Морской порт Актау расширяется свои границы в северном направлении.
«На территории расширения морского порта Актау в северном направлении построены три сухогрузных причала: один зерновой и два универсальных. Возведено зернохранилище, которое состоит из шести резервуаров общим объемом 60 тысяч тонн, что позволит переваливать на новом терминале порядка полутора миллионов тонн зерна в год. Ведется строительство сухогрузного терминала для генеральных и контейнерных грузов мощностью 1,5 млн тонн в год. Построены площадки для размещения и хранения контейнеров, прибывает современная перегрузочная техника», - говорится в сообщении пресс-службы «КТЖ»
Как сообщил президент АО «НК «Актауский международный морской торговый порт», капитан Михаил Ялбачев, ускоренными темпами ведется строительство новых объектов транспортной инфраструктуры с целью увеличения пропускной способности порта и повышения его потенциала как логистического хаба в регионе.
На акватории северного расширения ведутся дноуглубительные работы. Произведена выемка свыше 500 тысячи кубических метров грунта, что составляет половину из запланированного объема.
По словам М.Ялбачева, также возводятся объекты производственного назначения, здание центра санитарно-эпидемиологических услуг, материальные и инвентарные склады. Ведется укладка подъездной автомобильной дороги.
Расширение Актауского международного морского торгового порта в северном направлении позволит увеличить его пропускную способность с 16,5 до 19,5 миллионов тонн в год и предоставлять транспортные услуги на современном уровне. Реализация данного проекта направлена на становление главной морской гавани республики как важного логистического центра на новом Шелковом пути и надежного узла в транспортной системе Казахстана.
Актауский международный морской торговый порт расширяет границы в северном направлении, что позволит ему увеличить пропускную способность с 16,5 до 19,5 миллиона тонн в год и предоставлять транспортные услуги на современном уровне.
Реализация проекта направлена на становление главной морской гавани республики как важного логистического центра на новом Шелковом пути и надежного узла в транспортной системе Казахстана. Уже возведено зернохранилище, которое состоит из шести резервуаров общим объемом 60 тысяч тонн, что позволяет переваливать на новом терминале порядка полутора миллионов тонн зерна в год. На сегодня ведется активное строительство сухогрузного терминала для генеральных и контейнерных грузов мощностью 1,5 миллиона тонн в год. Также построены площадки для размещения и хранения контейнеров и причалы для прибытия на порт современной перегрузочной техники.
Событие транскаспийской значимости произошло вчера на берегу Каспийского моря, в 65 км от столицы Азербайджана, в новом морском порту Алят.
В торжественной церемонии успешного запуска нового транскаспийского транзитного маршрута принимали участие вице-премьер АР Абид Шарифов, заместитель министра транспорта АР Ариф Аскеров, руководители железных дорог: Казахстана – Аскар Мамин, Азербайджана – Джавид Гурбанов и Грузии – Мамука Бахтадзе, а также посол КНР в Азербайджане Хун Цзюинь, многочисленные представители прессы Азербайджана, Казахстана и других стран. Все они встречали контейнерный поезд Nomadexpress сообщением Шихези (КНР) – Достык – порт Актау (РК) – порт Алят – Кишлы (окрестность Баку).
Этот состав – результат скоординированной работы железных дорог Китая, Казахстана, Азербайджана, морских портов Актау и Алят, азербайджанского морского пароходства. Контейнерный поезд проделал более 3 500 км пути – через Казахстан и Каспийское море – за 5 суток, доставив каустическую соду с китайской станции Шихези. Данный маршрут открыт в рамках реализации новой экономической политики «Нұрлы жол» и программы «Новый Шелковый путь».
Президент АО «НК «Қазақстан темір жолы» А. Мамин, выступая на торжественной церемонии, подчеркнул, что транскаспийский маршрут имеет огромный потенциал для становления Казахстана и Азербайджана транзитным мостом между Азией и Европой. По его словам, огромный импульс развитию грузоперевозок по данному маршруту придаст ввод в эксплуатацию железной дороги Карс – Ахалкалаки, которая станет важной составной частью транскаспийского маршрута.
