$ 498.34  519.72  4.85

Казахстан хочет стать заметным игроком на рынках СНГ

Традиционно Казахстан славился обилием домашней продукции из молока - от знаменитого кумыса до курта. В настоящее время на потребительском рынке страны довольно высока доля импортной молочной продукции. В этой сфере наша страна намерена использовать западный опыт кооперативного строительства бизнеса, и в ближайшие три года стать заметным экспортером на рынках СНГ.

В национальном плане "100 конкретных шагов" отдельным пунктом выделена задача привлечения стратегических инвесторов для развития производства молока и молочной продукции.

Фермы и фермеры

Согласно мастер-плану развития отрасли молочного скотоводства Минсельхоза РК до 2020 года будут приняты следующие меры:

1. Строительство новых молочно-товарных ферм (МТФ) промышленного типа - планируется запустить  20 ферм общей емкостью 24 000 дойных голов. Суммарный объем выпускаемого молока на этих фермах к 2020 году составит 158,4 тыс.тонн в год. При этом, показатель надоев на одну корову в год за  счет улучшения кормовой базы, технологии содержания и уровня менеджмента будет расти ежегодно на 100 кг - до 6600 кг  к 2020 году.

2. Строительство мини молочно-товарных ферм семейного типа - планируется строительство 2000 ферм (4 типа по 500 ферм) на 24, 50, 100 и 200 дойных голов. К 2020 году данные фермы будут содержать 187 000 дойных голов и производить 689 тыс.т молока ежегодно.

3. Увеличение мощности и модернизация существующих МТФ - планируется охватить около 100 существующих ферм.  Увеличение поголовья на них даст общий пророст 23,3 тыс. голов, в основном за счет импорта высокопродуктивного поголовья. В  конечном итоге это даст увеличение производства молока до 74 тыс.тонн в год.

4. Увеличение продуктивности существующего поголовья - рост производства молока в сельхозформированиях (СФХ) и личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) на 750 тыс. тонн к 2020 году будет достигнуто за счет постепенного увеличения удоев на одну голову. Так, в существующих крупных МТФ заложен ежегодный рост 1%, или на 40 кг. В крестьянских и фермерских хозяйствах -  на 3% или на 40-60 кг в год, до 2473 кг.

При этом эффект от реализации программы развития отрасли запланирован следующий - производство молока довести с 3,456 млн тонн в 2013 до 5,107 млн в 2020 году.

Стоит отметить, что по итогам 2014 года рост производства молока составил — 2,6% (5020,1 тыс. тонн) . Максимальный рост отмечается в СФХ – на 15% (903,3 тыс.тонн). Возможна коррекция плановых показателей в сторону их увеличения.

Молочные братья 

В программе "100.. шагов" Лидером нации обозначен экспортный приоритет  -  в течение трех лет обеспечить  экспорт до половины выпускаемой продукции на рынки стран СНГ. И эта работа будет строиться по примеру новозеландской Fonterra и датской Arla, с развитием кооперативного производства на селе.

Новозеландская компания Fonterra интересна, прежде всего, тем, что она воплотила советскую мечту о колхозах на высшем уровне -  это кооператив, объединяющий 10500 новозеландских фермеров. Новая Зеландия - крупнейший в мире экспортер молочной продукции - около трети всей глобальной торговли, и 90% всего молока там производит Fonterra.

Итак, собственником транснациональной компании (ТНК)  Fonterra (Fonterra Cooperative Group Ltd) является вертикально интегрированный кооператив из  10500 новозеландских фермеров-пайщиков. Они  несут ответственность по обязательствам фирмы в пределах паевого капитала. Кроме того, в компании трудятся несколько тысяч наемных работников.

Fonterra является ярким примером кооператива транснационального масштаба, причем в этой отрасли половина ведущих ТНК являются именно кооперативами. Как и упомянутая датская компания Arla. Исторически кооперативы возникли как способ преодоления разрыва в рыночных возможностях между крупными капиталистическими структурами и разрозненной массой мелких фермеров.

В версии Fonterra, кооператив – это бизнес, который принадлежит и контролируется людьми, которые пользуются его услугами. Члены кооператива в равной степени участвуют в доходах бизнеса. Такая организационная форма создает доверительные отношения между участниками производственно-сбытового процесса по всей цепочке. Каждый член кооператива может проголосовать за лидера (один член – один голос). Фермеры снабжают молокозаводы молоком и участвуют в прибыли через выплаты.

Отметим, что заводы компании располагаются как в Новой Зеландии, так и в странах с растущими рынками, где используют местное сырье, отвечающее строгим критериям качества компании. Глобальные цепочки  Fonterra охватывают140 стран мира

Такой уникальный опыт успешного хозяйствования - когда производители и сбытовики являются равноправными партнерами -  в Казахстане  безусловно найдет поддержку как в силу природно-климатических условий, так и ментальности - прошло всего чуть больше 20 лет со времен распада колхозов и совхозов.

Но как говорили в те времена, колхоз - дело добровольное.

Сіздің реакцияңыз?
Ұнайды 0
Ұнамайды 0
Күлкілі 0
Ашулы 0

Серіктес жаңалықтары