29 мая 2014 года – дата, которая в скором времени займет особое место в учебниках по новейшей истории Казахстана. Именно в этот день президентами Казахстана, России и Беларуси был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе.
Путь, который преодолели страны – участницы ЕАЭС, – это уже история. От идеи до воплощения евразийского проекта прошло более 20 лет. И здесь надо отметить ключевую роль Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Выступив с инициативой создания Евразийского союза в 1994 году в Московском университете, Глава государства сделал все, чтобы воплотить задуманное в жизнь.
Казахстанский Лидер предложил совершенно иной уровень амбиций и принципиально новые, в отличие от СНГ, принципы работы. Основу объединения по замыслу Главы государства должны были составить наднациональные органы, а сам проект органично увязывался с многовекторной политикой Казахстана.
Идея Нурсултана Назарбаева далеко не сразу нашла сторонников. В 1992–1994 годах в странах постсоветского пространства отмечался "пик" дезинтеграции, возникло множество конфликтов. Этап взаимного отторжения был неизбежен. Наверное, поэтому первые попытки интеграции оказались неудачными. Но зато был получен опыт, который позволял отшлифовать механизмы сотрудничества.
Оживление евразийской интеграции произошло в 2000 году: пять государств – Казахстан, Беларусь, Кыргызстан, Россия и Таджикистан – создали Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Заявленная цель – формирование общей таможенной территории с последующим выходом на более высокие ступени взаимодействия. Впрочем, и тут на первых этапах возникли неизбежные трудности. Экономики стран-участниц оказались слишком разными. Как следствие, в 2006 году было принято политическое решение сделать пионерами интеграции Казахстан, Россию и Беларусь. "Тройка" приступила к созданию Таможенного союза и Единого экономического пространства. Остальные страны планировали присоединиться к процессу по мере готовности. Так поэтапно и пришли к нынешнему уровню взаимодействия.
В современном глобализующемся мире невозможно представить себе государство, замкнутое в своих границах. Сегодня существует более двухсот различных интеграционных объединений. Самые крупные из них – в Западной Европе – Евросоюз (ЕС); в Северной Америке – НАФТА (North American Free Trade Agreement), в Азиатско-Тихоокеанском регионе – АТЭС. Теперь к этому списку следует прибавить Евразийский экономический союз.
Сегодня в ЕАЭС уже входят пять государств – Казахстан, Россия, Беларусь, Армения и Кыргызстан, которые формируют новую геополитическую реальность на пространстве Евразии.
К слову, интерес к наращиванию сотрудничества с новой интеграционной структурой проявляют многие государства, в том числе из дальнего зарубежья. В частности, подписано Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом. Это первое соглашение подобного рода и, очевидно, не последнее. Около 40 государств мира проявляют интерес к более тесному партнерству с Евразийским экономическим союзом. В этом списке страны Азиатско-Тихокеанского региона – Индонезия, Малайзия, Таиланд, Камбоджа.
Создана совместная исследовательская группа по заключению соглашения свободной торговли с Израилем, Индией, Египтом. Принято решение о создании такой группы с Ираном. В создании зоны свободной торговли с ЕАЭС заинтересованы Корея, Монголия, Эквадор, Перу, Чили и многие другие государства.
Такой формат сотрудничества набирает все большую популярность. Эксперты подсчитали: если тенденция сохранится, то уже через 6 лет до 60% всей мировой торговли будет осуществляться в рамках режима свободной торговли.
Безусловно, интеграция это не только возможности, но и вызовы. Нам нужно быть конкурентоспособными, чтобы комфортно чувствовать себя в рамках ЕАЭС и ВТО.
Не случайно этот вопрос буквально на днях был рассмотрен на заседании Совета безопасности под председательством Главы государства. Президент, в частности, напомнил о вызовах, которые сегодня препятствуют нормальной работе Евразийского экономического союза. Неблагоприятная конъюнктура мирового рынка и иные внешние условия не позволяют полностью раскрыть потенциал интеграционного объединения. Вместе с тем ЕАЭС имеет хорошие перспективы. Перед казахстанским бизнесом открываются большие возможности для налаживания межгосударственной кооперации и наращивания экспорта. Главное – суметь воспользоваться предоставленным шансом.
Что важно, строительство новой и конкурентоспособной экономики идет совместно с партнерами по ЕАЭС. В рамках объединения проводится согласованная политика во всех ключевых отраслях, обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, формируются равные условия доступа к образовательным услугам, социальной инфраструктуре каждого государства.