Председатель ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Д. Гурбанов также отметил актуальность этого направления и поблагодарил казахстанскую сторону за активное участие в развитии важного международного проекта, который будет способствовать увеличению транзитных объемов в направлении стран Кавказа, Турции и Европы.
По словам А. Мамина, учитывая прогнозируемый товарооборот между странами региона, потенциал контейнерных перевозок транскаспийского маршрута к 2020 году оценивается в более 300 тыс. ДФЭ. Данный потенциал, подчеркнул он, может быть полностью реализован при согласованной работе всей мультимодальной цепочки Китая, Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции по обеспечению качественного сервиса, включающего оптимальные сроки доставки, мультимодальные транспортные решения и конкурентную тарифную политику.
– Уже сегодня за нашей совместной работой пристально наблюдают мировые корпорации, имеющие производственные мощности в Китае и Юго-Восточной Азии для обеспечения логистическими решениями транспортировки собственной продукции на рынки сбыта как из Азии в Европу, так и в обратном направлении, – уверен глава КТЖ.
До конца текущего года, как сообщил А. Мамин, планируется организовать контейнерный поезд из Китая через Азербайджан и Грузию назначением в Стамбул. Его грузинский коллега М. Бахтадзе заявил, что этим маршрутом уже интересуются Корея, Японии и партнеры из других стран.
Как подчеркнул глава КТЖ, высокий уровень сотрудничества между Казахстаном и Азербайджаном по развитию Транскаспийского маршрута стал возможен благодаря договоренностям на высшем уровне между Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым и Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.
Символично, что первый контейнерный поезд доставлен в Баку первым локомотивом пятого поколения ТЭ33А серии Evolution Азербайджанских железных дорог. Это событие – свидетельство высокого уровня сотрудничества между Казахстаном и Азербайджаном в области транспортного машиностроения.
– Азербайджанские железные дороги и «Казақстан темір жолы» имеют многолетнюю и успешную историю взаимного сотрудничества, – подчеркнул глава азербайджанских железных дорог Д. Гурбанов.
Он заявил о готовности к взаимовыгодному партнерству с АО «НК «Қазақстан темір жолы» в сфере дальнейшего расширения поставок высококачественной железнодорожной продукции.
– Казахстан является надежным поставщиком продукции железнодорожного машиностроения. Это – тепловозы, электровозы, стрелочные переводы и другая железнодорожная номенклатура. Общий объем заключенных контрактов оценивается в 350 миллионов долларов, – отметил президент АО «НК «Қазақстан темір жолы» А. Мамин.
Тепловозы производства АО «Локомотив құрастыру зауыты» из Астаны поступают согласно подписанному договору финансового лизинга между ЗАО «Азербайджанские железные дороги» и АО «БРК – Лизинг». Проект финансируется дочерней организацией АО «Банк развития Казахстана» в рамках поддержки казахстанских экспортеров, предусмотренной в соответствии с новой экономической политикой «Нұрлы жол». Это первая для Казахстана сделка международного уровня, связанная с поставками отечественных товаров на экспорт по схеме лизингового финансирования. До конца текущего года АО «Локомотив құрастыру зауыты» планирует экспортировать в Азербайджан 10 современных тепловозов. К слову, в настоящее время казахстанские локомотивы успешно эксплуатируются на железных дорогах Кыргызстана, Таджикистана, Украины и Туркменистана.
– Привезли первый локомотив в Азербайджан! – с гордостью говорят машинист Алматинского эксплуатационно-локомотивного депо Аманат Абдулмурзаев и его помощник Дидар Коппаев. Сложное путешествие тепловоз, который весит 138 тонн, преодолел с честью. Бригада машинистов не сомневалась в успешном маршруте. В своем родном депо они ездят на аналогичных машинах. И поэтому знают, что техника хорошая, надежная. Ее с гордостью можно передать братским партнерам.
– Тепловоз пятого поколения. Современный, мощный. Очень удобный – в нем все условия созданы для комфорта локомотивной бригады, он снабжен кондиционером «зима-лето», электроплитой, холодильником, – подчеркивает первый заместитель начальника эксплуатационно-локомотивного отдела азербайджанских железных дорог Шакир Салманов. Бригада машинистов под его руководством уже прошла стажировку по управлению этой техникой в Казахстане. На павлодарском направлении они водили составы весом свыше 4 300 тонн.
