23 года назад, 18 октября 1992 года, в Алматы прошел Первый Всемирный конгресс духовного согласия под патронажем Президента РК Нурсултана Назарбаева.
В принятом манифесте участники конгресса призвали объявить 18 октября Днем духовного согласия - днем моратория на конфликты и столкновения, днем поиска примирения, днем милосердия и помощи ближнему. С тех пор в Казахстане 18 октября отмечается в Казахстане как национальный праздник.
За годы независимости Казахстан сохранил политическую стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие. Благодаря успешным реформам в Казахстане проведены экономические преобразования, успех которых сегодня признан во всем мире.
День духовного согласия сплачивает народ Казахстана вокруг традиционных нравственных ценностей, пропагандирует идеи толерантности и духовного согласия во имя мира и стабильности в казахстанском обществе.
2015 войдет яркой главой в летопись нашего независимого государства – Республики Казахстан. Он ознаменован празднованием 20-летия Ассамблеи народа Казахстана и Конституции страны, 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, 550-летия Казахского ханства. Мы – свидетели того, что нынешний год, наполненный знаменательными событиями, стал годом успешно реализованных программ и запоминающихся проектов во имя дальнейшего созидания и процветания нашей страны – Мәңгілік Ел.
Становление независимого Казахстана неразрывно связано с празднованием Дня духовного согласия, ежегодно отмечаемого 18 октября.
В проведении Первого Конгресса духовного согласия, прошедшего в октябре 1992 года в Алматы, неоценима роль Главы нашего государства. Участники данного конгресса – видные религиозные и общественные деятели – предложили утвердить этот день как день поиска примирения, установления взаимопонимания между людьми и милосердия.
Если сделать небольшой исторический экскурс, то первый Всемирный конгресс духовного согласия состоялся более века назад, а именно – в 1893 году в американском городе Чикаго. И только через столетие эта благородная инициатива была реализована на казахской земле.
Участники Алматинского I Всемирного конгресса духовного согласия из Великобритании, Германии, США, России, Австрии, Италии, Швейцарии, Индии и других стран в своем Манифесте выступили с инициативой отмечать 18 октября как День духовного согласия.
В 1997 году этот день был впервые широко отмечен в новой столице Казахстана – Астане, привнеся с собой новую благородную миссию – проведение благотворительных акций. Эта инициатива нашла свое продолжение по всей стране.
Следует отметить, что в 2010 году в Астане в День духовного согласия состоялось открытие Всемирного форума духовной культуры, на который прибыли делегации из 70 стран.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обратился к участникам и гостям форума: "Основу духовной культуры любого народа составляет стремление к миру, согласию и справедливости. Укрепление духовных начал, присущих многонациональной казахстанской культуре, – это важная часть государственной политики. Ежегодно в Казахстане отмечается День духовного согласия. Наша столица Астана стала местом проведения съездов лидеров мировых и традиционных религий… Сегодня утверждение духовных ценностей, способных объединить людей разной этнической и религиозной принадлежности, требует постоянных усилий со стороны религиозных лидеров, ученых, деятелей культуры и искусства разных стран".
В канун предстоящего Дня духовного согласия важно обозначить его значимость для нашего общества.
Республика Казахстан – это центр Евразийского континента и Великого шелкового пути, место взаимодействия различных цивилизаций и духовных культур. Знание истории родной земли основано на археологических находках, письменных исторических документах, многочисленных народных сказаниях и легендах.
Лидер нации – Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев, выступая в 1992 году на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, особо подчеркнул следующее: "Мы в Азии живем на удивительной земле. Все крупнейшие религии мира – иудаизм, буддизм, христианство, ислам – родились именно на святых землях нашего континента… Я убежден, что нам нужны коллективный поиск наилучших путей адаптации к вызовам будущего, формирование новых основ существования человечества в условиях как никогда целостного мира". Эти высказывания Главы государства актуальны как никогда.
Известно, что пренебрежительное отношение к духовному потенциалу цивилизаций послужило одной из причин духовного и нравственного кризиса в глобальном масштабе. Этот процесс сопровождается отчуждением человека от своих национальных корней, истории и консолидирующих вековых ценностей, таких как Мир, Согласие, Милосердие, Добро и Сострадание.
