни планеты, в том числе и в сфере энергетики.

Все это приведет и уже приводит к принципиальному переформатированию геоэнергетической карты Евразии. Большие изменения ждут энергетические сектора экономики, наверное, всех стран региона, а также систему транзита энергии и ресурсов. Это будут очень важные шаги, в корне меняющие взаимоотношения всех сторон, представленных на энергетическом рынке региона. В частности, для Казахстана становится актуальным смещение приоритетов транспортировки углеводородов на Восток, прежде всего в Китай, лидирующий по потреблению нефти в мире. Столь масштабные проекты, как "Один пояс – один путь", будут успешно работать только в условиях политической стабильности и безопасности. В том числе и в такой чувствительной сфере, как энергетическая безопас­ность, которая становится ключевым условием развития наших стран, региона и мира в целом. Сегодня, как никогда ранее, актуально обеспечить состояние защищенности и перспективы развития национальных энергетических систем, включая доступ к сырьевым ресурсам, безо­пасность их добычи, переработки и транспортировки сырья, передачи электроэнергии внутри стран и между ними.

Ситуация, складывающаяся в данной сфере, достаточно динамична. Выступая на VIII Астанинском экономическом форуме, Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев отметил: "Особую важность имеет инициатива лидера КНР "Экономический пояс Шелкового пути", которая впервые была озвучена в Астане. Мы одними из первых поддержали эту инициативу и уже вносим свою лепту».

Реализация "Экономического пояса Шелкового пути" уже открывает новые перспективы не только для диверсификации маршрутов поставок энергоносителей, но и для общего рос­та объема торговли на Евразийском континенте. На недавних встречах в Пекине с руководителями КНР и крупнейших корпораций Китая Нурсултан Абишевич подчеркнул, что у наших стран большой опыт взаимодействия в добыче, транспортировке и переработке энергетического сырья, в частности, с корпорациями CNPC и "Цинхуа".

Принятая по инициативе Президента Казахстана программа "Нұрлы жол" предусматривает, в частности, крупные вложения в транспортные проекты для трансконтинентальных коридоров. Думаю, это характерный пример системных действий нашего Елбасы на опережение, предвидения ключевых трендов развития страны, региона и мира в целом.

Совсем недавно казахстанская делегация приняла участие во II Меж­дународном логистическом форуме "Китай – Шелковый путь", состоявшемся в городе Ляньюньгане. В ходе встреч была презентована новая экономическая политика РК "Нұрлы жол" в контексте взаимной синергии с программой КНР "Один пояс – один путь".

Все это, безусловно, дает новый толчок развитию региональной экономической кооперации в сфере нефтегазового сотрудничества. И в этом плане состоявшаяся 29 сентября конференция стала весьма заметным явлением. На ней были обсуждены многие аспекты развития такого сотрудничества, создания ресурс­ных мостов Экономического пояса Шелкового пути и его концепции в нефтегазовой части, технологичес­кой модернизации отрасли и другие. Это явилось важным шагом по выработке реальных подходов к созданию нефтегазовой составляющей Шелкового пути. Такая задача сегодня ставится впервые в мировой практике, и ее решение откроет принципиально новые перспективы для развития нефтегазовой сферы всего Евразийского региона.

Должен отметить, что здесь очень большое значение сыграл накопленный Ассоциацией KAZENERGY огромный опыт международного сотрудничества в сфере энергетики и высокий авторитет на мировой арене. Благодаря этому на форум, включая и нефтегазовую конференцию, удалось привлечь крупнейших игроков нефтегазового рынка мира. В частности, соорганизаторами неф­тегазовой конференции выступили такие мощные структуры, как Инженерная академия Китая и корпорация CNPC, в числе участников оказались ведущие специалисты и ученые целого ряда стран. Вследствие этого выработанные форумом и конференцией мнения и рекомендации подкреплены солидным авторитетом науки и практики, реальны и перспективны.

На конференции было также подчеркнуто, что больше внимания важно уделять научному и инженерному обеспечению энергетической отрасли. Особенно это актуально в связи с беспрецедентно жестким ростом конкуренции в данной сфере и нарастанием трудностей в добыче ресурсов.