Такая мощная техника очень нужна на наших дорогах, считают машинисты Александр Гаврилов, Резван Мириев, Ровшан Набиев и Шагин Асланов. Все они будут возить грузы на участках азербайджанских железных дорог Евлах – Балакан, Евлах – Кучарли, Шпрван – Астара и Имишли – Хорадиз.
На заводе в Астане этот локомотив покрасили в традиционные азербайджанские цвета, а его переднюю панель украшают государственные флаги Казахстана и Азербайджана.
– Это символ нашей дружбы и надежного сотрудничества, а также больших перспектив транскаспийского транзита на маршрутах Великого шелкового пути, – сказал Д. Гурбанов.
Мангистауская область становится крупным транспортно-логистическим центром, формируя региональный хаб на юго-западе Казахстана.
Объем транспортировки нефти АО «Казмортрансфлот» по морю в 2014 году составил более 9 млн тонн. Об этом сообщил во время открытия офиса АО «Казмортрансфлот» аким Мангистауской области Алик Айдарбаев.
Деятельность компании способствует загрузке морского порта «Актау», тем самым увеличивая перевалку грузов морским путем. Отрасль морского торгового транспорта становится одной из основных в транспортной сфере Мангистауской области.
Для усиления транзитного и экспортного потенциала республики и самого региона начата реализация ряда крупных проектов, в том числе и по программе «Нұрлы жол». Таких, как железнодорожные линии, автомобильные дороги, расширяющийся морской порт Актау.
Два года назад была запущена железнодорожная линия Узень – Болашак – госграница Туркменистана. Этот проект позволил открыть новый путь для перемещения казахстанских грузов в направлении Туркменистана, Ирана и портов в Персидском заливе.
Также он позволит сформировать международный транзитный коридор для китайских, российских и белорусских грузов. Через станцию Болашак в южном направлении в 2013 году было перевезено 0,3 млн тонн, а в 2014 году – 1,6 млн тонн грузов. Большей частью это зерно и черный металл. Не так давно завершили строительство иранского участка. За счет этого уже к 2020 году планируется увеличение уровня грузоперевозок по этому коридору до 15–20 млн тонн. Реализация проекта позволила Мангистау стать регионом, обеспечивающим короткий путь к южным морям.
По железнодорожной линии Жезказган – Бейнеу в 2014 году также было запущено грузовое движение. Эта линия, пройдя через четыре области, свяжет восток, центр и запад РК. Стоимость проекта – 561,2 млрд тенге. Полное завершение работ запланировано на первый квартал следующего года. Строительство железнодорожной линии Боржакты – Ерсай, обеспечивающей подъезд к строящемуся паромному комплексу в поселке Курык, окончится уже нынче. Сам паромный комплекс стоимостью 16,4 млрд тенге и мощностью 4 млн тонн в год ориентирован на перевалку зерна, нефтепродуктов, удобрений и химикатов.
– Расширение морского международного торгового порта планируется завершить во второй половине 2015 года. А строительство транспортно-логистического центра в Актау на территории СЭЗ «Морпорт Актау» начнется уже вскоре. Все эти крупные инфраструктурные проекты направлены на то, чтобы превратить в целом Казахстан и наш регион в крупный транспортно- логистический узел. Одним из звеньев этой цепи является компания «Казмортрансфлот», – говорит аким Мангистауской области Алик Айдарбаев.
Надо отметить, что «Казмортрансфлот» – это единственная национальная компания, офис которой находится в Актау. В данный момент ее флот состоит из 6 танкеров вместимостью более 12 тыс. тонн. Часть из них работает как в Каспийском, так и в Черном и Средиземном морях. Также есть 5 буксиров и баржи. Общий объем транспортировки нефти КМТФ за прошлый год составил больше 9 млн тонн.
– Несмотря на экономический кризис, наша компания окончила прошлый год с положительными экономическими показателями, – отмечает Куаныш Есетов, советник генерального директора НК «Казмортрансфлот».
Члены Республиканского общественного штаба кандидата в Президенты РК Нурсултана Назарбаева посетили Мангистаускую область. Состоялись встречи с активом области, медицинскими работниками, предпринимателями региона, работниками АО «Актауский международный морской торговый порт» и ТОО «Актауский литейный завод».