Сотрудничество предполагает проведение скоординированной энергетической политики и поэтапное формирование общих рынков энергоресурсов (электроэнергии, газа, нефти, нефтепродуктов). Предполагается создание общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Эффект от его создания выразится в повышении эффективности использования генерирующих и передающих мощностей, росте объемов взаимной и внешней торговли электроэнергией. Работа этого рынка позволит повысить загрузку электростанций и увеличить использование пропускной способности межгосударственных линий электропередачи. В результате будет обеспечено снижение затрат на производство электроэнергии и сокращение энергоемкости ВВП государств – членов ЕАЭС.
Тесное сотрудничество по этим и другим направлениям позволит создавать крупные совместные производственные цепочки и занять свою нишу на рынке.
Важно понимать и другое: чтобы развиваться дальше, стране нужно расширять рынки сбыта. Евразийский экономический союз – это идеальный вариант. Что важно, это вовсе не мешает интеграции Казахстана по другим направлениям. Напротив, различные инициативы органично дополняют друг друга. К таковым можно отнести проекты по созданию Нового шелкового пути. Территория участников евразийского проекта – транзитное пространство, соединяющее Восток и Запад. И уже сегодня вдоль этого маршрута выстраивается единая транспортно-логистическая система, которая станет одним из драйверов роста евразийской экономики.
На 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Глава государства особо выделил этот важный стратегический аспект.
– Важным для стран Евразии является возрождение экономики Великого шелкового пути на современном уровне. Это принесет благо многим странам, сокращая транзит из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу. Мы прокладываем его инфраструктуру, строя железнодорожные и автомобильные трассы, соединяющие Тихий океан с Европой и Ближним Востоком. Настало время сплотиться вокруг идеи Большой Евразии, которая объединит в единый интеграционный проект XXI века Евразийский экономический союз, Экономический пояс Шелкового пути и Европейский союз, – сказал Нурсултан Назарбаев.
Президент продолжает упорно трудиться над системным продвижением евразийской интеграции "по всем азимутам". Она поэтапно продвигается, расширяется и развивается.
Казахстанцы в скором времени получат возможность жить, учиться, работать в России и Беларуси на тех же правах, что и местные жители этих дружественных нам государств. Жители постсоветских стран с ностальгией предполагают: под аббревиатурой ЕАЭС скрывается обновленная модель Советского Союза. Так ли это, выясняли корреспонденты YK-news.kz.
29 мая в Астане президенты Казахстана, России и Беларуси подписали договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Он начнет действовать на пространстве Таможенного союза (ТС) с 1 января 2015 года. С этим договором население трех стран связывает возрождение Советского Союза в новой интерпретации. Тем более, что уже сейчас в ЕАЭС подумывают вступить еще две бывшие союзные республики - Армения и Киргизия. Казахстанцы, экономические интересы и семейные связи которых распространяются на дружественные государства, мечтают об открытых границах в Россию и Беларусь, как это было 20 лет назад.
Что даст рядовым казахстанцам вступление в ЕАЭС? На этот вопрос в письменном виде ответили в Высшем Евразийском экономическом совете. Приводим выдержки из этого документа.
Свобода передвижения. В июне 2012 года было введено временное соглашение, по которому казахстанцы могут 30 дней находиться на территории России без ранее обязательной регистрации. Это же правило действует и для россиян в нашей стране. С 1 января 2015 года временное соглашение станет постоянным.
Трудоустройство. В 2015 году исключаются процедуры получения специального разрешения на работу, которые страны ТС устанавливали с целью защиты внутреннего рынка труда. Казахстанские работники будут пользоваться в России и Беларуси такими же профессиональными и социальными преференциями, что и коренные жители этих стран: право на труд, устройство детей в школьные и дошкольные учреждения, возможность пользоваться медицинскими услугами, обязательства по уплате налогов. Исключение – работа в госорганах стран ТС и прохождение службы в армии. Еще один бонус - с 1 января 2015 года подоходный налог для граждан Казахстана, работающих в РФ снизится с 30 до 10 процентов.
Высшее образование. Планируется создать список высших учебных заведений трех стран, дипломы которых не будут требовать подтверждения на территории дружественных государств. Так, выпускник, к примеру, "Назарбаев – Университета" будет иметь полное право на трудоустройство в России или Беларуси по своей специальности наравне с выпускниками местных вузов.
Пенсия. Трудовой стаж казахстанцев в будущем будет учитываться при начислении пенсии в России или Беларуси, если житель нашей страны решит переехать в одно из этих государств. Эта норма на данный момент еще не закреплена, но прорабатывается.
Рынок. Из-за конкуренции, которая усилится между поставщиками трех стран, увеличится ассортимент продукции, снизятся цены на нее. Требования к качеству товаров будут повышаться, чтобы отвечать мировым стандартам.