В этих практически непростых условиях Глава государства выдвинул важный тезис: духовное согласие – одна из основных ценностей, популяризации которой мы будем уделять должное внимание на новом витке современной истории наряду с экономикой, интеграцией, модернизацией и другими важнейшими для нашей страны приоритетами.
Казахстан возрождает фундаментальные основы духовных идеалов, краеугольной основой которых являются традиционная культура народа Казахстана и вековой этический кодекс бытия казахского народа. Поэтому стержнем духовного согласия в обществе является исторически обусловленная открытая ментальность, в том числе духовная ментальность народа, которая выражается в терпимости, бережном восприятии традиционных духовно-нравственных и культурных ценностей представителей разных вероисповеданий и этносов.
Действительно, межэтническое и межконфессиональное согласие позволило за столь короткий период провести масштабные преобразования в политической, экономической и социально-культурной сферах. При этом важно подчеркнуть, что новейшая история нашего государства есть реальное свидетельство не только возможности мирного сосуществования различных культур и религий, но и их позитивного влияния на развитие общества.
Созданная в Казахстане модель взаимоотношений государства и религиозных объединений основана на уважении прав и свобод верующих, отношениях партнерства и стремления к взаимопониманию. В республике созданы все условия для обеспечения свободы совести, вероисповедания и убеждений.
Благодаря сбалансированной и эффективной политике государства в сфере религии, вкладу религиозных и этнокультурных объединений в духовное согласие в нашей стране удалось обеспечить прочный барьер на пути конфликтов на этнической и религиозной почве.
В Конституции страны четко определено, что Республика Казахстан – светское государство, в котором религия отделена от государства. Тем не менее следует подчеркнуть, что актуальные проблемы религиозной сферы не будут оставаться без соответствующего внимания со стороны государства.
Духовное согласие в Казахстане опирается на признание исторической роли ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, а также уважении других религий, сочетающихся с духовным наследием народа Казахстана.
В настоящее время религиозными объединениями реализуются важные социальные проекты, направленные на оказание благотворительности, укрепление семейных ценностей, профилактику преступности.
Опыт Казахстана в упрочении уникальной казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия стал востребован мировым сообществом. Сегодня на карте мира столица Казахстана – Астана стала узнаваемой как центр межкультурного и межрелигиозного диалога, где реализуется важнейшая инициатива Лидера нации по созыву Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Духовные иерархи и политические лидеры едины во мнении, что именно в самом центре Евразии возникли истоки духовного согласия и давно назревшего диалога религий.
В своем выступлении на открытии V Съезда лидеров мировых и традиционных религий, прошедшего 10 июня текущего года, генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун отметил лидерское качество Президента Казахстана по продвижению диалога между политическими и религиозными лидерами в целях достижения мира и согласия на планете.
Как известно, с 2003 года в столице нашей страны уже прошло пять съездов лидеров мировых и традиционных религий. Они стали свидетельством того, что подобные встречи вносят ощутимый вклад в реализацию идей о глобальном диалоге цивилизаций, культур и религий. Более того, именно с астанинского съезда начался интенсивный процесс поиска духовного сближения, к которому позже присоединились и другие форумы, направленные на продвижение межрелигиозного, межкультурного и межцивилизационного диалога и взаимопонимания, такие как Альянс цивилизаций, Общество святого Эджидия, Конференция межрелигиозного диалога в Дохе, Мекканская международная мусульманская конференция, Мадридский международный форум и другие.
Роль Казахстана и его Лидера в обеспечении духовного согласия на глобальном уровне посредством проведения съездов религиозных лидеров можно выразить словами выдающегося писателя и общественного деятеля Индии Рабиндраната Тагора о том, что каждая нация обязана сделать всеобщим достоянием то лучшее, что есть у нее. Благородный дух и есть богатство нации, а ее достояние – готовность, преодолевая узкие частные интересы, послать всему миру приглашение принять участие в праздновании духовного согласия.
Становление современной государственности в Казахстане свидетельствует об изначально правильном выборе пути развития. Уверен, что этому способствует политическая дальновидность Лидера нации по формированию незыблемых основ нашей государственности: политической стабильности, межэтнического и межконфессионального согласия, сильной экономики.