В составе делегации – руководитель Республиканского общественного штаба Мухтар Кул-Мухаммед, первый заместитель Председателя партии «Нур Отан» Бауыржан Байбек, председатель Демократической партии «Ак жол» Азат Перуашев, председатель партии «Бiрлiк» Серик Султангали, директор собственного вещания «КТК» Артур Платонов, депутаты Мажилиса Парламента РК, представители НПО, научной и творческой интеллигенции.
Встреча с активом Мангистауской области состоялась в стенах областного музыкально-драматического театра им. Н. Жантурина. В своих выступлениях мангистауцы отметили особую роль Главы государства в развитии их региона.
Член АНК, председатель общественного объединения «Народное согласие» Юсуп Шахшаев подчеркнул, что жители области всегда будут надежной опорой Президенту.
– Казахский народ – это корень могучего дерева, объединившего более 140 народов в единый казахстанский народ под единым шаныраком. Единство и согласие – та подпитывающая энергия, которая сохранит это дерево на века. Общественное объединение "Народное согласие", которое состоит из 20 этнокультурных центров, и весь Мангистау всегда были и будут надежной опорой, – заявил Ю. Шахшаев.
Также члены РОШ встретились с коллективом Актауского морского порта.
Рабочий Эйбат Хантемиров попросил высоких гостей передать искреннюю признательность Нурсултану Назарбаеву за то, что он делает для своего народа.
– Я приехал на Мангышлак в далеком 77-м году. Здесь я создал семью, родились мои дети. Так судьба меня связала с Казахстаном и портом Актау. Я работаю здесь 20 лет. Мой сын работает в порту Баутино. В этой стране наша семья обрела счастье, благополучие и стабильность. Все это благодаря заботе Нурсултана Назарбаева. Я призываю каждого казахстанца голосовать сердцем, голосовать за себя, за свое будущее, за будущее своих детей и внуков, а также за процветание Республики Казахстан, – сказал Э. Хантемиров.
Далее члены РОШ встретились с медицинскими работниками, посетив областной центр крови.
– Я работаю в перинатальном центре. Трудовой стаж 15 лет. Поэтому на себе испытал трудный период в системе здравоохранения, когда в больницах не хватало лекарственных средств. С началом внедрения программы "Саламатты Казахстан", инициированной Президентом Нурсултаном Назарбаевым, где одним из приоритетов обозначено здоровье наших граждан, результаты не заставили себя долго ждать. Медицинское сообщество ощутило на себе, какие кардинальные изменения произошли за короткий промежуток времени, – выступил реаниматолог областного перинатального центра Аймет Мухаметов.
Врач-кардиохирург Женис Козыбаев высказал особую благодарность Главе государства за программу «Болашак».
– В 2008 году мне посчастливилось обучаться в Бакулевском институте по специальности «кардиохирургия», благодаря Президентской программе. Когда я в 2006 году приехал в Москву, у нас в группе были ребята из разных стран: Молдовы, Грузии, Армении, России, Кот-д’Ивуара и других. В процессе знакомства мы рассказали о программе «Болашак», с помощью которой у казахстанских студентов появилась возможность получить образование в ведущих университетах мира. Все они восхищались тем, что Нурсултан Назарбаев делает такие колоссальные инвестиции в будущее своего народа.
Члены РОШ также встретились с предпринимателями региона и работниками ТОО «Актауский литейный завод». Они высказали слова благодарности в адрес Главы государства за поддержку и развитие Мангистауской области.
Участники встреч заявляли, что 26 апреля они будут голосовать за Лидера нации, потому что Нурсултан Назарбаев является гарантом стабильности и процветания Казахстана.
Дан старт строительству на берегу Каспия паромного комплекса, а за день до этого в Жамбылской области были уложены первые 100 метров вторых путей будущей 110-километровой железной магистрали Шу – Алматы-1.
В церемонии запуска строительства нового паромного комплекса в порту Курык приняли участие первый заместитель Премьер-Министра Бакытжан Сагинтаев, президент АО «НК «Қазақстан темір жолы» Аскар Мамин и аким Мангистауской области Алик Айдарбаев. Комплекс станет важной составляющей транспортно-логистической системы страны, и в частности Мангистауской области. Его строительство позволит обеспечить перевалку грузов, не выгружая его из вагонов, в сопредельные государства Каспийского региона и далее – в Европу.