Каковы эти трудности? Прежде всего это все более сложное и разнообразное геологическое строение месторождений и разнообразие составов углеводородов. Новые месторождения характеризуются, как правило, сложным строением и малой проницаемостью пластов. Это свойственно как отечественной, так и мировой практике. К примеру, более 80% запасов нефти в Западном Казахстане связано с подсолевыми месторождениями, залегающими в сложно-построенных резервуарах-коллекторах при наличии в попутном газе высокого содержания сероводорода и углекислого газа.

Также в мировой практике не­уклонно сокращаются запасы легкодобываемой нефти, которой соответствовали, в частности, большие дебиты добывающих скважин (в т. ч. фонтанирование). В Казахстане такие запасы сегодня практически исчерпаны. Значительное число наших месторождений содержат сильно вязкую и парафинистую нефть, причем залегающую на больших глубинах (более 3 км). Так, нефтяные пласты на известных месторождениях Тенгиз, Карачаганак, Жанажол, Кашаган в среднем находятся на глубине 4–6 км. Кроме того, эта нефть обладает аномальными свойствами и характеризуется значительным содержанием сернистых соединений. Все данные факторы создают серьезные трудности и повышают себестоимость как при добыче нефти, так и при доставке ее по магистральным трубопроводам. Такая ситуация становится особенно чувствительной и превращается в экономическую угрозу на фоне падающих цен на нефть.

Еще один важный аспект – необходимость повышения коэффициента нефтеотдачи пластов. Это одна из ключевых задач отрасли. По информации Минэнерго, сейчас в Казахстане около 70% нефти на действующих месторождениях остается неизвлеченной. По подсчетам экспертов, внедрение новых методов нефтеотдачи позволило бы нарастить извлекаемые запасы нефти в Казахстане как минимум на 15–20%. А ведь при существующих в Казахстане объемах добычи повышение нефтеотдачи хотя бы на 1% равносильно введению в строй нового крупного нефтяного месторождения.

Особую значимость приобретают вопросы повышения эффективности разработки малопродуктивных пластов, залежей высоковязких нефтей, нефтегазовых объектов с обширными водонефтяными зонами. Для этого уже есть и используются определенные технологии – горизонтальное бурение, гидроразрыв пласта, закачка полимеров или пара в пласт и другие.

Однако практика показывает, что процесс "ухудшения" месторождений носит перманентный характер, поэтому перечень таких технологий надо постоянно расширять и повышать их эффективность. Именно здесь лежит серьезное поле деятельности для расширения научно-инженерного взаимодействия на евразийском пространстве, в том числе с нашими российскими и китайскими коллегами. По большому счету, задача "реанимации" использованных месторождений со столь большим содержанием остаточной нефти должна расцениваться чрезвычайно ответственной и архиприоритетной для отечественной науки, инженерной деятельности и инноваций. Аналогично, нужны и новые эффективные технологии транспортировки энергетического сырья, его переработки и потреб­ления, инженерные кадры нового поколения.

Наука и инженерная мысль, особенно при действенном международном сотрудничестве, способны все это обеспечить. Такое утверждение я выношу не только из общих сооб­ражений, но и как ученый, многие годы занимающийся именно такой проблематикой. К примеру, у казахстанских ученых есть научные разработки по моделированию и оптимизации добычи нефти на сложных месторождениях, по компьютерно-управляемым системам трубопроводного транспорта нефти, и т. д. Уверен, что новые подходы к объединению научно-инженерных усилий в этом направлении, прозвучавшие на Х Евразийском форуме KAZENERGY, результаты конференций, дискуссий, встреч, подписание соглашений выльются в новые механизмы международного сотрудничества. И реально откроют будущие горизонты развития энергетической сферы, ее науки, инженерных разработок и инноваций, взаимовыгодного трансферта знаний и технологий.

Вхождение Казахстана в число наиболее развитых стран мира немыслимо без реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития республики. Глава государства Нурсултан Назарбаев, являющийся отцом-вдохновителем этой грандиозной программы, неоднократно подчеркивал, что экономическая и социальная значимость ФИИР для Казахстана является абсолютной, поэтому темпы ее реализации не должны снижаться.