В заключение еще раз хотелось бы отметить, что День духовного согласия – это день нравственного очищения и формирования новых этических приоритетов, начало которым было проложено на стыке тысячелетий нашей Родиной, ее мудрым и мужественным народом.
Поддерживая и утверждая новые традиции, способствующие духовно-культурному развитию нации, мы вместе продвигаем общечеловеческие ценности, тем самым открывая безграничные перспективы развития Казахстана в новом тысячелетии как территории мира и безопасности.
«Духовное согласие - путь к единству народа» - под таким названием в четверг прошел круглый стол, на который пригласили руководителей религиозных объединений, государственных органов, ученых, общественно-политических лидеров, молодежь.
День духовного согласия - это национальный праздник, который берет свое начало с 1992 года, когда на первой сессии Всемирного конгресса духовного согласия был принят манифест о том, чтобы сделать этот день днем моратория на конфликты и столкновения, днем поиска примирения, днем милосердия и помощи ближнему.
- Мы не будем, как 5 лет назад, подписывать меморандумы и всевозможные соглашения, - обратился к собравшимся заместитель акима области Серик Бектурганов.- Если понятие мира и согласия не находится у человека в душе, то ни одним документом это не сделаешь.
Сегодня в стране проживает более 100 национальностей, а в одной только Костанайской области насчитывается около 130 религиозных конфессий. Делить людям нечего, они могут верить в разных богов, но в вопросе мира и согласия идти друг другу навстречу. Сегодня Казахстан – это мирная и спокойная держава, однако есть силы, которым очень хочется раскачать эту ситуацию. Поэтому успокоения быть не должно, акцентировали члены совета по связям с религиозными объединениями, и от каждого зависит, будет ли мирно и спокойно в стране и дальше.
- В единении есть сила, в единении есть жизнь. Этот день нам дает возможность сохранить то, что было создано нашими отцами и дедами, - отметил в своем выступлении протоиерей Константино-Еленинского собора Андрей Корчажников. - Если государство находится в единении, оно находится в жизни, а если нет, то будут войны, боли и несчастья людей.
С ним согласились и его коллеги имам областной мечети и настоятель Римско-католического храма .
А политологи призвали больше проводить работу с молодежью. Потому что такие ценности, как дружба и согласие между народами, должны стать основным приоритетами. Тогда молодым людям будет легче получать и новые знания, и находить себя в профессии и расти духовно.
1 декабря Казахстан отметит еще один праздник - День первого Президента. И это не повод для возвеличивания человека, а повод отдать дань за мир и спокойствие, которое он сохраняет в Казахстане, подытожили встречу собравшиеся.
Мир находится на пороге Великих перемен. Неизбежность этих перемен продиктована всеобщим кризисом во всех областях бытия, и в первую очередь нравственности. Сегодня эгоизмом охвачены целые нации и государства, когда каждая сторона старается жить за счет ограбления своих соседей, что неизбежно приводит к войнам и вооруженным конфликтам. Несправедливое распределение материальных ресурсов является основой для терроризма, бандитизма, воровства и других пороков человечества.
«Мы не сможем обеспечить безопасность планеты в социально несправедливом мире», сказал еще в 1992 году Президент Бразилии и Председатель конференции ООН Ф.Колло де Мелло. Масштабное расхищение недр Земли, экологическое неблагополучие, антагонизм народов, бездуховность, связанная с капитализацией отношений, где прибыль является определяющим фактором, все это ведет цивилизацию к краху.
Деградация общества приняла угрожающие масштабы. Многие общественные и религиозные деятели утверждают, что цивилизация подошла ко «времени конца света», предсказанного Иисусом Христом 2000 лет назад. Старая культура насилия исчерпала себя полностью.
В 2002 году на Глобальном Гражданском Форуме Земли Саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге впервые был представлен проект ноосферного развития цивилизации, с научно управляемым мироустройством и правовым обеспечением в виде НООСФЕРНОЙ ЭТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. «Этот документ определяет вектор развития цивилизации и может стать главным в Третьем тысячелетии», сказал на пресс-конференции в Москве выдающийся гражданин планеты, исследователь древней цивилизации майя, доктор философии Хосе Аргуэльес.