– Паромный комплекс ориентирован на перевалку товаров народного потребления, зерна, нефтепродуктов, удобрений, химикатов. В период строительства будет создано 500 новых рабочих мест, а во время его эксплуатации – 250 мест. Объем инвестиций на реализацию проекта составит 32,7 миллиарда тенге, – отметил в своей речи аким Мангистауской области Алик Айдарбаев. – Данный проект реализуется в рамках выбранных нашей областью пяти стратегических направлений развития, которые одобрил Глава государства во время своего визита в регион в октябре прошлого года. Паромный комплекс позволит Мангистауской области окончательно сформироваться в качестве регионального хаба на юго-западе Казахстана.
Уже сейчас порт Курык не справляется с возрастающими объемами перевалки грузов. Потому, считают портовики, новый логистический центр здесь просто необходим. Его проектная мощность – 4 млн. тонн в год. Этот объем будет в полной мере соответствовать мощностям портов наших партнеров на другой стороне Каспийского моря. И позволит Актау стать надежным звеном в логистической цепочке под названием «Новый шелковый путь», который соединит Китай и страны Старого Света.
Сейчас полным ходом идет строительство железнодорожной линии Боржакты – Ерсай. Сначала она будет использоваться для доставки грузов, необходимых для строительства паромного комплекса, а в будущем же линия сама станет важным инфраструктурным объектом поддержки морских нефтяных операций.
Место для строительства паромного комплекса выбрано не случайно. Здесь качественный грунт и небольшие глубины, что позволит снизить расходы на дноуглубительные работы, к тому же естественная незамерзающая бухта защищена от ветров. Поэтому простоя судов из-за шторма и плохой погоды будет намного меньше. Закончить строительство планируют к концу 2016 года.
Примечательно, что к тому же сроку приурочено и другое событие, которое также произойдет при непосредственном участии АО «НК «Қазақстан темір жолы». Именно в конце 2016 года последнее звено новой ветки ляжет на 110-километровом участке вторых путей железной магистрали Шу – Алматы-1 и передвижные сварочные машины заменят 25-метровые на 800-метровые рельсы, изготовленные Луговским заводом.
В торжестве по случаю начала реализации проекта в рамках новой экономической политики «Нұрлы жол – путь в будущее» приняли участие первый вице-министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, аким области Карим Кокрекбаев, президент АО "НК "КТЖ" Аскар Мамин, железнодорожники и жители Шуского района.
…Звучит команда – и могучая рука крана, повинуясь оператору – опытному Жанибеку Мамырбаеву, аккуратно и точно опускает на земляное полотно 25-метровое звено пути из бетонных шпал и стальных рельсов. За дело немедленно берутся рабочие-путейцы в желто-оранжевых жилетах – "гудках" и белых касках. Серебром отливают на солнце хромированные накладки из легированной стали, болты, а в руках Ерлана Бахтиярова и Жандоса Жуанышева – громадные гаечные ключи, еще более подчеркивая праздничность момента.
С каждым годом движение поездов по существующей линии протяженностью 306 километров становится все более интенсивным. С вводом в эксплуатацию вторых путей пропускная способность участка возрастет с 25 до 80 млн. тонн, а время следования грузовых поездов сократится в два раза. За 18 месяцев, отведенных для строительства, предстоит протянуть более 110 километров главных путей, уложить 64 железобетонные трубы, возвести 22 моста, 6 дюкеров и 2 путепровода. Участниками этой грандиозной и высокооплачиваемой работы станут 1 500 жамбылцев.
Порадуемся, пассажиры, ведь «бархатными» такие пути и называют потому, что вагон катится по ним мягко, практически бесшумно, лишь колеса время от времени нарушают покой в купе перестуком на стыках рельсов, да и то, не через 25 метров, как бывало, а через 2 000. Но «бархат» – это еще и значительная экономия рабочей силы, материалов (одних только болтов и накладок на километр обычного пути требуется 160 штук). Плюс высокая безопасность движения.