На сегодняшний день в рамках программы ФИИР было реализовано 288 проектов на общую сумму 970 млрд тенге; создано более 30 тысяч постоянных рабочих мест. В 2015 году на реализацию госпрограммы ФИИР году запланировано 200,7 млрд тенге. Благодаря госпрограмме ФИИР в период с 2010-го по 2014 годы был запущен процесс диверсификации экономики Казахстана. Это стало возможным за счет ускоренного развития обрабатывающей промышленности, увеличения несырьевого экспорта и привлечения прямых иностранных инвестиций в несырьевые сектора. Эксперты оценивают это в качестве безусловного позитивного стратегического изменения в экономике и системе государственного управления страны.

Реализация госпрограммы позволила не допустить рост безработицы и сохранить в сложный кризисный период рабочие места в обрабатывающей промышленности. В ходе первой пятилетки реализации ФИИР также были протестированы различные инструменты господдержки и новые направления политики. Помимо этого была создана эффективная система институтов развития промышленности, поддержаны крупные значимые для развития несырьевых отраслей проекты. Анализ экономической ситуации показал, что в последние три года первой пятилетки Госпрограмма ФИИР позволила увеличить темпы роста выпуска промышленной продукции. Показателен тот факт, что первая пятилетка индустриализации в Казахстане завершилась реализацией 770 из 1042 проектов на 3 трлн тенге частных инвестиций. В рамках новых проектов создано 75 тысяч постоянных рабочих мест.

В период реализации первой пятилетки отмечен быстрый рост производительности труда в промышленном секторе республики. Одним из показательных результатов ФИИР стали высокие темпы роста в обрабатывающей промышленности. По итогам первой пятилетки обрабатывающий сектор по темпам роста опередил сырьевой.

По расчетам экспертов Национальной палаты предпринимателей, эффект реализации ГПФИИР на экономику страны в целом выглядит следующим образом: вклад проектов Карты в приросте ВВП в 2010 году составил 0,5 процентных пункта в 7,3% реального роста, в 2011 году – 1,7 процентных пункта в 7,5%, в 2012 году – 1,3 процентных пункта в 5% и в 2013 году - 0,8 процентных пункта из 6% реального роста. Вклад проектов Карты в прогнозный период до 2020 года ежегодно ожидается на уровне 1,2-1,8 процентных пункта в приросте ВВП 5-6,4%.

Начавшаяся в 2015 году вторая пятилетка индустриализации будет направлена на форсированное развитие промышленности за счет использования новых возможностей и уроков первой пятилетки. В частности, основной целью второй пятилетки станет стимулирование диверсификации и повышение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности.

Для этого Казахстану необходимо достичь опережающего развития обрабатывающей промышленности, повышения эффективности и увеличения добавленной стоимости в приоритетных секторах, увеличения несырьевого экспорта, сохранения продуктивной занятости, придания нового уровня технологичности приоритетным секторам обрабатывающей промышленности и создание основы для развития секторов будущего через формирование инновационных кластеров. Кроме всего прочего, предполагается стимулирование предпринимательства и развитие малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности.

Как известно, программа второй пятилетки является частью промышленной политики Казахстана и сфокусирована на развитии обрабатывающей промышленности с концентрацией усилий и ресурсов на ограниченном числе секторов, региональной специализации с применением кластерного подхода и эффективном отраслевом регулировании. По результатам анализа были выбраны шесть приоритетных отраслей обрабатывающей промышленности, такие как металлургия, химия, нефтехимия, машиностроение, строительство материалов, пищевая промышленность, которые разделены на 14 секторов: чёрная металлургия; цветная металлургия; нефтепереработка; нефтегазохимия; производство продуктов питания; агрохимия; производство химикатов для промышленности; производство автотранспортных средств, их частей, принадлежностей и двигателей; производство электрических машин и электрооборудования; производство сельскохозяйственной техники; производство железнодорожной техники; производство машин и оборудования для горнодобывающей промышленности; производство машин и оборудования для нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленности и производство строительных материалов.