В своей книге «Думы о будущем, рукописи из стола», ставшей уже библиографической редкостью, известнейший российский ученый, академик Влаиль Казначеев отмечает: «Ноосферная Этико-Экологическая Конституция Человечества - правовой документ об объединении в духовно-нравственное пространство всего мирового сообщества. Это дает возможность народам, парламентам, правительствам, конфессиям присоединиться к достижению ее целей, участвовать в творческом развитии ее основных положений».
Хотелось бы обратить ваше внимание на само понятие термина “НООСФЕРА”, который употребляется в настоящее время не всегда корректно и понимается по-своему разными социальными слоями. Так, изучая труды русских космистов, анализируя работы выдающегося ученого современности Влаиля Петровича Казначеева, мы приходим к выводу, что термин “НООСФЕРА” в общепринятой интерпретации имеет значительные изъяны и ущербен по своей сути. К примеру, академик В.П.Казначеев пишет в своих трудах: «Если учесть такое количество фактов и принять на первом этапе гипотезу Н.А.Козырева, объединить идеи Н.И.Кобозева, В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, то можно думать, что интеллект Космоса присутствует постоянно и мы являемся его частным проявлением. Он независим от человеческой цивилизации, наоборот, наша цивилизация зависит от этого интеллекта. Хочется напомнить работы В.В.Налимова, который писал о том, что есть семантический вакуум и его голографическая природа... По-видимому, понятие НООСФЕРЫ расширяется в понятие бесконечного Космоса…»
Именно анализ трудов ученых-ноосферологов наводит нас на современное, уточненное понятие термина “НООСФЕРА”, оставляя в силе прежние научные качественные характеристики и признаки этого термина.
Итак, НООСФЕРА - это Универсальное (Вселенское) семантическое (смысловое) поле сознания.
Ученые разных стран уделяют все большее внимание ноосферному пути развития сообщества. И самым вдохновляющим событием для нас в этом контексте стал доклад Председателя 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (июль 2009 г.) Мигеля д' Эското Брокмана, который был насыщен семантическими понятиями о НООСФЕРЕ, Живой планете Земля и другими терминами, которые ранее в правовой и официальный оборот не вводились. Это означает, что и верховные структуры власти приходят к осознанию необходимости перемен в духовно-нравственной области. Такое видение тесно связано с использованием планетарного научного и изотерического знания и трансформации процессов глобализации в ноосферное русло.
В Третьем тысячелетии духовная культура должна стать главным вектором дальнейшего восхождения человечества по ступеням прогресса. Именно она, духовная культура, способна освещать дорогу в будущее, готова дать адекватные ответы на все более грозные вызовы времени. Только культура, положенная в основание политики, может сделать политику действенной эволюционной силой, справедливой и целесообразной. В синтезе этих двух сфер - ключ к решению проблемы будущего человечества. Это будущее видится не как техническая или научная проблема, а в первую очередь как этическая.
Однако духовная культура сегодня еще далеко не утвердилась повсеместно в качестве высшей ценности человеческой цивилизации.
Коренным образом изменить ситуацию, положить начало вознесению духовной культуры на пьедестал высшей ценности и призван Всемирный Форум духовной культуры.
Концепция проведения Форума была выработана на международных научно-практических конференциях, прошедших в Астане в октябре 2006 и октябре 2007 годов. Именно там, в единодушно принятом специальном Обращении идея Форума приняла завершенный вид, обрела конкретное реальное содержание.
Участники Конференций обратились к своим коллегам во всем мире с идущим из самого сердца призывом: давайте поднимемся над всем тем, что нас разъединяет, давайте противопоставим диктату грубой силы оружия, жестокости, нетерпимости, отстаиванию эгоистических интересов и целей могучую силу Красоты и Знания, Доверия и Доброжелательства, Терпимости и Любви.
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев горячо поддержал идею Форума и согласился с предложением участников Международной конференции провести Всемирный Форум духовной культуры в октябре 2010 года в городе Астане. Столица Казахстана уже дала миру многие интересные духовные начинания и инициативы. Сегодня Астана по достоинству выдвигается мировой общественностью на звание духовной столицы мира.
