Skif на русском 20.11.2015 сағат 17:13

Единая антикризисная программа разработана в Казахстане

В Казахстане разработана единая антикризисная программа на предстоящие три года. Правительству поручено активнее привлекать инвестиции, увеличить темпы проведения второй волны приватизации. Перевыполняется план по строительству арендного жилья.

Бөлісу
Бөлісу
Бөлісу

На прошедшей неделе состоялось расширенное заседание Правительства под председательством Президента Нурсултана Назарбаева. Министр национальной экономики Ерболат Досаев в своем выступлении сообщил, что новая модель развития экономики Казахстана будет основана на максимальном использовании сравнительных конкурентных преимуществ, развитого человеческого капитала, преобладающей роли частного сектора и благоприятного инвестиционного климата.

Основные меры экономической политики предлагается сконцентрировать на двух направлениях - это системные меры по формированию новой структурной экономики и оперативные антикризисные меры. В формировании новой структурной экономики предполагается несколько приоритетных направлений, таких - как: развитие конкуренции и частного капитала; обеспечение макроэкономической устойчивости; структурные реформы и диверсификация экономики. В целях недопущения спада производства Правительством реализуется План оперативных мер по обеспечению роста экономики в 2015-2016 годах.

Председатель правления АО «НУХ «Байтерек» Куандык Бишимбаев сообщил, что в этом году план по строительству жилья будет перевыполнен - вместо 400 тысяч квадратных метров будет сдано в эксплуатацию 430 тысяч квадратных метров, в том числе 7,5 тысячи арендных квартир. При этом стоимость аренды одного квадратного метра составляет в среднем 900 тенге. То есть аренда - с выкупом, на 20 лет, - двухкомнатной квартиры площадью 50 квадратных метров будет стоить около 40 тысяч тенге. По мнению К.Бишимбаева, такое жилье будет очень доступным для населения, при средней зарплате 120 тысяч тенге.

По итогам заседания Глава государства дал ряд поручений. В частности, Президент потребовал активнее привлекать иностранные и отечественные инвестиции. Кроме того, Н.Назарбаев выразил недовольство работой Правительства по приватизации государственной собственности. 

«С целью расширения предпринимательской инициативы, я дал поручение Правительству по проведению второй волны приватизации, равной той, которую мы делали в первые десятки лет нашей независимости. Но темпы работы в этом направлении никого не могут устраивать», - сказал Н. Назарбаев.

Как отметил Президент, с начала запуска этой акции в конкурентную среду передано лишь 213 объектов, что составляет от запланированного объема - 28 процентов. В целом, в Казахстане в государственной собственности в настоящее время находится 80 процентов экономики, тогда как в государствах ОЭСР этот показатель - 15 процентов.

Кроме того, Глава государства поручил Правительству внести ряд изменений во Вторую пятилетку Государственной программы индустриально-инновационного развития, подчеркнув, что сейчас в мире инвестиционная активность и спрос снижаются, а конкуренция ужесточается. Поэтому при актуализации госпрограммы необходимо сконцентрироваться на повышении производительности, эффективности, отойти от поддержки малопродуктивных отраслей, выбрать проекты, ориентированные, прежде всего, на экспорт.

Правительство пересмотрело параметры республиканского бюджета на 2016-2018 годы. Об этом сообщил министр Е.Досаев, представляя в Мажилисе проект бюджета. «В связи с прогнозируемым, более высоким, объемом ВВП и импорта, доходы республиканского бюджета, без учета трансфертов, прогнозируются в 2016 году в сумме 3 665,3 миллиарда тенге, что на 152,1 миллиарда тенге выше по сравнению с августовским прогнозом. В 2017 году - 3 866,9 миллиарда тенге, рост на 142,7 миллиарда тенге, в 2018 году - 4 195,0 миллиарда тенге, рост на 63,5 миллиарда тенге.