По прогнозам, реализация ГПИИР позволит достичь существенного прогресса по всем ключевым показателям развития промышленности и экономики в целом. Эксперты считают, что программа позволит в 2019 году достичь следующих экономических показателей к уровню 2012 года: прироста объёмов произведённой продукции обрабатывающей промышленности на 43% в реальном выражении; роста валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности не менее чем в 1,4 раза в реальном выражении; роста производительности труда в обрабатывающей промышленности в 1,4 раза в реальном выражении; роста стоимостного объёма несырьевого (обработанного) экспорта не менее чем в 1,1 раза; снижения энергоёмкости обрабатывающей промышленности не менее чем на 15%; роста занятости в обрабатывающей промышленности на 29,2 тыс. человек.

Обеспечение условий для повышения квалификации рабочих до уровня специалистов среднего уровня является необходимым требованием для выполнения всех поставленных задач. В частности, планируется, что к 2030 году будет увеличена доля специалистов среднего уровня и уменьшена доля низкоквалифицированных работников в общей структуре занятости в экономике. По прогнозам экспертов, численность занятых в экономике к 2030 году составит 9,4 млн человек, что соответствует 11% росту, а численность специалистов среднего уровня в экономике Казахстана к 2030 году вырастет на 680 тысяч человек. На реализацию ГПИИР в 2015 году в общей сложности запланировано 200,7 млрд тенге, из которых 54,7 млрд тенге выделяются из Республиканского бюджета и 146 млрд тенге – из Национального фонда РК.

За годы реализации программы ФИИР, давшей существенный импульс развитию специальных экономических зон, в СЭЗ страны порядка 6,6 тысяч рабочих мест. По информации Комитета по инвестициям МИР РК, за истекшие пять лет в инфраструктуру Свободных экономических зон было вложено в четыре раза больше, чем за предыдущие девять лет – 148,3 млрд тенге. Естественно, это положительно сказалось на активности инвесторов. В проекты привлечено 338 млрд тенге, что в семь раз больше, чем за предыдущие девять лет. При этом объем производства вырос в 4,5 раза и составил 620 млрд тенге.

Как известно, в настоящее время в Казахстане функционируют десять СЭЗ, в которых успешно работают 124 производства. При этом еще 74 проекта находятся на стадии реализации. Всего в СЭЗ открыты 8,3 тыс. рабочих мест, из которых 6,6 тысяч были созданы с 2010 года, а оставшиеся 1,6 тыс. рабочих мест – в период с 2001 по 2009 годы.

Реализация государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) является приоритетной для всех регионов Казахстана. И это объективно, ведь на сегодня ФИИР представляет собой мощную опору отечественной экономики, устойчивое развитие которой в числе первоочередных задач. Успешная реализация программы позволит вывести нашу страну на передовые позиции не только в регионе Центральной Азии, но и в мире.

По всему Казахстану открываются новые предприятия. Однако не только открытие новых предприятий определяет сущность государственной программы. Гораздо важнее ее реальное наполнение. Так, например, отмечается реальный рост обрабатывающей промышленности, который в 2012 году по отношению к 2008-му составил 19,9 процента, в 2012-м по отношению к 2011 году – 0,7 процента, а в I квартале 2013 года – 1,6 процента. В машиностроении в также отмечалось увеличение объемов производства – на 16,2 процента, производства прочей неметаллической минеральной продукции (стройматериалов) – на 10,6 процента, легкой промышленности – на 8,3 процента, химической – на 5,9 процента, фармацевтической – на 5,6 процента. Успешно работают автомобильные кластеры в Усть-Каменогорске и Костанае. Таким образом, создана отрасль, ранее в стране не существовавшая. Планируется, что к 2020 году производство автомобилей в Казахстане достигнет 300 тысяч единиц в год.

Эти результаты естественным образом нашли свое отражение и в ВВП страны. В целом процессу индустриализации страны дан очень хороший старт.

Как известно, основной целью государственной программы является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности. В этом направлении сделано уже немало. Так, не первый год в разных регионах страны можно наблюдать эффективную работу открывшихся производственных предприятий. Результаты ФИИР можно рассматривать через ВВП, где основной вклад в прирост ВВП был достигнут не только за счет добывающих отраслей, как это было ранее. Общий реальный прирост ВВП в 2012 году (по отношению к 2008-му) составил 22,6 процента. При этом самый высокий показатель (19,4 процента) был достигнут в обрабатывающей промышленности. Реализация государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию имеет большую социально-экономическую перспективу, так как одним из главных уроков влияния глобального финансово-экономического кризиса является необходимость определения и формирования современных приоритетов в экономике в соответствии с велением времени.

Развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивающих ее диверсификацию и рост конкурентоспособности, является одной из основных задач ФИИР. Таким образом, реализация программы способствует постепенному отходу Казахстана от сырьевой зависимости экономики и переходу в разряд стран с экономикой, в основе которой лежат передовые технологии. Кроме этого, проводимая работа позволит укрепить конкурентоспособность отечественной экономики, а также обеспечить занятость населения, подъем уровня его жизни.

Поэтому неудивительно, что среди задач ФИИР значится усиление социальной эффективности развития приоритетных секторов экономики и реализация инвестиционных проектов. Создание благоприятной среды для индустриализации, формирование центров экономического роста на основе рациональной территориальной организации экономического потенциала, равно как и обеспечение эффективного взаимодействия государства и бизнеса в процессе развития приоритетных секторов экономики также является немаловажным моментом. Практика показывает, что многие из поставленных задач решаются как на республиканском, так и на региональном уровнях.

Между тем не стоит забывать, что динамичное развитие предприятий, равно как и предпринимательства, в большинстве случаев зависит не только от желания бизнесменов и товаропроизводителей открыть или расширить свое производство. Здесь необходимо помнить, что одну из основных ролей играет государство, призванное создать все необходимые условия для развития предприятий, в том числе и в правовом поле. В этом плане тоже есть смысл подвести итоги, так как и в данном направлении проделана довольно масштабная работа. «Сформирована и постоянно совершенствуется законодательная база индустриализации. Реализуются «Дорожная карта бизнеса-2020», программы «Производительность-2020», «Экспортер-2020» и другие. Всего бизнесу предлагается порядка сотни инструментов государственной поддержки частных инициатив. Большая работа проведена по развитию железнодорожного машиностроения, впервые в истории нашей страны налажен выпуск электровозов, тепловозов, пассажирских и грузовых вагонов. Развивается автомобильная промышленность. Таких прорывных производств раньше в Казахстане не было. Это наша общая победа, победа всех казахстанцев», – подчеркнул Нурсултан Назарбаев.

Казахстан не будет останавливаться на достигнутом, а будет продолжать поступательное движение вперед в рамках очередной пятилетки, которая станет логическим продолжением первого этапа реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития.

Грядущий экономический подъем и перспективы возможностей, которые открываются перед страной, бизнесом и гражданами Казахстана зависят от успеха и темпов реализации государственной программы ФИИР. Возможно, ключевым инструментом реализации программы является «Карта индустриализации Казахстана». Она включает в себя новейшие приоритетные инвестиционные проекты, инструменты мониторинга и управления через оказание точечных мер государственной поддержки. На сегодняшний день «Карта индустриализации» включает 469 проектов на сумму 8,3 трлн тенге. Чтобы ощутить масштабность задачи, отметим, что годовой бюджет всей страны в два раза меньше. Запущены сотни проектов на поистине астрономическую сумму. Создано десятки тысяч новых постоянных рабочих мест. До конца текущего года планируется ввести в эксплуатацию множество проектов инновационной направленности, что позволит создать дополнительно еще десятки тысяч новых рабочих мест.

Благодаря программе индустриализации объем производства машиностроения увеличился более чем в 2,8 раза с 301,4 млрд тенге в 2008 году до 853,9 млрд тенге в 2013 году. Реальный рост с 2008 по 2013 год составил 175,1%. Валовая добавленная стоимость в отрасли выросла в 1,5 раза, в 2008 г. 158,1 млрд тенге, в 2013 г 233,4 млрд тенге. Производительность труда увеличилась в 2,2 раза к уровню 2008 года и составила 24,3 тыс долларов в 2013 году. В 2013 году объем инвестиций в основной капитал отрасли составил 47,5 млрд тенге, что в 3,4 раза больше чем за 2008 год.