Примечательно то, что впервые в мировой практике форум был призван соединить два крыла духовной культуры: духовность религиозную и светскую, к которой можно отнести все, что связано с деятельностью человека вне материальной культуры.
В торжественной церемонии открытия приняли участие председатель сената Парламента РК Касым-Жомарт Токаев, первая леди страны Сара Назарбаева, а также известные ученые, политики, представители государственных и общественных организаций, деятели культуры и искусства, духовные наставники.
Председатель сената Парламента Касым-Жомарт Токаев зачитал обращение Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева к участникам духовного собрания. В нем Глава государства отмечает, что ежегодно в Казахстане отмечается День духовного согласия.
- Наша столица Астана стала местом проведения съездов лидеров мировых и традиционных религий, - подчеркнул в своем обращении Нурсултан Назарбаев. – Тематика доверия, толерантности, взаимообогащения культурных традиций, открытости и диалога включена в повестку дня предстоящего Астанинского саммита ОБСЕ.
Обращаясь к участникам форума, Президент страны Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что сегодня утверждение духовных ценностей, способных объединить людей разной этнической и религиозной принадлежности, требует постоянных усилий со стороны религиозных лидеров, ученых, деятелей культуры и искусства разных стран.
- Убежден, что проведение Всемирного форума духовной культуры станет важным шагом в укреплении духовности, расширении диалога культур, цивилизаций современного мира, - заявил Лидер страны в своем послании. По его словам, укрепление духовных начал, присущих многонациональной казахстанской культуре, - важная часть казахстанской политики.
Как отметил глава сената Касым-Жомарт Токаев, благодаря политике мира и согласия, проводимой Лидером нашей страны Нурсултаном Назарбаевым, Казахстан смог не только синтезировать позитивный мировой опыт толерантного межконфессионального и межкультурного сосуществования, но и обогатить его новыми идеями, входящими в многовековую духовную практику казахского народа. По мнению спикера верхней палаты, большой вклад в это благое дело вносит Ассамблея народа Казахстана, ставшая фундаментальным институтом развития межэтнических отношений в стране, надежным оплотом мира и взаимоуважения.
Участники Всемирного форума духовной культуры в Астане приняли декларацию «К новому миру и согласию через культуру», в которой они выражают уверенность, что духовно-нравственное оздоровление мира является нашей общей задачей в настоящем и будущем.
День духовного согласия – это день единения и всепрощения, милосердия и взаимопонимания. Он важен для всех казахстанцев. Сегодня в республике в мире и согласии живут представители более 140 национальностей и 17 конфессий. Нравственное и духовное единство этих народов является главным фундаментом дальнейшего процветания страны.
Архимандрит Сергий (Карамышев С. Л.), Благочинный Астанайского церковного округа:
"На частном уровне между православной церковью и Управлением мусульман Казахстана сложились очень теплые отношения, мы посещаем взаимно церкви, мечети, поздравляем друг друга в дни праздников. И, конечно, самое главное, тоже самое на человеческом уровне, когда люди в Пасху поздравляют христиан, хотя они принадлежат к мусульманской конфессии, в Курбан айт мы поздравляем мусульман, и это является залогом того будущего, который наш Президент для нашего государства отмерил".
Еще в октябре 1992 года под патронажем Главы государства был проведен Первый Всемирный Конгресс Духовного Согласия, который собрал представителей различных конфессий, духовных школ, гуманитарных общественных движений. С тех пор в Казахстане 18 октября ежегодно отмечается как День духовного согласия.
Дианна Есенова, руководитель отдела межконфессиональных отношений МЦКР:
"Этот праздник нашим центром воспринимается еще больше, чем в мире. В этой связи, буквально месяц назад у нас прошло чествование празднование десятилетия съездов. Это, я думаю, глобальный шаг на пути к тому, чтобы продвигать идею духовного согласия".
Сохранить и укрепить межнациональное и конфессиональное согласие в современном мире – самая актуальная проблема, которая объединяет людей из разных культур и вероисповеданий и обеспечивает стабильность и устойчивое развитие, как отдельных стран, так и всех регионов мира.