Кроме того, размеры гарантированного и целевого трансфертов из Национального фонда в 2016-2018 годах также скорректированы при среднегодовом курсе 300 тенге за доллар США. «Дефицит республиканского бюджета на 2016-2018 годы сохранен в ранее определенных размерах. В результате расходы республиканского бюджета прогнозируются в 2016 году в сумме 7 666,7 миллиарда тенге - на 347,8 миллиарда тенге выше по сравнению с августовским прогнозом. В 2017 году - 8 124,4 миллиарда тенге, рост на 393,3 миллиарда тенге. В 2018 году 7 621,1 миллиарда тенге, рост на 164,1 миллиарда тенге.

Председатель Национального банка Данияр Акишев, в свою очередь, сообщил, что Нацбанк и Правительство разработали меры по сохранению инфляции на уровне 6-8 процента в 2016 году. Для достижения низкого уровня инфляции будет проведен целый комплекс мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, включая вопросы регулирования процентных ставок, тенговой ликвидности и гибкого обменного курса. К концу 2015 года инфляция превысит коридор 6-8 процентов, ранее установленный Национальным банком. Поэтому основной задачей Национального банка станет стабилизация инфляционных ожиданий и скорейшее возвращение показателей по инфляции в установленный коридор. 

В ходе обсуждения представленного Мажилису проекта республиканского бюджета Премьер-Министр сообщил, что Правительство разработало единую антикризисную программу на предстоящие три года.

«С точки зрения антикризисной программы Главой государства было поручено разработать программу по примеру 2007-2009 годов. Она фактически готова, её только надо адаптировать и принять. Это программа занятости с учётом действующих условий и антикризисная программа. То есть все решения, которые мы принимали, и различные поручения 2014, 2015, 2016 годов, они будут консолидированы в единую антикризисную программу на 2016-2018 годы», - заявил К.Масимов.

Премьер также отметил, что до 1 января 2016 года, базируясь на законопроектах, которые принял Парламент в рамках Плана нации «100 шагов», Правительством будут приняты все необходимые постановления и решения.

Среди антикризисных программ, реализуемых в странах СНГ, наибольшей проработанностью выделяется казахстанская, полагают эксперты, принявшие участие в круглом столе «СНГ: Испытание экономическим кризисом».

«Казахстанская программа выделяется с точки зрения доскональности проработки. Надо учитывать, что она была принята еще в январе, значительно раньше, чем у нас», - сказал директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Он, в частности, отметил большое внимание, которое в условиях кризиса Казахстан уделяет инвестированию в инфраструктурные проекты.

«Госинвестиции способны запустить цепочку спроса. Если они идут в такие направления как транспорт и коммунальная инфраструктура, это дает наибольший мультипликативный эффект - деньги расходятся по всей экономике, и, что очень важно, спрос увеличивается по всей цепочке - в металлургии, производстве стройматериалов и так далее. Этот опыт может и должен быть использован», - полагает Николаев.

Как считает доцент кафедры мировой политики факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Андрей Суздальцев, «в Казахстане работает очень хорошая группа экономистов».

Между тем, в ряде случаев разработка антикризисных мер осуществляется казахстанскими экспертами вместе с их российскими коллегами.

По словам президента Института национального проекта «Общественный договор» Александра Аузана, российские эксперты весь 2008 год работали вместе с казахстанским фондом национального благосостояния «Самрук-Казына», являющимся институтом развития и крупнейшим инвестором государственного капитала.

«В результате в июне нынешнего года в Казахстане началось практическое внедрение новых подходов в отношении стимулирования малого и среднего бизнеса, который, в свою очередь, должен стать более эффективным амортизатором кризисных явлений в экономике. Уже в конце года появятся результаты, которые, как мне кажется, можно будет тиражировать в других странах СНГ», - заключил эксперт.

Оқи отырыңыз

загрузка...

Соңғы жаңалықтар

Аптасына бір рет ең танымал мақалалардың дайджесін жібереміз

Қызықты материалдар