1 июня 2015 года, в Международный день защиты детей, в Шымкенте запустили детскую железную дорогу. Она появилась в Шымкенте в 1979 году и была одной из составляющих великолепной зоны отдыха с дендропарком и зоопарком.
Несколько последних лет она простаивала. Но идея возрождения шымкентской гордости - детской железной дороги - активно обсуждалась и поддерживалась на всех уровнях. А в последние четыре года начались работы по ее реанимации.
Сначала реконструировали две станции. Потом взялись за подвижной состав и саму дорогу. А между тем против запуска этого объекта была решительно настроена Шымкентская транспортная прокуратура.
Еще до наступления летнего сезона она направила предостережение в порядке ст.25-1 Закона РК «О прокуратуре» тогдашнему и.о. руководителя отдела жилищно-коммунального хозяйства г. Шымкента Т. Касымбекову. В нем, в частности, сказано: «Указанный комплекс состоит на балансе отдела ЖКХ. Для эксплуатации передан ГКП «Тұрғын үй», учредителем которого является акимат г. Шымкента.
В соответствии со ст. 30 Закона РК «О железнодорожном транспорте» участники перевозочного процесса обязаны обеспечить безопасные условия для жизни и здоровья граждан, проезда пассажиров, а также соблюдение требований безопасности движения по магистральным, станционным и подъездным путям. Как показал анализ, железнодорожные пути детской дороги за последние несколько лет не ремонтировались, на переездах, пересекающихся с автомобильными дорогами, не установлены шлагбаумы.
Во избежание необратимых последствий при эксплуатации детского подвижного состава необходимо принять меры по соблюдению безопасности движения». Транспортная прокуратура констатировала: «Рассмотреть настоящее предостережение и принять действенные меры по недопущению нарушений законности не позднее 1.06. 2015 года».
Но этот документ был проигнорирован. И тогда шымкентский транспортный прокурор Е. Майлыбаев поручил инспекции транспортного контроля по ЮКО проверить техническое состояние локомотива, вагонов и надежность железнодорожного пути, по которому они движутся. Как следует из акта проверки с участием ведущих специалистов отдела контроля на железнодорожном и водном транспорте ГУ «ИТК» по ЮКО, локомотив серии ТУ2-112 приписки детская железная дорога г. Шымкента, выпущенный в 1959 году, эксплуатируется 56 лет при гарантийном сроке всего15.
Выводы контролеров: использование этого локомотива опасно для жизни людей. Аналогичная ситуация сложилась и с вагонами. Они не оборудованы автоматическими тормозами, стоп-кранами, сцепные устройства не прошли освидетельствование».
Опасность представляет и узкоколейка протяженностью 6,17 километра. Здесь имеются негодные и даже обгоревшие деревянные шпалы, оголенные их концы, сгнившие брусья. На стрелках отсутствуют запорные закладки. Не работают устройство «электрическая централизация», входной и выходной светофоры, пульт табло у дежурного по станции. Проверяющие также не обнаружили каких-либо обязательных документов по эксплуатации железнодорожного пути.
Комиссия направила представление в горакимат об устранении выявленных нарушений. В нем сказано: «Приостановить эксплуатацию детского поезда, курсирующего от станции «Стадион» до станции «Тулпар», и устранить нарушения, указанные в акте. Сроки исполнения - до 30.10.2015 года».