Казахстан - настоящая срединная европейско-азиатская страна. В этом качестве он соединяет в себе историю, культуру, религию Востока и Запада. Титульный этнос республики- казахи, дали своё название стране Казахстан. С момента обретения независимости Казахстан прошел непростой путь государственного самоутверждения, укрепления суверенитета и поиска верного вектора будущего развития. Благодаря присущей народу толерантности, а также справедливой политике руководства страны Казахстан избежал социально-политических потрясений и экономических катаклизмов и сделал успешный рывок в XXI век. Казахстанцы сохранили мир и согласие в обществе, добились существенных результатов в проведении социально-экономических а демократических преобразований.
Говоря о достижениях республики, важно всегда помнить, что главным оплотом динамичного развития Казахстана является межнациональное и межконфессиональное согласие. Это наша прочная база, которая дает возможность государству уверенно двигаться вперед. Однако, как показывает история человечества, дружба народов, согласие, стабильность не являются раз и навсегда дарованными благами. Требуется много усилий, причем постоянных и повседневных, чтобы голоса представителей всех конфессий, проживающих в Казахстане, звучали мощным единым гимном.
В условиях глобализации, этнического плюрализма и конфессионального многообразия, политической нестабильности, социального и духовного кризиса, нужна идея с ориентиром на объединение всех граждан в единый многонациональный Казахстан. Как свидетельствует мировой опыт, проблема межнациональных отношений по-прежнему остается актуальным вопросом для любого полиэтнического общества. В социальных науках этническое и конфессиональное неоднородное общество принято называть многосоставным. А. Лейбхарт, определяя многосоставное общество, пишет, что «... таковые существуют там, где политические противоречия в целом совпадают с мнениями социального раздела общества, в особенности - с наиболее важными из существующих внутри общества границ...» [1, с.218].
Казахстанское государство регулирует межэтнические отношения и процессы в своей национальной политике на основе правовой базы, включая Конституцию РК, и соответствующих органов и институтов, функционирующих на уровне центральной, региональной и местной власти. Все вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений с правовой точки зрения отчетливо прописаны в Конституции Республики Казахстан. Главное, в государстве нет ни одного закона, который содержал бы положения, ущемляющие права человека по этническому происхождению. В стране никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. И это четко закреплено в пункте 2 статьи 14 Конституции Республики Казахстан.
Рассмотрение проблем регулирования межнациональных отношений и сохранения стабильности в Казахстане, развития культуры межконфессионального общения, координации усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества по профилактике межэтнических конфликтов невозможно без широкого обсуждения этих вопросов в самом обществе. Концепция государственной политики в этнической сфере, «Доктрина национального единства» в республике тщательно разрабатываются и обсуждаются общественностью республики. Программные документы, раскрывающие суть национальной политики обществу необходимы любым полиэтничным, демократически развивающимся государствам. Нельзя не согласиться со словами
С.М.Борбасова, который пишет: «любое общество и любое государство нуждается в идеях, концепциях, программах, которые консолидируют граждан вокруг первостепенных задач, которые стоят перед государством на данном этапе, в ближайшей и далекой перспективах» [2, с. 46].
Методологические подходы в рассмотрении современных межэтнических процессов обозначены в работах Президента Н.А.Назарбаева «Казахстан-2030», «На пороге ХХI века», «Пять лет независимости», «В потоке истории» и др., в которых он постоянно подчеркивает важность сохранения нынешней гармонии и сотрудничества граждан и мира.
Безусловно, важнейшей основой сохранения мира и согласия в стране выступает взвешенная и мудрая политика в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. В непростые для страны первые годы независимости Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев проявил дальновидность взвешенность в принятии политических решений в этой сложной сфере.
Сегодня во всех кругах и на всех уровнях государственного и мирового масштаба официальные лица заявляют о том, что Казахстан является одним из немногих оазисов на земле, где нет межэтнических и межконфессиональных проблем. И данным явлением мы можем гордиться, так как в Республике Казахстан проживает представители 130 этносов. Согласно итогам переписи 2009 г. население Казахстана превысило 16 млн. человек, из них 63,1 % - казахи, 23,1 % - русские, узбеков - 2,8%, украинцев - 2,1 %, уйгур - 1,4 %, татар - 1,3%, немцев - 1,1%, других этносов - 4,5%.16,7 % - прочие этносы. В стране создан уникальный и эффективный механизм реализации национальной политики межконфессионального диалога в лице Ассамблеи народа Казахстана.