Объем производства машиностроения благодаря программе индустриализации увеличился в Казахстане более чем в 2,8 раза с 301,4 млрд тенге в 2008 году до 853,9 млрд тенге в 2013 году. Реальный рост с 2008 по 2013 год составил 175,1%. При этом экспорт машиностроения по итогам 2013 года составил 1,3 млрд долларов США. Если в 2008 году машиностроение Казахстана было представлено 3 основными подотраслями, то в 2012 году машиностроение уже представлено 6 основными сегментами: производство автотранспортных средств; ремонт и установка машин и оборудования; производство электрического оборудования; производство электронной и оптической продукции и др. Освоен выпуск локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов (зерновозы, полувагоны, контейнеровозы), легковых и грузовых автомобилей, спецтехники (пожарная и коммунальная техника), а также комплектующих к ним; мобильных буровых установок, индустриальных аккумуляторов. За четыре года в отрасль привлечено более 1 млрд евро инвестиций. Инвестиций, прежде всего, в виде технологий мировых производителей машиностроительной продукции. GE, Alstom, Toyota, Simens. В 2013 году были запущены такие объекты, как: В Костанайской области было запущено производства автомобилей марки Ssang Yong модели Nomad методом CKD (мелкоузловой) сборки, мощностью 25 тысяч штук.

Завод по выпуску трубопроводной арматуры в Атырауской области мощностью 30 000 шт. в год, создано 75 рабочих мест; была произведена модернизация и расширение производственных мощностей завода по производству трансформаторного оборудования и электротехнической продукции в Южно-Казахстанской области, создано дополнительно 110 рабочих мест; было осуществлено внедрение производства по изготовлению крышек люков полувагонов в Восточно-Казахстанской области, мощностью 42000 шт., дополнительно создано 84 рабочих места; было внедрено создание производства фильтров для автотранспорта и иной спецтехники в Карагандинской области мощностью 148 000 шт. За 2013 год новыми предприятиями машиностроения произведено продукции на сумму 119,5 млрд тенге или почти 14% в общем объеме машиностроения. В первом полугодии введены в эксплуатацию еще четыре проекта.

В Костанайской области началось производство автомобилей марки TOYOTA модели FORTUNER методом CKD (мелкоузловой) сборки, мощностью 3 тыс. автомобилей в год. В Карагандинской области заработал германский завод по производству шаровых кранов мощностью 10 тыс тонн. В Северо-Казахстанской области запущено производство по изготовлению энергетического котлового оборудования. В Восточно-Казахстанской области теперь выпускаются электрофильтры, рукавные фильтры, циклоны, скрубберы, питатели сырого угля.

За время реализации госпрограммы в отрасли созданы тысячи новых высокопроизводительных рабочих мест. Особый импульс получили отрасли автомобилестроения, производства железнодорожной техники, сельскохозяйственного машиностроения. Появился целый инновационный кластер железнодорожного машиностроения: локомотивы, силовые агрегаты, вагоны, комплектующие. Все это стало возможно благодаря совместной работе Правительства, ФНБ «Самрук Казына» и АО НК «КТЖ».

За 2013 год доля автомобилестроения в машиностроении по сравнению с 2008 годом выросла в четыре раза и составила 18,3%. В 2013 году отечественными предприятиями выпущено более 37 тыс. легковых автомобилей. Это почти в 2 раза больше чем в 2012 году и в 11,6 раз 2008 г. Объем производства по сравнению с 2008 годом вырос в 12 раз (с 13,5 до 156,5 млрд. тенге). Все это стало возможным еще и потому, что производители автомобилей получили кредитов и лизинга от государственных институтов развития на сумму более 10 млрд тенге.

Между тем за годы реализации ГПФИИР в обрабатывающую промышленность привлечено больше, чем за все предыдущие годы независимости. В годы ГПФИИР в обрабатывающую промышленность привлечено 74% всех инвестиций, которые были привлечены, начиная с 2005 года. В связи с тем, что до 2005 года приток прямых иностранных инвестиций был незначительным, это означает, что за годы ГПФИИР в обрабатывающую промышленность привлечено больше чем за все предыдущие годы независимости.

В первой пятилетке стояла задача привести крупных инвесторов в приоритетные сектора, которые позволили бы стать драйверами в своих отраслях, а также создать отраслевые кластеры. Если рассматривать машиностроение, то появились базовые предприятия по крупно узловой сборке автомобилей, железнодорожных локомотивов, комбайнов.