Рабочие места. За счет открытия совместных производств и расширения мощностей уже имеющихся предприятий, которые будут выходить на новые рынки, откроются новые рабочие места, сократится безработица, а благосостояние граждан вырастет.
Плюсы ЕАЭС очевидны пока только на бумаге. На деле они могут стать весьма отдаленной перспективой, считает политолог, заместитель председателя ОСДП "Азат" Петр Своик.
- Создание ЕАЭС – событие действительно эпохальное, отмечает Петр Владимирович. - После распада СССР эта внушительная территория была раздроблена на мелкие государства. Потому нынешнее объединение трех крупных стран Запад отчасти воспринял как возрождение экономического "монстра", то есть Советского Союза. Но по факту до этого возрождения еще довольно далеко. Былого Союза не будет, а Союз нового формата еще нужно успешно запустить.
Петр Своик отмечает, что граждане Казахстана еще не скоро смогут воспользоваться перечисленными преференциями ЕАЭС.
- К примеру, норма по учету трудового стажа при начислении пенсии, как и приравнивание наших дипломов к российским и белорусским еще не проработаны, - рассуждает политолог.
Нашей республике вряд ли стоит рассчитывать и на улучшение экономической ситуации в ближайшее время.
- После обретения суверенитета Казахстан, по сравнению с Россией и Беларусью, гораздо быстрее смог вписаться в мировой рынок, - отмечает Петр Своик. - Для нашей страны это было плюсом. Однако теперь, когда "караван" разворачивается в обратную сторону – к развитию внутреннего рынка, наш "верблюд" оказывается последним. Потому что в России гораздо меньше энергетических объектов, промышленных предприятий, месторождений отдано иностранным компаниям. В Беларуси и вовсе все "народное хозяйство" до сих пор национализированно. А это дает дружественным странам преимущества в тарифной политике, возможность производить товары более низкой себестоимости. Потому Казахстан пока на отстающих ролях, об этом говорит и снижение объемов экспорта продукции в Россию в прошлом году. Наша экономика гораздо больше зависит от иностранных инвестиций и иностранных банковских займов.
- Если бы наша страна не инициировала создание ЕАЭС, экономическая ситуация в стране складывалась бы лучше?
- Казахстан уже исчерпал свой потенциал внешнеориентированной экономики, которая держалась на сырьевом потенциале нашей страны. Это стремительное развитие, которое страна показала в прошлое десятилетие, дошло до максимума, темпы стали падать. Поэтому, действительно, было важно заняться внутренне направленной экономикой, развитием производств и новых технологий. Для этого и нужны рынки России и Беларуси. Вопрос в другом, мы подошли к ЕАЭС не в той мере готовности, чтобы конкурировать со странами Таможенного союза на равных. Поэтому все экономические перспективы, которые сейчас в ярких красках нарисованы Евразийским экономическим советом, дело весьма отдаленного будущего.
Эти моменты не отрицают и в Правительстве РК.
- Главным фактором создания ЕАЭС стала сырьевая направленность казахстанской экономики, - сообщил на брифинге в Астане генеральный директор АО "Центр развития торговой политики" Министерства экономики и бюджетного планирования РК Руслан Султанов. - 65 процентов привлекаемых инвестиций, начиная с 1993 года, шли в добывающий сектор. Потому наиболее оптимальным путем развития государства определена ускоренная индустриализация, которая невозможна без расширения рынка сбыта. Единый рынок ЕАЭС позволит Казахстану выйти на привлекательные потребительские рынки европейских стран и в то же время стать связующим звеном между мощной экономикой КНР и ЕС.
Как именно ЕАЭС скажется на Восточно-Казахстанской области, мы поинтересовались у руководителя управления туризма и внешних связей Ержана Сембинова.
- Увеличится конкуренция между товаропроизводителями, а это положительно скажется на цене товаров, - отмечает Ержан Алтаевич. - У "АЗИЯ АВТО" уже есть договоренности о поставках автомобилей казахстанского производства в сибирский регион России, который населяет семь миллионов жителей. А это дополнительный рынок.
- Как обстоит ситуация по пищевой продукции, не вытеснят ли товары из стран Таможенного союза отечественное продовольствие с наших прилавков?
- Думаю, этот страх необоснован. Предприниматели должны уметь конкурировать как на территории собственной страны, так и на новых рынках. К примеру, производители молочной продукции ТОО "Восток Молоко" и ТОО "Эмиль" уже реализуют свои товары в Алтайском крае. Наша область поставляет туда колбасы, продукцию Усть-Каменогорской птицефабрики. Осенью прошлого года в Барнауле открылось представительство Семипалатинского мясокомбината.
- Будут ли казахстанские цены со временем приравнены к российским?