Данный орган, созданный по инициативе Главы государства, является центральным звеном в гармонизации межнациональных отношений и играет значительную роль в поддержании политической стабильности, упрочении общественного согласия и мира. О развитии межэтнического согласия в Казахстане свидетельствуют тот факт, что в местах компактного проживания этнических групп функционируют национальные школы, при национально-культурных центрах (НЦК) работают воскресные школы по изучению родного языка, традиций и обрядов своего этноса. Так, президент РК Н.А. Назарбаев в своем выступлении на XIV сессии Ассамблеи народа Казахстана подчеркнул: «Газеты и журналы выпускаются у нас на 11-ти языках, радиопередачи выходят на 8-ми, а телепередачи на 7-ми языках. В Казахстане действуют 88 школ, обучение в которых полностью ведется на узбекском, таджикском, уйгурском и украинских языках» [3].
Ассамблея была образована в соответствии с указом президента республики Нурсултана Назарбаева от 1 марта 1995 года, а сегодня этот институт объединяет представителей большинства национальностей и народностей, живущих в Казахстане.
Идея создания Ассамблеи народа Казахстана была впервые высказана Н.Назарбаевым в 1992 году на первом форуме народов Казахстана, посвященном первой годовщине независимости страны [4,с.117]. За прошедшие годы Ассамблея проделала немалую работу по консолидации общества и укреплению стабильности. Пользуясь правом общественной экспертизы новых законопроектов, комиссия Ассамблеи подготовила и направила в Парламент свое заключение по законопроектам «Об общественных объединениях», «О культуре», «О языках Республики Казахстан» и другие. Таким образом у Ассамблеи накоплен богатый опыт, знания и стремление к улучшению повседневной жизни граждан, планы по участию в реализации общегосударственных задач.
С изменениями, внесенными Законом РК от 21 мая 2007 г. N 254 девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. Знаковым событием 2008 года стало принятие Закона «Об Ассамблее народа Казахстана», который обозначил политическое признание и роль Ассамблеи в укреплении мира и согласия, обеспечил нормативно-правовое регулирование ее деятельности.
Вместе с этим это не единственный институт, который кропотливо занимается процессом укрепления межнационального согласия и мира в республике. Глава государства постоянно поддерживает и пропагандирует идеи мира и согласия между конфессиями, существующими в республике. Закономерный результат - межконфессиональное согласие и стабильность в сегодняшнем Казахстане. В нашей стране также очень много внимания уделяется вопросам межконфессионального характера. Важнейшим фактором, способствующим формированию здорового межэтнического климата, являются мирное сосуществование и взаимодействие между различными религиями и конфессиями. В настоящий момент здесь функционируют свыше 3 тысяч религиозных объединений, которые представляют свыше 40 конфессий и деноминаций. Одним из первых законодательных актов независимого Казахстана стал закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», принятый в январе 1992 года. Государство создает равные и благоприятные условия для реализации конфессиями своих функций, активно стимулирует межрелигиозный диалог.
Религия очень актуальная и обсуждаемая на сегодняшний день тема, как в нашей республике, так и во всем мире. Поэтому Казахстан стал местом проведения особо значимого общественно-политического и религиозного мероприятия всемирных съездов лидеров мировых и традиционных религий. Такая инициатива президента Нурсултана Назарбаева вызвала большой интерес и поддержку в мировом сообществе.
Их проведение подтверждает уникальность религиозной ситуации в стране. По мнению международных экспертов, в проблемном, порой драматичном, и в то же время откровенном диалоге между Востоком и Западом, который обостряется из года в год, посредничество Казахстана становится все более актуальным. Встречи в данном формате являются заслуживающей внимания попыткой использовать духовный и нравственный потенциал мировых религий для решения международных конфликтов, противодействия глобальным угрозам, преодоления ксенофобии и нетерпимости. Напомним, эту идею президента Казахстана Назарбаева поддержали практически все мировые духовные лидеры, главы многих государств и правительств, а также влиятельные политики. Таким образом, в Астане возникли первые истоки давно назревшего разговора о судьбе мирового сообщества и роли религий в сохранении и укреплении мира [5]. Проведение этих форумов продемонстрировало способность духовных лидеров вести конструктивный диалог во имя мира и согласия между народами планеты. Съезды стали конкретным вкладом Казахстана в преодоление опасности межрелигиозного противостояния, которая распространяется по всему миру.
