Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей, метко заметил Дэвид Сарнофф. Важным критерием рыночной экономики является доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в ВВП страны - чем она ниже, тем выше уровень монополизации. Для сравнения, в Казахстане она достигла 25%, ставится задача довести этот показатель в ближайшие годы до 50%.
Соблюдение справедливых правил игры для свободного развития предпринимательства - одна из главных задач государства. Национальный план "100 конкурентных шагов" ставит своей целью привести работу анти-монопольной службы РК в соответствие с мировыми стандартами.
Принципы ОЭСР
В 53-ем шаге Нацплана указывается необходимость приведения концепции антимонопольной службы РК в соответствие со стандартами ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития). Обновленная служба должна ориентироваться на продвижение свободной конкуренции.
В нашей стране эта сфера регулируется Законом РК «О конкуренции» от 25 декабря 2008 года с последующими изменениями и дополнениями. Статья 1 утвержадает, что целями настоящего Закона являются защита конкуренции, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и свободы экономической деятельности в РК.
В работе по созданию международных стандартов в сфере антимонопольного регулирования главную роль сыграла ОЭСР. В этой глобальной организации разработан ряд неимперативных рекомендаций и передовых практик в сфере защиты конкуренции. Среди них Рекомендация Совета ОЭСР в отношении сотрудничества в связи с антиконкурентными действиями в сфере международной торговли (1995 г.); А также рекомендации: касающиеся эффективных мер воздействия на картели (1998 г.); по структурному разделению в регулируемых отраслях промышленности (2001 г.); Изучение слияний и поглощений (2005 г.); Официального обмена информацией (2005 г.). Из более поздних - Рекомендация по борьбе с недобросовестными предложениями цены в процессе государственных закупок от 2012 года.
Для вступления в ОЭСР стране-кандидату необходимо продемонстрировать приверженность её основополагающим ценностям, в том числе в сфере антимонопольного права и политики. При оценке готовности будет учитываться соответствие национального законодательства и практики применения положениям вышеуказанных документов ОЭСР.
Кроме того, существует Международная конкурентная сеть (МКС), объединяющая антимонопольные органы более 100 стран мира. Задачи организации - выработка передовой практики, неформальный обмен и распространение опыта в сфере антимонопольного прав, гармонизация основных понятий и принципов применения антимонопольного права.
«Цепной пес» бизнеса
Создание благоприятного климата для предпринимательства - необходимое условие экономического развития любой страны. 54-ый шаг ставит своей целью укрепление института бизнес-омбудсмена для защиты интересов предпринимателей. В его состав войдут представители бизнеса и Национальной палаты предпринимателей (НПП).
Конечно, необходимо изучить лучший передовой опыт в этой сфере и адаптировать его с учетом ситуации на казахстанском рынке. Как известно, в мае 2014 года был принят закон «О разрешениях и уведомлениях», направленный на максимальное снижение административных барьеров для предпринимателей. Готовится предпринимательский кодекс РК.
Как рассказал на недавней пресс-конференции в СЦК глава Института рыночной экономики Красен Станчев, лучшим примером для подражания является омбудсмен МСБ в США. Его миссия состоит в улучшении бизнес-среды, условий проведения государственных закупок, а также снижения барьера на стартапах и сокращение затрат во время работы с правительством. Американский защитник малого бизнеса облечен большими правами - он имеет право на создание независимого доклада, причем не зависит от администрации МСБ и напрямую подчиняется президенту США.
По мнению главы «Фонда развития предпринимательства «Даму» Ляззат Ибрагимовой, опыт США в этой области очень полезен. И этот опыт будет интересно использовать, с учетом того, что на протяжении двух лет активно работает в этой сфере Национальная палата предпринимателей.
По данным НПП, самые проблемные сферы защиты прав бизнеса - это земельные отношения, архитектура и строительство, налоговые и антимонопольные вопросы, вопросы государственных закупок, господдержки сельского хозяйства, получение технические условий от монополистов.
По замыслу, уполномоченный по правам предпринимателей должен обладать особым процессуальным статусом, в том числе, правом приостанавливать ведомственные акты досудебного разбирательства, обращаться непосредственно в суд для защиты прав предпринимателей. Омбудсменом может быть гражданин РК, не моложе 30 лет, имеющий высшее образование и стаж работы не менее пяти лет по юридическим специальностям или в сфере защиты прав и свобод гражданина.
Кроме того, предполагается, что уполномоченный по правам бизнес-сообщества будут иметь своих представителей в областях, городах Алматы и Астана. Бизнес-омбудсмены должны будут защищать права предпринимателей РК и за рубежом. При этом, его полномочия могут быть прекращены досрочно.
Как считает председатель Совета по защите прав предпринимателей при НПП РК Гани Касымов, очень важно, чтобы институт омбудсмена имел право внесения в органы государственной власти и местного самоуправления предложений по защите прав и законных интересов предпринимателей не только на республиканском уровне, но и с учетом региональных интересов.
Резюмируя, можно утвержадть, что конкуренция - основа рыночной экономики, мощный стимул экономического роста, улучшения качества продукции, ускорения научно-технического прогресса и снижения издержек производства и цен. Создание конкуренции товаропроизводителей - важнейшее условие перехода к эффективной рыночной экономике. И как сказал Бенджамин Франклин, "Там, где нет конкуренции, спится лучше, но живется хуже".