$ 447.4  477.55  4.76

В Казахстане - лига национальных чемпионов бизнеса

Популярный  афоризм - "Что хорошо для «Дженерал моторс», хорошо для Америки", получит в скором времени новое - казахстанское содержание. По инициативе Нурсултана Назарбаева, у нас будет создана своеобразная лига чемпионов бизнеса - 32 фирмы, работающие не в сырьевых секторах. Воплощение этой идеи в готовую продукцию повысит долю экспорта РК на целых 30%.

В национальном плане "100 конкретных шагов" ставится задача  реализации инициативы  «Национальные чемпионы»  - поддержка компаний – лидеров среднего бизнеса в несырьевых отраслях экономики. С какой же целью это делается? Нацплан отвечает, что определение бизнес-лидеров даст возможность создания центров компетенций для трансфера ноу-хау.

В майке лидера

Высказывание "Что хорошо для «Дженерал моторс» (GM)..." воспринимается обычно исключительно как показатель монопольного положения этой компании в стране. В действительности ситуация иная -  президент GM Чарльз Вильсон в 1953 году был выдвинут кандидатом на пост министра обороны.  На вопрос сенаторов, чьи интересы для будущего министра важнее - страны или его фирмы, Вильсон ответил: «Я привык считать: то, что хорошо для нашей страны, хорошо и для «Дженерал моторс», и наоборот. Это одно и то же». Речь, на наш  взгляд, шла о том, что интересы национальных бизнес-лидеров не могут противоречить интересам страны. В США точно бы этого не позволили.

В нашей страны бизнес-лидеры в несырьевых сферах могут сыграть две важные роли - во-первых, через них будет происходить трансфер  в РК зарубежных высоких технологий. Во-вторых, это образец для подражания в хорошем смысле. Если хотите, это такие коллективные стахановцы капиталистического труда. Напомним, Алексей Стаханов - новатор в угольной промышленности, символ ударного труда.

Как известно, в мае был определен пул отечественных  компаний, призванных стать "национальными чемпионами" в обрабатывающей сфере и увеличить несырьевой экспортный потенциал страны. Глава НУХ "Байтерек" Куандык Бишимбаев заявил, что новая программа "Лидеры конкурентоспособности – национальные чемпионы" должна стимулировать развитие несырьевого экспорта, увеличение промышленного производства, создание новых высокооплачиваемых рабочих мест и замещение импорта.

Перед будущими лидерами ставятся непростые задачи - увеличение производительности труда в среднем на 10% в год и повышение доли экспортной продукции до 30% от стартового уровня.

Много званных, мало избранных

Из поданных более 300 заявок в сотрудничестве с международной консалтинговой компанией McKinsey&Company отобрано 32 компании. Расклад по отраслям следующий -  20 компаний представляют агросектор (АПК), 7 –машиностроение и 5 –производство стройматериалов. Критерии отбора - категория "средний бизнес" с потенциалом роста выше среднего и оборотами от 2-30 млрд тенге в год. При этом, обязателен успешный экспортный опыт и конкурентоспособность компании.

Общий вал продукции  "избранных"составляет  340 млрд тенге в год, из них 45 млрд тенге (13, 23%) они экспортируют. Немаловажно, что лидеры  обеспечивают работой 23 тысячи человек.   Стоит отметить, что отбор претендентов велся в течение последних двух месяцев.

Какая будет им оказана помощь? Это финансовая поддержка от  "Байтерек", в частности, межбанковское кредитование, финансирование лизинговых сделок, субсидирование процентных ставок, гарантирование кредитов, страхование экспорта, гранты на инновации. Кроме того, они смогут рассчитывать на консалтинговое сопровождение McKinsey&Company.

В списки фаворитов попали, в частности, хорошо известные покупателям, производители продуктов питания -  «Адал», «Алель Агро», «Беккер и компания», «Маслодел», конфетная фабрика «Баян Сулу», «Шинлайн».  Среди машиностроителей - «Сарыарка Автопром», «Хёндай Транс Авто», «Форматмаш», «Кайнар АКБ». Стройматериалы -  «Алина Менеджмент», «Стандарт Цемент», «Сантехпром».

По словам К.Бишимбаева, в  данное время проводится "диагностика" участников программы, после которой с каждой компанией будет разработан индивидуальный план мероприятий, включающий рекомендации для дальнейшего развития компании.

И важно при этом помнить, что "Успех -  это способность шагать от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма"., как метко заметил Уинстон Черчилль.

Сіздің реакцияңыз?
Ұнайды 0
Ұнамайды 0
Күлкілі 0
Ашулы 0

Серіктес жаңалықтары