- Думаю, чтобы наша экономика развивалась, это необходимо. Но цены должны расти соответственно заработной плате.
- Насколько отлажено сотрудничество между университетами нашего региона и высшими учебными заведениями России и Беларуси, котируются ли наши дипломы в этих государствах?
- Работа в этом направлении начата. К примеру, между Восточно-Казахстанским государственным университетом имени С. Аманжолова и Алтайским аграрным университетом подписано соглашение о совместной работе по обмену студентами, а также о выдаче выпускникам дипломов, подтвержденных обоими государствами.
- Какие новые проекты будут реализованы в нашей области в связи с ЕАЭС?
- Открыто 247 совместных казахстанско-российских производств, в связи с чем появились новые рабочие места. Планируется создание логистического хаба в Шемонаихе. Он должен стать связующим звеном при транспортировке товаров из Казахстана и Китая в Россию.
Выход на новые рынки не возможен без развития транспортной инфраструктуры. К примеру, в прошлом году главы Восточного Казахстана и Алтайского края уже открыли новый участок дороги Поспелиха – Курья – Третьяково – граница Республики Казахстан.
Уже много выступлений, круглых столов, конференций было проведено, где ведущей темой были вопросы, связанные с будущим ТС, а вернее теперь уже ЕАЭС. Однако для большинства казахстанцев значительные проценты, равно как и объем ВВП и другие глобальные показатели, мало что значат. И здесь есть свой резон. Ведь когда рассуждаешь общими категориями, то не можешь для себя определить, насколько необходимым и целесообразным является участие нашей страны в подобного рода, объединениях.
А между тем, если раньше на прилавках магазинов было в диковинку увидеть в массовом порядке и большом ассортименте продукты питания, произведенные в России и Беларуси, то сегодня в каждом супермаркете и уважающем себя магазине можно найти качественные товары стран-членов Таможенного союза. Мало того, некоторые из товаров могут составить конкуренцию и отечественной продукции.
Плохо это или хорошо - вопрос риторический. И о нем можно долго рассуждать, слушая диаметрально противоположные выводы и аргументы. Но если здраво подумать, то становится очевидным, что подобная конкуренция не является чем-то противоестественным. И это видно по ряду причини.
Так, для отечественных производителей появление аналогичной продукции из стран-членов Таможенного союза с одной стороны является конкуренцией, а с другой стороны - подталкивает их повысить качество собственной выпускаемой продукции, а заодно и задуматься над ценой своих изделий. А что потребитель? Потребитель, разумеется, будет выбирать товар по двум критериям цена и качество. И если цена белорусских или российских товаров будет ниже отечественных, а качество также будет играть не в пользу последних, то итог очевиден.
Вместе с тем, необходимо помнить, что казахстанские продукты являются, во-первых, свежими; во-вторых, качественными, не уступающими, а по ряду параметров и превосходящими аналогичную российскую или белорусскую продукцию. И, в-третьих, наши отечественные товары пользуются заслуженным доверием у населения. А это уже немало. И если куры, куриные окорочка, крылышки, полуфабрикаты и т.д., привезенные к нам из России и Беларуси стоят дешевле, чем казахстанские, то население делает выбор в пользу отечественных производителей. И это понятно, ведь мы знаем: где их выращивают и чем кормят. Как видим, в этом случае качество продукции, равно как и авторитет местных производителей, даже, несмотря на более высокую цену, является определяющим фактором в процессе выбора. Продолжая «птичью» тему, многие помнят, как раньше пользовались популярностью так называемые «ножки Буша». И сейчас они нет-нет, да и появляются на прилавках магазинов. Вместе с тем, даже относительно низкие цены на эту продукцию не стали ориентиром для казахстанцев, ставших разбираться в экологически чистых продуктах питания и привыкших употреблять качественные, пускай и немного дорогие, но свои - отечественные продукты.
А теперь давайте посмотрим на «птичью тему» с другой стороны. Благодаря участию нашей страны в Таможенном союзе, на прилавках магазинов и супермаркетов перестали появляться несертифицированные продукты питания. И это понятно, ведь в рамках ТС странами-членами объединения выработаны единые требования, предъявляемые к выпускаемой в Казахстане, России и Беларуси продукции. Кроме этого внутренние рынки трех стран защищены от зарубежной продукции, не отвечающей требованиям ТС. Таким образом, население страны получает двойной «пояс защиты»: в виде регламентирующих нормативных актов разработанных Евразийской экономической комиссией, а с другой стороны - нашим государством. Таким образом, снижается риск приобретения в торговых точках некачественной продукции. Как видим, есть польза от Таможенного союза, и она не только касается бизнесменов, но и рядовых граждан, для которых, в принципе подобные интеграционные объединения и создаются.