Идея о создание съезда мировых религии родилась еще в 1994 году. Она обсуждалась с Папой Римским в то время, когда он посещал Казахстан. Идея о съезде мировых и традиционных религии обсуждалась и с генеральным секретарем ООН, с представителями ведущих мировых религий, которые поддержали идею о том, что Казахстан для проведения этого форума очень удобен, поскольку он расположен, скажем так, в сердце евроазиатского региона, на стыке трех мировых религий: христианской исламской и буддистской. Астана в свою очередь является географическим центром евроазиатского материка. Другой фактор, повлиявший на решение проводить съезд в Астане, это то, что в Казахстане мирно сосуществуют представители свыше сорока различных конфессий. В этом убедились люди, хоть раз посещавшие, когда-либо республику.
Первый Съезд лидеров мировых и традиционных религий состоялся в Астане в сентябре 2003 году. Цель проведения мероприятия поиск общечеловеческих ориентиров в мировых и традиционных религиях, а также создание пространства международного и межконфессионального института для осуществления диалога цивилизаций и принятие решений. В работе форума приняли 17 представителей религиозных формирований.
Первый съезд убедительно продемонстрировал актуальность и необходимость воплощения идеи сотрудничества представителей различных религий во имя мирной и достойной жизни людей всей планеты.
Проведение Второго Съезда стало еще большим достижением для Казахстана, что продемонстрировало международное признание эффективности казахстанской модели межконфессионального и межэтнического согласия, роли и места нашей республики на мировой арене. В мероприятии приняли 25 религиозных лидеров. Съезд, имел общую тематику: «Религия, общество и международная безопасность», проходил по двум направлениям: свобода вероисповедания и уважение последователей других религий и роль религиозных лидеров в укреплении международной безопасности. Третий Съезд мировых лидеров вновь прошел в Астане во Дворце мира и согласия 1-2 июля 2009 г. На съезде принимали участие многие влиятельные, видные политики, лидеры и представители мировых и традиционных религий, а также почетные гости. Это доказывает что, проведение таких мероприятий остро востребовано в современном мире.
Опыт Республики Казахстан в развитии религиозности и свободы религий является примером претворения в жизнь миролюбивой и либеральной политики государства. Вместе с этим хочется с особой гордостью отметить что, многие лидеры религий и представители государств осознают значение проводимых Съездов, так по сравнению с 1-м съездом количество участников 3-го съезда возросло, если 2006 году на съезде участвовало 29 делегаций, то в работе 3-го Съезда приняли участие 77 делегаций. При распространении и пропаганде опыта Казахстана по сохранению межконфессионального согласия особое внимание уделяется на разъяснение ключевых целей и задач съездов лидеров мировых и традиционных религий сквозь призму интересов ключевых этнических групп. Межконфессиональный диалог рассматривается как один из важнейших инструментов поддержания мира и согласия между народами и нациями, поэтому во Дворце мира и согласия в Астане начал свою деятельность Международный центр культур и религий.
В целом, в стране накоплен богатый и уникальный опыт сохранения и укрепления единства полиэтнического и поликонфессионального общества. И поэтому совсем неудивительно, что сегодня этот опыт начинают перенимать бывшие советские республики, а также внимательно изучают государства, имеющие многовековой опыт функционирования демократических институтов.
Залогом успеха национального единства казахстанского народа служит патриотизм, любовь к Родине, доброжелательность и уважение друг к другу. Эти ценности и идеалы, близки и понятны каждому человеку, независимо от возраста, социального статуса, вероисповедания и национальности. Великий казахский мыслитель Абай говорил, что начало человечности - любовь и справедливость. И он вполне справедливо полагал: человек может быть счастливым лишь тогда, когда его стремление и старания понимают и разделяют другие. Ведь доброе внимание окрыляет. Не случайно сказано им: «Дружба взывает к дружбе», поэтому Абай призывал к взаимопониманию, миру и согласию. Таков один из магистральных исторических факторов, определяющих судьбу казахстанского народа и в современных условиях.