При общем росте притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ), доля обрабатывающей промышленности увеличилась с 7% до ГПФИИР до 14% в годы ГПФИИР. Так, к примеру, основная доля иностранных инвестиций (82%), или 14 477 млн долларов США, была привлечена в металлургическую промышленность и производство готовых металлических изделий. Далее 7%, или 1 229,6 млн долларов США было привлечено в производство пищевых продуктов, 4,6%, или 813,9 млн долларов США - в производство компьютеров и электронной продукции, а 2,6%, или 465 млн. долларов США - в производство резиновых и пластмассовых изделий.

В рамках реализации второй пятилетки индустриализации определены шесть приоритетных отраслей – это нефтеперерабатывающий и металлургический комплекс, пищевая и химическая промышленность, промышленное оборудование и производство строительных материалов. В новой программе максимально учтены уроки, полученные при реализации первой пятилетки, использован весь накопленный позитивный опыт.

Будут реализованы системообразующие проекты в обрабатывающей промышленности с участием иностранных инвесторов. Всего их на сегодняшний день 22. В частности, совместно с альянсом «Рено-Ниссан» запускается строительство автозавода полного цикла и технопарка по производству автокомпонентов. Итальянская компания «Тенарис» инвестирует в завод по производству труб премиум-класса. Совместно с английской «Дандо Дрилинг» будет запущен завод по производству буровых установок. Российский «Еврохим» планирует производство минеральных удобрений. Канадская «Куду Индастриз» намерена наладить производство винтовых насосов для нефтегазовой отрасли. В рамках сотрудничества по программе «Шелковый путь» реализуется большой пакет проектов с китайскими партнерами.

Эффективное проведение индустриализации необходимо для достижения главной цели Стратегии-2050 – вхождения Казахстана в число 30 наиболее развитых стран мира. Главой государства определен ряд направлений работы, которым нужно уделять особое внимание как центральным исполнительным органам и местным исполнительным органам. Это, в первую очередь, повышение эффективности и производительности действующих предприятий. Для этого требуется внедрение системы бережливого производства, элементов роботизации и автоматизации, модернизация технологических линий. Особенно это касается традиционных отраслей: металлургии, нефтепереработки, химии.

Между тем особую актуальность приобретает создание и дальнейшее развитие принципиально новых для Казахстана отраслей промышленности – нефтегазохимии, автомобилестроения и ряда других. Здесь, по мнению Нурсултана Назарбаева, решение кроется в реализации нескольких крупных стратегических проектов совместно с глобальными игроками. В этой связи президент страны поручил Правительству, национальным холдингам определить перечень таких проектов, закрепить ответственность за их реализацию. Для доступа к современным технологиям, компетенциям и глобальным рынкам сбыта надо обеспечить привлечение десяти транснациональных корпораций и «якорных» инвесторов.

Высокий потенциал для развития отечественного бизнеса, создания конкурентоспособной продукции и выхода на внешние рынки имеется в таких секторах, как пищевая промышленность, производство строительных материалов, машиностроение. В связи с этим холдингу «Байтерек» совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» поручено активизировать работу по реализации проекта «Национальные чемпионы».

Помимо этого Казахстан нуждается в собственных брендах, по которым нас будут узнавать во всем мире. Глава государства призвал проявить максимальную креативность, чтобы этот национальный образ был привлекательным, ярким и свежим, представляющим нашу страну с самой лучшей стороны.

Выход на приграничные рынки России, Центральной Азии, Китая, Индии и Ирана – еще одна задача, стоящая перед государством. Эта работа требует начать более концентрированную работу в рамках интеграционных процессов, особенно Евразийского экономического союза. Не меньшую важность имеет налаживание более тесного сотрудничества и координации между областями внутри Казахстана – ведь регионы могут сами перекрывать потребности друг друга в тех или иных товарах и услугах, могут реализовывать совместные проекты. Такая консолидация даст дополнительные возможности для экономического роста.

Эксперты сходятся во мнении, что обеспечению устойчивого и сбалансированного роста экономики страны будет способствовать успешная реализация госпрограммы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан (ФИИР).