За последние годы на линии Астана – Алматы выполнена большая работа по модернизации верхнего строения железной дороги. Это позволило повысить скорость пассажирских поездов и сократить время нахождения в пути быстроходного «Тұлпара».
Реализация нынешнего проекта сделает железнодорожную отрасль еще более могучей, а значит, ускорит развитие экономики страны.
Мангистаускую область посетил министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев. На повестке дня - вопросы развития транспортно-логистического потенциала Западного региона Казахстана. В рамках рабочей поездки министр ознакомился с ходом работ ряда инвестиционных объектов. Самым первым из них стал Актауский международный морской торговый порт.
Грузопоток Морского порта Актау растет с каждым днем. Только по итогам прошлого года объем перевозок через морские ворота республики составил более 10 миллионов тонн. Это на 2% больше аналогичных показателей предыдущего года.
К слову, подобный рост объемов перевозок связан и с вводом в эксплуатацию новых железнодорожных линий «Жезказган – Бейнеу» и «Узень – Болашак». Несмотря на то, что дороги начали функционировать недавно, они уже приносят свои плоды.
Стоит отметить, что в рамках исполнения поручений, обозначенных в Послании Президента РК Н.Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол - путь в будущее», в Мангистауской области реализуется ряд транспортно-логистических проектов. В том числе расширение морского порта Актау в северном направлении, строительство железнодорожной линии «Боржакты - Ерсай», паромного комплекса в порту «Курык».
Железнодорожная линия «Боржакты - Ерсай» создаст инфраструктурную основу для реализации проекта по строительству паромного комплекса порта «Курык» и нескольких индустриальных проектов в прибрежной зоне. В результате реализации всех проектов будет создано более 4 000 новых рабочих мест. Общий объем инвестиций в развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры Мангистауской области за последние 5 лет составил более 200 млрд тенге.
Уже второе судно встало под погрузку зерна нового урожая в Актауском международном морском порту на Каспии. Пшеница, отправляемая потребителям, выращена сельхозтоваропроизводителями основных зерносеющих регионов республики - Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской областей.
Хлеб поступает на зерновой терминал «Ак бидай» морпорта Актау, откуда отправляется на экспорт, сообщает пресс-служба АО «НК «КТЖ».
«Сегодня к нам активно идет зерно нового урожая, мы строго соблюдаем график отправки, стараемся, чтобы хлеб потребитель получил вовремя», - отмечает президент АО «Национальная компания «Актауский международный морской торговый порт» Михаил Ялбачев.
Он также добавил, что зерно транспортируют казахстанские сухогрузы «Бекет Ата» и «Туркестан», успешно выполняющие также и другие экспортные контракты.
Морской порт Актау входит в число крупных портов Каспийского моря, на его долю приходится приблизительно 25-29% всего грузооборота Каспия.
Морской порт Актау встретит первый пробный контейнерный поезд, который выходит через Каспийское море в Европу. Об этом сегодня сообщил директор морского порта Актау Михайл Ялбачев в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций.
«Взаимодействие портовиков, железнодорожников, судовладельцев, экспедиторов Казахстана, Турции, Азербайджана, Грузии, Китая в рамках транскаспийского международного транспортного маршрута сейчас привело к тому, что на сегодня мы ожидаем прибытия в Актау первого пробного контейнерного поезда, который был сформирован в рамках работы этого коридора», - сообщил Ялбачев.
По его данным, именно сегодня порт встретит первый контейнерный поезд.
«Дальше он (поезд - прим. авт) пройдет через Каспийское море и выйдет в Европу», - сообщил он.
Расширение морского порта Актау в северном направлении даст толчок для увеличения грузопотока. Об этом сообщила сегодня на брифинге СЦК заместитель акима Мангистауской области Шолпан Ильмуханбетова.
«По крайней мере, после этого проекта мы ожидаем, что объем грузопотока через морской порт Актау будет увеличен почти в два раза», - отметила заместитель акима Мангистауской области.
«Естественно, что для приема такого потока груза сейчас на территории морского порта создается соответствующая инфраструктура: перевалочные базы, дамбы, прибрежная инфраструктура и т.д», - сказала Ш.Ильмуханбетова.
Как известно, в регионе расположен единственный морской порт Казахстана - порт Актау. Традиционно между Россией и Казахстаном лучше развиты сухопутные транспортные связи. Поэтому в перспективе порт Актау планирует оставаться на уровне объемов 2009-2014 годов. Основной объем грузов, проходящих через порт Актау, больше ориентирован на страны Европы через порты Баку и Турции.
Возможности морского порта Актау руководство региона оценивает как эффективный инструмент для привлечения инвестиций. Об этом на брифинге в Службе центральных коммуникаций сообщила заместитель акима Мангистауской области Шолпан Ильмуханбетова.
«Армения является одним из кандидатов на вступление в Таможенный союз. Если говорить об этой стране, то в области зарегистрировано 3 совместных предприятия с Арменией в двух отраслях экономики: электротехнические и монтажные работы, оптовая торговля широким ассортиментом товаров. Товарооборот области с Арменией в 2013 году составил 398,0 тыс долларов, основная доля в котором приходится на экспорт», - сказала замакима Мангистауской области.
Шолпан Ильмуханбетова отметила, что морской порт Актау является эффективным инструментом для привлечения инвестиций.
«Сейчас проводится ряд переговоров по открытию здесь ряда производств совместно с российскими компаниями, в основном в сфере машиностроения», - дополнила Ш.Ильмуханбетова.
Порт Актау расположен на восточном побережье Каспийского моря и является единственным морским портом Республики Казахстан, предназначенным для международных перевозок различных сухих грузов, сырой нефти и нефтепродуктов. Создание новых периферийных промышленных центров, подъем экономики и культуры национальных окраин, а также интересы укрепления обороноспособности страны бывшего Советского Союза, требовали соответствующего транспортного обеспечения, в частности, морского сообщения.
Для транспортировки продукции урановой промышленности и нефтяных месторождений Мангышлакского региона в 1963 году был построен порт Актау. Позже порт сыграл значительную роль в строительстве атомной электростанции БН-350, заводов химической отрасли и непосредственно самого города Актау.
Создание порта началось со строительства главного и вспомогательного волноломов и одновременно четырех сухогрузных причалов. В 1969 - 1986 годы были созданы четыре нефтеналивных причала и паромный комплекс. В СССР большая часть перевозок через порт Актау приходилась на нефть (до 7 млн. тонн в год в начале 80-х годов), перевозка же сухих грузов не превышала 300 тыс. тонн в год. С распадом Советского Союза объемы перевозок значительно сократились. В 1995 году в связи с интенсивным экспортом казахстанского металла и увеличением объемов морской транспортировки нефти возникла необходимость увеличения мощностей порта Актау.
1999 год стал поворотным и знаменательным в жизни порта. Реализованы проекты обновления мощностей, которые улучшили портовую инфраструктуру. Правительство Казахстана совместно с Европейским Банком Реконструкции и Развития реализовало программу кардинального развития и реконструкции порта 1997-1999 гг. на сумму 74 млн. долларов США.
В церемонии завершения реконструкции порта Актау принял участие Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев.
После реконструкции возможности перегрузочные комплекса порта по обслуживанию сухогрузов существенно увеличены при сохраненных прежних возможностях по перевалке нефти.
Сегодня порт Актау представляет собой современный многоцелевой терминал и, как в большинстве портов мира, его работа не останавливается ни на минуту.
Современная портовая инфраструктура создала для Республики Казахстан условия для лидерства среди всех стран Каспийского моря по качеству, многообразию и доступности портовых услуг.
На сегодняшний день порт Актау ставит для себя вполне решаемые задачи по:
- реализации Послания Главы государства «Нурлы Жол – путь в будущее», в частиразвития транспортно-логистической инфраструктуры страны;
- интеграции отечественного инфраструктурного сервиса в мировую торговую и транспортную систему;
- обеспечению интеграции сухого порта «Хоргос – Восточные ворота» с морским портом Актау, в рамках дальнейшей реализации государственной Концепции формирования транспортно-логистической системы республики;
- усилению стратегической роли порта Актау для Казахстана, в силу его уникального географического положения;
- поддержанию существующих и становлению новых транспортных маршрутов, таких как «Новый шелковый путь».