«Я из своего опыта большого просто предвижу, что ближайшие годы станут временами глобальных испытаний в мире и для нас тоже. Будет меняться архитектура мира. Достойно пройти через этот этап смогут не все государства. Этот этап перейдут только сильные сплоченные державы», — передает слова президента КазТАГ.

При этом он отметил, что геополитический кризис является дополнительным препятствием для восстановления мировой экономики после кризиса.

«Мировая экономика так и не оправилась от кризиса, восстановление идет медленными неуверенными темпами. Геополитический кризис дает дополнительные препятствия для восстановления мировой экономики. Мы часть мировой экономики и все, что происходит в мире, нас задевает», — добавил он.

Президент объявил о новой экономической политике «Нурлы жол».

«Сегодня отвечая на вызовы, которые стоят перед нами, я объявляю о новой экономической политике Казахстана «Нур жол», — сказал Назарбаев, выступая с ежегодным посланием.

«Именно этому я посвящаю новое послание народу на 2015 год», — добавил он.

Глава государства объяснил, почему обратился с Посланием заранее, сообщает Tengrinews.kz.

«Уважаемые соотечественники! В 2007 году начался мировой кризис, а также вызовы и угрозы до сих пор имеют место, и кризис этот до сих пор продолжается. Между Россией и Западом сейчас есть санкционная политика. То, что творится в Ближнем Востоке, также определенно воздействует на Казахстан. Можно сказать, что кризис продолжается. Мы должны предпринять меры, чтобы оправдать доверие народа и выйти из этого положения целыми и невредимыми. Ближайшие годы будут не очень легкими для нашей страны, по этой причине я хочу заранее, заблаговременно сейчас обратиться со своим Посланием, что мы должны предпринять с нового года. Для того, чтобы дать время для этого, я обращаюсь с Посланием в конце года», — сказал он.

Послание Главы государства на 2015 год, безусловно, войдет в историю как документ стратегического значения, нацеленный на обеспечение устойчивого развития Казахстана в период глобального кризиса.

В нынешней тревожной ситуации в мире только наше государство в состоянии принять меры по оздоровлению банковского сектора, развитию инфраструктуры, поддержке бизнеса, завершению уже начатых проектов за счет средств Национального фонда, направив на эти цели 1 трлн тенге. Стратегическим преимуществом Казахстана является наступательный характер антикризисных мер, поскольку речь идет о подготовке платформы для экономического рывка вопреки тяжелейшей ситуации в мировой экономике. Именно в этом заключается стержневой смысл новой экономической политики «Нұрлы жол».

В условиях турбулентности мировых рынков реализация важнейших инфраструктурных проектов позволит Казахстану поддержать темпы экономического развития и обеспечить занятость населения. Только за счет дорожного строительства предполагается создание 200 тысяч новых рабочих мест.

В целом, программа «Нұрлы жол» будет иметь мультипликативный эффект, реализация плана инфраструктурного развития повлечет за собой подъем смежных отраслей экономики. Дополнительные шансы развития открываются для малого и среднего бизнеса. Новые транспортные артерии свяжут все области Казахстана со столицей, дадут импульс к социально-экономическому развитию целого ряда малых городов и сел.

Новая экономическая политика «Нұрлы жол» — это новый этап в поступательном развитии Казахстана. В наше неспокойное время, когда крупные державы стоят на перепутье мировых магистралей, наш Президент предложил уникальную программу действий. Его Послание в полной мере отражает возросший экономический потенциал Казахстана. Всего лишь 20 лет назад наша страна не имела ни доллара в собственных запасниках, а сейчас заявила всему миру о решении направить огромные средства на строительство инфраструктуры, решение актуальных социальных задач, оздоровление финансового сектора.

Дорогу осилит идущий. Весь наш народ вышел на Нұрлы жол, светлый путь в благополучное будущее. Нет сомнений в том, что под сильным лидерством Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева мы обязательно достигнем искомой цели.

Сіздің реакцияңыз?
Ұнайды 0
Ұнамайды 0
Күлкілі 0
Ашулы 0

Серіктес жаңалықтары

Тегтер:

#нурлы жол